Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Воланд

Первый вариант сочинения

Роман Михаила Булгакова  «Мастер и Маргарита» — одно из самых значительных произведений писателя, в котором нашли отражение его излюбленные идеи. Это очень сложное произведение с точки зрения композиции, системы персонажей-двойников, постановки глубоких проблем, необычного стиля текста, жанровой принадлежности. Стержнем романа является борьба добра со злом, понятий вечных и неразделимых.

«Мастер и Маргарита» — произведение, которое называют «двойным романом». В одном – действие происходит в Москве 30-х годов ХХ века, в другом (романе Мастера) – действие разворачивается за 2 тысячи лет до времени московских глав. Однако два временных пласта связаны между собой. Одним из связующих их звеньев является вечная проблема противостояния добра и зла, которая в романном пространстве осмысливается писателем по-своему, необычно, заставляя читателя задуматься о жизни и нравственности.

Проблема добра и зла поставлена в истории о Понтии Пилате и Иешуа. На наших глазах разворачивается напряжённое действие, в котором два героя говорят о жизни и смерти, о нравственной природе человека, вере и безверии.

Всемогущий прокуратор Иудеи судит человека по имени Иешуа, который обвиняется в подстрекательстве к разрушению Ершалаимского храма. Арестант пытается оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…», «…рухнет Храм старой веры и создастся храм истины…», «злых людей нет на свете, есть люди несчастливые…» Эти слова чужды Пилату, у которого своя философия: мир поделён на рабов и господ, в нём рабы подчиняются господам. Однако речи Иешуа заинтересовали прокуратора, пробудили в его зачатки духовности, нравственности, породили в душе сомнения. Пилат решает спасти задержанного, намекая ему на то, что надо сказать неправду, чтобы выжить. Но Иешуа решительно отказался изменять своей истине, совершая великий нравственный подвиг. Его гуманистические проповеди всеобщей любви, доброты и свободомыслия, отрицание всякой власти вызывают у Пилата страх за свою жизнь, боязнь потерять привилегии, расположение великого кесаря, которого он в душе искренне презирает. Проявляя малодушие, он утверждает приговор, хотя понимает, что это противоречит его совести. На примере Пилата Булгаков показал существование в человеке противоречивых нравственных устремлений, духовного и бездуховного. С момента казни странные муки одолевают прокуратора:  он понимает, что прав Иешуа, что по его вине погиб добрый человек. И эти терзания останутся с Пилатом на долгие, тяжёлые годы. За измену добру придётся испить чашу наказания.

Носителем зла, представителем тьмы в романе является Воланд, переосмысленный Булгаковым образ сатаны, дьявола. Воланд и его чёрная свита вовсе не призваны творить зло. Их основная  цель – проверить людей, испытать на подлость и милосердие, обнажить человеческие пороки. Таким образом Воланд берёт на себя функцию добра, правосудия, он наказывает настоящее зло. Карает грешников, иногда дарит свободу и покой тем, кто настрадался и раскаялся. Вывод, к которому приходит Воланд, печален: зло друг другу творят сами люди, душа человека – это арена борьбы добра со злом, незыблемых нравственных законов и сиюминутных интересов и выгоды, и чаще всего торжествует гордыня, зло, бессильным становится голос рассудка и душа, всевластным – безумие.

Образ Воланда в романе служит доказательством вечности нравственных законов. Он не может победить добро, установить свою диктатуру, так как находятся в романе на равных. Надо полагать, что добро и зло, Воланд и Иешуа, представляют извечный закон борьбы и единства противоположностей, без одного невозможно существование другого.

Второй вариант сочинения

Знаменитый роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» повествует нам о жизни Москвы в 30-е годы XX века. Однако, читая, понимаешь насколько произведение актуально в наши дни. «Рукописи не горят», а хорошая литература выдержала испытание временем.

Мир булгаковских героев разделен на высшие силы и простых людей. В каждом лагере присутствует как зло, так и добро. Эти деления очень условны.

Олицетворение зла — Воланд и его свита. Сила, которая противопоставлена Богу. Но автор стремится показать, что в мире существует баланс добра и зла. И стражем этого баланса является Воланд. Эпиграф из «Фауста» гласит, что эта сила вечно хочет зла, но вечно совершает благо. Темные силы в романе нельзя назвать абсолютным злом. Они часто совершают поступки, которые можно одобрить. Наказывают человеческие пороки: лицемерие, мелочность, жадность, предательство. Но методы их отличны от методов сил добра.

Свита Воланда часто вызывает улыбку. Обаятельный Кот Бегемот и веселый бывший регент Коровьев нередко радуют читателя. Раздавая всем желающим деньги, которые потом превращаются в фантики, наказывают алчность, жадность. Но в то же время эти создания пугают. Они равнодушны к смерти, в них нет жалости, искреннего сострадания.

Абадонна – демон войны, предвестник смерти. Это один из помощников Воланда. Пожалуй, самый непонятный для читателя персонаж, оттого наиболее мистический. Этот второстепенный герой производит сильное впечатление. А образ противоречив. Маргарите становится страшно в его присутствии, этим она навлекает на себя раздражение Воланда. Демон беспристрастен, сочувствует всегда обеим сторонам. А, возможно, никому. Он слеп, как Фемида, оттого никому не оказывает предпочтения. У героя особая миссия. «Работа» Абадонны заключается в убийстве маленьких, невинных детей, чтобы они не успели нагрешить.

Зло у Булгакова многогранно. Оно проявляется в Дьяволе и его свите, в людях. Маргариту также нельзя назвать абсолютным добром. Она всего лишь женщина. Ее слабость проявляется в том, что гнев выходит из-под контроля. Получив магические способности, силу, она мстит критику, погубившему Мастера. Сам же возлюбленный героини Мастер тоже не может быть символом добра. Он также слаб, иногда кажется отстраненным, равнодушным.

Выходит, что единственным образом добра становится Иешуа Га-Ноцри. Но это добро абсолютно. Здесь нет оттенков и граней. Некоторые читатели считают Иешуа слабым. Думают, что добро невыразительно в романе. Но это далеко не так. Сила героя заключена в его вере в людей. В том, что он даже перед лицом смерти не отказывается от своей веры, идей, идеалов. Все люди для него добрые, а если они совершают дурные поступки, то оттого, что несчастливы.

Га-Ноцри не обманывает, не изворачивается, даже когда сам Понтий Пилат отчаянно намекает ему на необходимость сказать неправду. Зло получилось выразительнее оттого, что у зла развязаны руки. Зло может позволить себе быть добрым. Но добро бесхитростно, оно не может быть навязчивым, агрессивным.

М.А. Булгаков в своем романе показал тонкую грань между добром и злом. Сам Воланд сообщает читателю, что каждое «ведомство» должно заниматься своим делом. Однако человеку кажется, что эти грани размыты. Зло обаятельно в романе. А добро стойкое и абсолютное.

Текст: Елена Бочкова, 7.1k 👀