Стихотворение и анализ «Кинжал»

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Когда все под ярмом клонили молча выи,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй,

Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,

Едва раскинулись огнистые знамена,

Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде, пробежал по этой верной стали,

И снова я с людьми, – затем, что я поэт,

Затем, что молнии сверкали.

Краткое содержание

С. Малютин. Портрет В.Я. Брюсова. 1916

Творческое наследие Валерия Брюсова отличается многообразием жанров и тем, которым были посвящены его произведения. Среди его работ можно встретить и любовную лирику, и размышления на исторические темы, и стихотворения с описанием природы, а также сочинения, в которых присутствует тема гражданской позиции поэта и его роли в современном обществе. Этой проблеме посвящено стихотворение «Кинжал», которое появилось на свет в 1903 году.

В начале повествования кинжал лишь кратко упоминается в первой строфе. Затем появляется образ поэта, отрекающегося от всего мирского: «Я уходил в страну молчанья и могил…» После этого поэт противопоставляет себя толпе, он не желает больше служить людям. Но приближающаяся буря меняет его настроение. Он готов занять место в первых рядах и стать «песенником борьбы» за грядущие перемены: «и снова я с людьми, – затем, что я поэт…»

В стихотворении явно прослеживаются революционные настроения и патриотические идеи. Герой, в образе которого воплощен сам автор, верит, что его слова будут услышаны народом, а он, в свою очередь, будет и дальше выступать вдохновителем и проводником борьбы за новые идеалы.

Анализ

История создания

В 1903 году дух революции уже начинает витать над Россией, но народ все еще продолжает жить по инерции. Брюсов к этому времени все больше отдаляется от символистов, его поэзия начинает приобретать гражданскую направленность. Подтверждением этому стало стихотворение «Кинжал», опубликованное в журнале «Новый мир» в 1904 году.

Это произведение нередко сравнивают со стихотворениями Пушкина и Лермонтова. Но Брюсова нельзя назвать их полным подражателем. Если классики были уверены, что призвание поэта – всегда освещать дорогу толпе и быть ее предводителем, то позиция Брюсова несколько иная. Он считает, что нельзя допускать бессмысленные жертвы. «Кинжал» поэт должен обнажать только в том случае, если массы сами созреют для перемен.

Персонажи и образы

Главный персонаж стихотворения – поэт. Его монолог звучит как своеобразная декларация, в которой раскрываются взгляды самого Брюсова на призвание поэта. Он четко и конкретно отстаивает позицию зрелого человека, уверенного в своих суждениях.

Поэтическое дарование автора – это его кинжал, который больше выступает, как вспомогательный образ, заимствованный из хрестоматийных произведений. Он является своеобразным фоном, на котором автор рисует собственную картину. Сочетание образов кинжала, толпы, грядущей бури и самого героя предельно четко обозначают гражданскую направленность произведения.

Композиция и жанр

Стихотворение состоит из пяти строф. Композиция линейная, на это указывает последовательность, с какой автор преподносит свою идею. В первом четверостишии он говорит, что место поэта – быть рядом с народом. Но уже во второй строфе отмечает: если у этого народа нет «ни дерзости, ни сил», то поэту лучше отстраниться от толпы. Следует не просто оставаться в тени, но наращивать свои силы до того времени, когда народ воспрянет ото сна и будет сам готов к переменам. По жанру стихотворение «Кинжал» является классическим образцом гражданской лирики.

Размер и средства художественной выразительности

В первых трех строках каждой строфы использован шестистопный ямб, а в последней строчке – четырехстопный. Такое сочетание придает стихотворению объем и наделяет особой ритмикой. В перекрестной (АВАВ) рифмовке наблюдается чередование мужских и женских слогов.

Средства художественной выразительности включают эпитеты: «века загадочно былые», «огнистые знамена», «былые дни», «верная сталь», «робкие призывы», «кровавый свет» и метафоры: «молнии сверкали», «шумит гроза», «кинжал поэзии», «под ярмом клонили молча выи», «зов трубы». Кроме этого, в тексте много пафосных слов, что свидетельствует об отходе Брюсова от символистского течения и обращению к классике.

Проблематика и основная идея произведения

Основной темой стихотворения является предназначение поэта и поэзии. Мысль, которую автор доносит до читателя, заключается в том, что поэт не в силах что-либо изменить, если у самих людей нет стремления к свободе. Но, когда это стремление проявится – поэту не следует оставаться в стороне. Его острое слово должно поражать врагов и поддерживать соратников. И в этом Брюсов видит истинное предназначение поэта.


Ирина Зарицкая | Просмотров: 804 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *