Юному поэту • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Брюсов В.Я. | Дата публикации: 1896 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ юного поэта

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Краткое содержание

Юный поэт Валерий Брюсов. Фотография

В данном произведении, принадлежащему раннему периоду творчества Брюсова, описываются мысли поэта, которые он адресует своим соратникам – «символистам». Будучи предводителем и светочем русского символизма, Брюсов посредством данных поэтических строк создаёт своеобразную «инструкцию» по написанию «правильных» стихов. По мнению автора, с помощью этой «инструкции» молодые поэты, работающие в русле «символизма», смогут грамотно определить свои творческие ориентиры, став достойными творцами.

В своём произведении Брюсов, обращаясь к юному поэту, определяет три ключевых творческих завета:

  1. Первый завет – направить вектор своего внимания в будущее. Поэт провозглашает: «Не живи настоящим». Время поэт наделяет важной миссией главного судьи, определяющего жизнеспособность различных идей. Брюсов провозглашает: творцу необходимо смотреть в грядущее, чтобы понять и оценить состоятельность настоящего.
  2. Второй завет – Брюсов утверждает необходимость отказаться от любой банальности и повседневного «мусора», чтобы суметь сосредоточить вектор своего внимания на себе. Это позволит творцу постичь высшие сферы мироздания.
  3. Третий завет – Брюсов определяет творцам «символистам» конкретную жизненную установку: «… поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно…». Главное – это служить высоким идеалам посредством духовной работы.

История создания

Данное произведение увидело свет в 1896 г. С первого взгляда кажется, что поэтические строчки, написанные Брюсовым, идентичны мудрому наставлению молодым поэтам. Но при этом не следует забывать: автору, на момент написание этого мудрого наставления, едва исполнилось двадцать лет. Поэтому разумно предположить, что не по годам умный поэт, отличающийся особой прозорливостью, создал данное наставление для самого себя, с целью «личного пользования».

Жанр, направление, размер

Жанровую принадлежность стиха будет проще определить, если взглянуть на творчество автора «сверху». Именно Брюсов стоял у истоков русского символизма. Поэт отличался невероятным упорством в стремлении максимально отгородиться от внешнего мира, казавшегося ему грязным, суетным и «бракованным». Все его мысли носят чисто философский характер, поэтому произведение следует отнести к жанру философской лирики с чертами наставления.

Поэтический размер – трёхстопный дактиль. Брюсов использует перекрёстную рифмовку, а также различные виды рифм: мужскую, женскую, точную и неточную.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворение построено по типу философского наставления, включающего в себя три четверостишия – завета:

  1. Первая часть – автор призывает творцов не думать о настоящем, а стремиться душой в прекрасное будущее. Он утверждает: «Не живи настоящим, только грядущее – область поэта».
  2. Вторая часть – второй завет способен немного смутить читателей и удивить. Дело в том, что автор обращается к своим коллегам – символистам, призывая их любить лишь себя, не проявляя никакого душевного участия к окружающим людям: «… никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно». Но подобная позиция оправдывается постулатами того литературного направления, которому преданно служил Брюсов. К тому же, по воспоминаниям современников, поэт отличался заметным эгоизмом. Помимо всего прочего, в момент написания наставления автору было едва за двадцать лет.
  3. Третья часть – в заключительной части своего поэтического наставления Брюсов просит юношу преданно служить «чистому» искусству. Он говорит буквально следующее: служи «только ему, безраздумно, бесцельно». Автор провозглашает поэзию ради поэзии, а не ради жизни.

Образы и символы

Чтобы донести до поклонников «символизма» идею о том, что смысл поэтического искусства заключается исключительно в чувствах, переживаниях и мыслях  поэта, составляющих его внутренний мир, Брюсов создаёт два ключевых образа:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Лирический герой преподносит три важных наставления своим последователям – поэтам, работающим в стиле «символизма». Юному поэту, выступающему в качестве собирательного образа всех творцов, герой подробно излагает свой творческий манифест. Мы узнаём, что лирический герой воспринимает искусство в максимальной оторванности от реальной жизни. Его не интересует «пошлое» настоящее: все его мысли ориентированы в грядущее. Герой советует заботиться исключительно о личных переживаниях, не обращая особого внимания на чувства окружающих людей;
  • образ юного поэта – центральный. Именно к юному поэту обращается лирический герой произведения. Мы понимаем: это не просто «юный поэт», а собирательный образ всех русских стихотворцев – символистов. Лирический герой представляет юного поэта в качестве творца будущего, изображая его «бледным юношей» с горящим взглядом.

Темы и настроение

В произведении затрагивается «вечная» тема поэзии, а также определения места поэтического творчества в жизни поэта-символиста и его читательской аудитории. В своём поэтическом наставлении, адресованном юному поэту, автор говорит о том, что истинным творцом является особенный человек, способный добровольно отречься от мирской жизни во имя жизни духовной, возвышенной.

Основная идея

Брюсов стремится донести до своих последователей символистов три важных идеи, оформленных в конкретные заветы. Для автора поэтическое искусство подразумевает «изучение мира иными, не сознательными путями». Брюсов пропагандирует мысль о необходимости вознесения над миром вещизма и бытовой предметности. Лишь в совершенном будущем можно найти достойные идеи для творчества, а настоящее преисполнено  разочарования.

Средства выразительности

Брюсов использует в своём произведении не слишком много средств художественной выразительности, но их вполне достаточно для того, чтобы максимально полно транслировать коллегам-символистам смысл своих творческих заветов. В стихотворении имеются:

  • эпитеты – «беспредельно», «безраздумно», «бесцельно»;
  • метафоры – «со взором горящим», «паду я бойцом побежденным»;
  • архаизмы —  «завет», «ныне», «со взором», «паду».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.7k 👀