Разбор задания №2 ОГЭ по русскому языку


Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.


Задание №2 ОГЭ по русскому - ИНФОГРАФИКА

Второе задание направлено на анализ текста и поведения героев, а именно мотивов поведения или совершения каких-либо поступков. Для успешного выполнения данного задания необходимо сделать следующее:

  • внимательно прочитать текст
  • подумать и осмыслить прочитанное: правильный ответ на вопрос может содержать часть текста или термины, используемые в нем, а неправильные ответы наоборот противоречат утверждениям в тексте

Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста - то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю.


Разбор типовых вариантов задания №2 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Текст из ОГЭ:

На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках приехавшими к нему в город. Вслед за нянькой вошёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро. 

— Фролов, дружок, — сказал отец, — покажи-ка наш подарок ребятам.

Дети сами заглянули в ведро, но увидели там только снег. Запустив руку в ведро, Фролов вытащил из-под
снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были тверды и холодны. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.

 — Погодите, ребята, — сказал со смехом отец. 

— Их надо сначала разморозить.

И тогда — даю слово — они понравятся вам.

 Он опустил апельсин в холодную воду, и на поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его и не ел. Сам же Филька принёс свой апельсин отцу.

— Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод.

— Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда. Но не будь он такой большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую трубочку, на которой
медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу. 

Однако, — добавил он с достоинством, — рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом. 

Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу.

(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго» )

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый охотник не стал есть апельсин?»

  1. Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.
  2. У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.
  3. Апельсин был «чужим» фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.
  4. Старый охотник считал, что апельсин — это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.
Алгоритм выполнения задания:
  • Читаем текст.
  • О чем этот текст? (тема) - Текст повествует о старом охотнике, который не хотел есть апельсин, потому что он казался ему чуждым тому, что растет в его родном лесу.
  • Что хотел этим текстом сказать автор? (основная мысль) - Автор хотел сказать, что пожилые люди преданы тем местам и предметам, которые окружали их с детства. Для старика съесть апельсин - означает своеобразное предательство.

Поразмышляем над каждым вариантом ответа.

  1. Первый ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: «Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. — Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда». Противоречит теме и основной мысли текста.
  2. Второй ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от апельсина ради детей. Противоречит теме и основной мысли текста.
  3. Ответ на поставленный вопрос дается в последнем предложении текста - «был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу». Поэтому, правильный ответ в данном случае третий. Именно этот вариант ответа соответствует теме и основной мысли текста.
  4. Четвертый вариант нам тоже не подходит, так как в тексте не говорится о том, что старый охотник считает апельсины лакомством для детей. Противоречит теме и основной мысли текста.

Ответ: 3


Второй вариант задания

Текст из ОГЭ:

 

(1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой – бальзамин. (5)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.

(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…

(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно. (16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт? (19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:

– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька. (26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:

– (27)Это тебе передача… от класса…

– (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.

– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.

– (30)За что? – испугался Пашка.

– (31)Как это за что? (32)За твою руку.

– (33)Не может быть… я же сам виноват… – Пашка выглядел растерянным. (34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:

– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.

– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. – (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались. (40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:

– (42)А можно я с тобой сяду?

(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.

(По С.А. Лубенец)

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Вень­ка решил, что „этот день стал самым счаст­ли­вым за по­след­ние шесть лет его жизни”?»

  1. Пашка Вин­ту­ев, пред­став­ляя Вень­ку ре­бя­там в боль­нич­ной па­ла­те, на­звал его своим дру­гом.
  2. Од­но­класс­ни­ки хотя и не хо­те­ли на­ве­щать Пашку Вин­ту­е­ва в боль­ни­це, всё же об­ра­до­ва­лись его воз­вра­ще­нию в класс.
  3. Вень­ка понял, что не толь­ко его, но и Пашку Вин­ту­е­ва не любят в клас­се.
  4. Пашка Вин­ту­ев, решив сесть за одну с Вень­кой парту, по­ло­жил конец вы­нуж­ден­но­му оди­но­че­ству сво­е­го од­но­класс­ни­ка.
Алгоритм выполнения задания:
  • Читаем текст.
  • О чем этот текст? (тема) - Текст повествует о нелегкой жизни мальчика, оказавшегося изгоем в классе.
  • Что хотел этим текстом сказать автор? (основная мысль) - Автор хотел сказать, что всего один поступок сможет изменить отношение окружающих к человеку.

Поразмышляем над каждым вариантом ответа.

  1. Первый ответ неправильный, так как событие произошло задолго до того, что описывается в конце текста, когда мальчик действительно был счастлив. Утверждение не отражает основной мысли текста.
  2. Второй ответ неправильный, так как одноклассники обрадовались возвращению Пашки, но на состояние Вениамина это никак не повлияло. Утверждение не отражает основной мысли текста. основной мысли текста.
  3. Утверждение неверно, так как не это сделало Веньку счастливым. Утверждение не полностью раскрывает основную мысль текста.
  4. Четвертый вариант верный, так как именно то, что Пашка сел рядом с Венькой в благодарность за его приход в больницу, положило конец одиночеству героя и сделало этот день самым счастливым в его жизни. Утверждение полностью соответствует теме и основной мысли текста.

Ответ: 4


Третий вариант задания

Текст из ОГЭ:

(1)В дет­стве у меня была лю­би­мая мяг­кая иг­руш­ка раз­ме­ром при­мер­но с не­боль­шую ди­ван­ную по­душ­ку. (2)Это был мед­ведь. (3)Я тас­кал его по­всю­ду и даже в кро­ват­ке не рас­ста­вал­ся с ним. (4)Из всех иг­ру­шек ясель­но­го воз­рас­та мед­ведь был забыт самым по­след­ним. (5)В общем, я вырос, стал дядь­кой с боль­шой бо­ро­дой и та­ту­ха­ми и вме­сто плю­ше­вых мед­ве­жат по­лю­бил мо­то­цик­лы.

(6)И вот од­на­ж­ды мне при­снил­ся мед­ве­жо­нок из дет­ства. (7)Сон был не­при­ят­ный: мед­ве­жо­нок стоял в цен­тре пу­стой ком­на­ты, в мер­ца­ю­щем свете лам­поч­ки, а за окном как будто бы со­би­рал­ся ура­ган. (8)Мед­ведь в упор смот­рел на меня и тянул ко мне лапу, как будто по­ка­зы­вал на что-то у меня за спи­ной, как будто пре­ду­пре­ждал о чём-то.

(9)Я не при­дал зна­че­ния сну. (10)Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день я ехал в мо­то­клуб, и «де­вят­ка» под­ре­за­ла меня так, что я пе­ре­ле­тел через руль и при­зем­лил­ся на живую из­го­родь, по­са­жен­ную вдоль до­ро­ги. (11)Имен­но она меня и спас­ла. (12)Я по­лу­чил ушибы, не­боль­шой вывих плеча, а мо­то­цикл серьёзно по­стра­дал и тре­бо­вал до­ро­го­го ре­мон­та.

(13)Через не­де­лю всё по­вто­ри­лось. (14)Всё в той же ком­на­те при мер­ца­ю­щем свете и на­дви­га­ю­щем­ся ура­га­не. (15)Толь­ко сама иг­руш­ка вы­гля­де­ла гряз­ной и потрёпан­ной, а в не­ко­то­рых ме­стах была по­ре­за­на, и от­ту­да тор­ча­ла вата. (16)Мед­ве­жо­нок по-преж­не­му на­стой­чи­во ука­зы­вал на меня лапой.

(17)Я решил съез­дить на дачу, ко­то­рая была прак­ти­че­ски за­бро­ше­на, и отыс­кать на чер­да­ках-под­ва­лах мед­ве­жон­ка среди ба­рах­ла. (18)Пе­ре­рыв там всё вверх дном, я в самом даль­нем углу в пыль­ном мешке из-под кар­тош­ки нашёл иг­руш­ку. (19)Сна­ча­ла я до­стал го­ло­ву мед­ве­жон­ка, ото­рван­ную «с мясом», затем — тело с на­по­ло­ви­ну вы­лез­шей через рва­ные дыры ватой. (20)Ещё час я по­тра­тил, чтобы найти в мел­ком му­со­ре на дне мешка про­пав­ший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз мед­ве­дя домой и са­мо­лич­но его по­чи­нил, хотя на­вы­ка та­ко­го у меня, ко­неч­но, не было. (22)Я по­сти­рал, набил его новой ватой, ак­ку­рат­но зашил и даже слег­ка прошёлся утю­гом, на место по­те­рян­но­го глаза я при­де­лал чёрную по­вяз­ку, как у пи­ра­та. (23)А позже с по­мо­щью зна­ко­мой из ате­лье мед­ведь одел­ся в ко­жа­ную ко­су­ху с ма­лень­ки­ми заклёпками.

(24)От­ны­не мед­ведь сидит у меня в га­ра­же на самом вид­ном месте, а ино­гда я уста­нав­ли­ваю его на вилку мо­то­цик­ла, и мы ка­та­ем­ся по го­ро­ду или в мо­то­ко­лон­нах. (25)Со­рат­ни­ки из клуба сна­ча­ла сме­я­лись, а потом при­вык­ли, и иг­руш­ка даже в не­ко­то­ром роде стала нашим та­лис­ма­ном. (26)У меня давно была мечта — свой клуб для бай­ке­ров, и я его от­крою. (27)Я даже при­ду­мал ему на­зва­ние — «Од­но­гла­зый мед­ведь».

(По Остро­ми­ру)

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му герой-рас­сказ­чик за­брал с дачи свою дет­скую иг­руш­ку?»

  1. Герой-рас­сказ­чик вспом­нил, как любил эту игрушку в дет­стве, и ему за­хо­те­лось вер­нуть те радост­ные ощу­ще­ния.
  2. Герой-рассказчик любил «са­мо­лич­но» чинить старые иг­руш­ки, и ему при­ят­но было ви­деть, как они об­ре­та­ют новую жизнь.
  3. Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, воз­вра­ща­ясь к нему во сне, предо­сте­ре­га­ет его от опас­но­сти и от­во­дит беду.
  4. Герой-рас­сказ­чик, одев мед­ве­дя в ко­жа­ную ко­су­ху, решил сде­лать его та­лис­ма­ном соб­ствен­но­го клуба для бай­ке­ров.

Алгоритм выполнения задания:

  • Читаем текст.
  • О чем этот текст? (тема) - Текст повествует о том, как давно забытые вещи могут стать талисманом для человека и предупреждать об опасности.
  • Что хотел этим текстом сказать автор? (основная мысль) - Автор хотел сказать, что стоит внимательнее относится к предупреждающим таинственным знакам и не пренебрегать ими .

Поразмышляем над каждым вариантом ответа.

  1. Предложение 1 неверно: да, автор говорит, что медвежонок был его любимой игрушкой, но о том, что он хотел вернуть ощущения, не упоминается. Не соответствует теме и основной мысли произведения.
  2. Предложение 2 неверно; в тексте, в предложении 21 говорится, что никакого опыта в починке игрушек у автора не было. не соответствует теме и основной мысли произведения.
  3. Мишка предупредил Остромира об аварии – верен вариант 3. Именно этот вариант ответа полностью соответствует теме и основной мысли текста.
  4. Предложение 4 не подходит – автор решил сделать мишку талисманом клуба намного позже после того, как забрал его. Не соответствует теме и основной мысли текста.

Ответ: 3