Трофимов | второстепенный герой в произведении "Вишневый сад"

из бедной семьи нет детей никогда не был женат/замужем скромный доход

Трофимов. Актер Андрей Феськов. Фильм “Сад”. 2008

Петр Сергеевич Трофимов – один из персонажей пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”; “вечный студент”, которого уже два раза выгоняли из университета.

Описание героя

Петр Сергеевич – сын аптекаря. Ему около двадцати семи лет. Он носит очки; всегда одет в “поношенный студенческий мундир”. По словам самого Трофимова, однажды он услышал в свой адрес такую характеристику: “Облезлый барин”. Раневская называет поклонника дочери Ани “чистюлькой, смешным чудаком, уродом”, “недотепой”, который не в состоянии завести настоящий роман с женщиной.

Трофимов – бывший учитель погибшего сына Раневской Гриши. Это очень умный образованный человек. Через Петра Сергеевича Чехов высказывает собственные мысли о бездеятельности русской интеллигенции, необходимости работать, повышать свой культурный уровень и т. д.

В разговоре с Аней Петр Сергеевич утверждает, что “искупить наше прошлое [столетия деспотизма и крепостничества]… можно только… необычайным, непрерывным трудом”. Он призывает девушку к свободе и предсказывает ей неизбежное счастливое будущее. Петр Сергеевич влюблен в Аню, но сам понимает у “вечного студента” нет никаких шансов взять ее в жены. Его слова “Мы выше любви!” выглядят попыткой оправдания за свое неопределенное положение и бедность.

Трофимов горд и самолюбив. Несмотря на крайнюю бедность, он, отправляясь вновь в Москву учиться, отказывается от предложенных Лопахиным денег, заявляя: “Я свободный человек!”. Упоминание о том, что Трофимова дважды выгоняли из университета – возможной намек на его революционную деятельность. “Вечный студент” высказывает мысли, характерные для русских радикалов XIX века: “…мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку” (ср. с “Философическим письмом” П. Я. Чаадаева).

Роль героя в произведении

Образ Трофимова связан с перспективой будущего, предчувствием “новой жизни” и устремленностью к ней. Горячие речи Петра Сергеевича отличаются “идейной наивностью”, иллюзорностью и несостоятельностью. Из всех героев пьесы к ним всерьез относится лишь семнадцатилетняя Аня.

Трофимов и Раневская

Многие критики считали Трофимова недостаточно энергичным и “бодрым” персонажем. Это моралист и проповедник возвышенных идей, а не практический деятель. У “вечного студента” нет никакой четкой программы действий. Ее заменяют молодая самонадеянность и убежденность в неизбежности наступления счастливого будущего. Единственный твердый постулат Трофимова – отрицание прошлого, т. е. дворянской крепостнической России.

А. С. Суворин писал о Трофимове: “Интеллигенция… говорит хорошие речи, приглашает на новую жизнь, а у самой нет хороших калош”. Горький характеризовал его так: “дрянненький студент”; пассивный, много говорящий, но ничего не делающий и ненужный герой.

Отношения автора к герою

Чехов относится к Трофимову одновременно с сочувствием и скепсисом. Петр Сергеевич – единственный герой пьесы, который осознает коренные общественные недостатки: неустроенность жизни, бесполезность интеллигенции, праздность дворянства. Он призывает к ликвидации эксплуататорских порядков и построению новой жизни на разумных и гуманных основах. При этом “вечный студент” молод и слишком неопытен в жизни. Он бессилен против тех сил, которые собирается ниспровергать. Автор не верит, что Трофимов действительно сможет одержать победу над формировавшимися веками устоями.

Прототипы

Литературным предшественником Трофимова является Саша из чеховского рассказа “Невеста”. В 1914 г. К. С. Станиславский вспоминал, как Чехов убедил одного сына горничной бросить службу в конторе и поступить в университет. Он утверждал, что “некоторые черты этого юноши, его угловатость, его пасмурную внешность облезлого барина” были внесены писателем в образ Трофимова.

Литература

  1. Галкин А. Б. Герои и сюжеты русской литературы. – М., 2012.
  2. Кантор В. К. Русская классика, или Бытие России. – М.; СПб., 2014.
  3. Овсянико-Куликовский Д. Н. Этюды о творчестве А. П. Чехова // Сухих И. Н. и др. А. П. Чехов: pro et contra. Том I. – СПб., 2002.
  4. Паперный З. С. Записные книжки Чехова. – М., 1976.
  5. Полоцкая Э. А. Вступительная статья к примечаниям; И. Ю Твердохлебов, Э. А. Полоцкая. Комментарии // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 13. Пьесы (1895-1904). – М., 1986.
  6. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.
  7. Станиславский К. С. А. П. Чехов в художественном театре // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. – 1986.
  8. Тамарли Г. И. Поэтика драматургии А. П. Чехова. – Таганрог, 2012.
  9. Энциклопедия литературных героев. – М., 1997.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 82

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *