Разбор задания №2 ОГЭ по русскому языку

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.


Второе задание направлено на анализ текста и поведения героев, а именно мотивов поведения или совершения каких-либо поступков. Для успешного выполнения данного задания необходимо сделать следующее:

  • внимательно прочитать текст
  • подумать и осмыслить прочитанное: правильный ответ на вопрос может содержать часть текста или термины, используемые в нем, а неправильные ответы наоборот противоречат утверждениям в тексте

Разбор типовых вариантов задания №2 ОГЭ по русскому языку


Текст:

На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках приехавшими к нему в город. Вслед за нянькой вошёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро. 

— Фролов, дружок, — сказал отец, — покажи-ка наш подарок ребятам.

Дети сами заглянули в ведро, но увидели там только снег. Запустив руку в ведро, Фролов вытащил из-под
снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были тверды и холодны. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.

 — Погодите, ребята, — сказал со смехом отец. 

— Их надо сначала разморозить.

И тогда — даю слово — они понравятся вам.

 Он опустил апельсин в холодную воду, и на поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его и не ел. Сам же Филька принёс свой апельсин отцу.

— Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод.

— Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда. Но не будь он такой большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую трубочку, на которой
медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу. 

Однако, — добавил он с достоинством, — рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом. 

Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу.
(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго» )

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый охотник не стал есть апельсин?»

  1. Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.
  2. У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.
  3. Апельсин был «чужим» фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.
  4. Старый охотник считал, что апельсин — это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.

Ответ на поставленный вопрос дается в последнем предложении текста - «был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу». Поэтому, правильный ответ в данном случае третий. Первый ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: «Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. — Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда». Второй ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от апельсина ради детей.Четвертый вариант нам тоже не подходит, так как в тексте не говорится о том, что старый охотник считает апельсины лакомством для детей.

Ответ: 3


Оцените мой разбор задания, поделитесь с друзьями в соцсетях и задавайте вопросы в комментариях!