Анализ и проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Введение

Примерно в 1930 году по Советской Москве на прогулку выходит человек, известный как Мастер. Он встречает грустную женщину, держащую букет желтых цветов, двое начинают прогуливаться вместе переулку. Их притяжение интенсивно, немедленно.

Тем временем в столице появляется нежданный гость – Воланд. Вместе с ним —  его свита, которая сеет хаос везде, где появляется. В первой сцене Воланд знакомится с парой мужчин, сидящих в парке. После разговора один из собеседников поскальзывается на рельсах, погибая под трамваем. Другой оказывается в психиатрической клинике — той же, что и станет прибежищем Мастера.

Москва того времени – город, потерявший свой путь из-за коррупции, страха, населенный людьми, отказавшимися от своей морали, оставившими духовность. Но когда прибывает таинственный незнакомец с причудливым окружением, включающим в себя гигантского говорящего кота и клыкастого убийцу, весь ад вырывается на свободу. Среди тех, кто оказался втянутым в странные, необъяснимые события, происходящие в столице, Мастер – писатель, жизнь которого безнадежно разрушена советскими репрессиями, беспощадной цензурой, и его любимая Маргарита. Их история связана с тем, что происходило две тысячи лет назад в Древнем Иерусалиме.

История создания романа

Анализ и проблематика романа Мастер и Маргарита

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» появился в 1930-х годах, но был опубликован лишь после его смерти в 1960 году. 30-е были временем смуты в России, когда становится бюрократический режим, люди начинают с опаской, подозрением смотреть на соседей. На момент написания книги люди часто «исчезали» по необъяснимым причинам, автор описывал это со злой иронией. Но в данном случае это не потому, что правительство забирает своих граждан, а потому, что Дьявол явился в Москву, чтобы посмотреть на людей советской Москвы.

Булгаков работал над романом с 1928 года до своей смерти в 1940 году, продолжая даже в свои последние дни диктовать изменения своей жене. Он не дожил до подготовки окончательного варианта к публикации, поэтому роман таким образом до сих пор в некотором смысле находится в процессе работы.

Недовольство Булгакова правительством проистекало из морального несогласия со сталинским режимом, а именно творческой несвободой, критикой, цензурой. Но когда его пьесы отменили, а книги отвергли, это стало вопросом выживания. Писательский труд был жизнью Булгакова, но также средством к существованию. В отчаянии умолял правительство отправить его с женой за границу, чтобы спокойно работать там. Но правительственные лица игнорировали его просьбы.

Структура произведения

Булгаков избирает своеобразную структуру для своего романа. Между главами о современности расположены отрывки из романа Мастера о Понтии Пилате. Характеристика героя далека от его описания в Библии. Все, что он хочет сделать, это быть рядом со своей верной собакой Бангой, но встреча с Иешуа гарантирует, что он не получит покоя.

Книга начинается со случайной на первый взгляд встречи в парке дьявола с двумя членами Московского литературного общества. Мужчины обсуждают тему существования Иисуса Христа.

Заглавные персонажи, Мастер и Маргарита, хотя не появляются в первой части книги, становятся центральными в сюжете начиная с 13 главы романа. С ними связаны романтические страницы о любви героев. После исчезновения Мастера Маргарита осталась верна ему, не сдалась, многим пожертвовала ради любви. Это делает ее значимой фигурой в произведении.

Любовь в романе

Верная, искренняя любовь – это то, о чём мечтает каждый человек, даже если не признается в этом себе и окружающим. Героям романа Булгакова повезло познать такое взаимное чувство. Но пришлось проделать длительный путь к счастью, заслужить его. Писатель, начиная рассказ о Маргарите, приглашает своего разуверившегося читателя, зовет за собой, обещая показать вечную, настоящую любовь, и он не будет обманут автором. Маргарита пройдет через тернии, сделку с дьяволом, согласится играть роль королевы Тьмы на балу Сатаны ради жизни с любимым человеком. Она была замужем за влиятельным мужчиной на момент их знакомства, но отказалась от комфорта, богатства, беззаботного существования.

Тема добра и зла

Проблема добра и зла становится ключевой в произведении. Зло многогранно как в романе, так и в жизни. Добро же абсолютно, бесхитростно, и в этом его сила. Автор против мещанства, алчности, лицемерия. Но вкладывает в героев здоровый цинизм, которым обладал сам.

Пустословие, беспредел глупых, ограниченных критиков, мещанский подход к жизни – гораздо большее зло для писателя, чем Воланд и его свита.

Тема творчества

Наиболее актуальная для самого писателя проблема. Его произведения не издавались. Автор жил в нищете, мечтая о том, что произведения, в которые вложено столько сил, времени, будут изданы. Булгакова знали как сильную личность. Однако он был Мастером, который тяжело переживал нападки на его творчество. Возмущало его то, что бездарности, пишущие на заказ, процветали. Это нашло яркое отражение в романе.

Вывод

«Мастер и Маргарита» считается одним из лучших творений русской литературы ХХ века. Произведение было включено в мировой список 100 лучших книг для прочтения. Это фантастическая, любовная история, жгучая сатира на советскую жизнь и многое другое. Последняя книга Михаила Булгакова — главное достижение автора. Она была написана втайне, сожжена, восстановлена, запрещена в течение десятилетий. Автор, работавший над ней до последних дней, никогда не видел ее в печати. Но верил, что она будет издана. Ведь «рукописи не горят».

Текст: Елена Бочкова, 3k 👀