Опять сон • cтихотворение и анализ
краткая информация
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.
Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.
На утесе безопасен,
Весь я – зренье, весь я – слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.
Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?
Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?
Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.
Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь – медведь!
Краткое содержание
Сюжет произведения весьма оригинален: лирическому герою (поэту) снится весьма экзотический сон. Во сне он видит следующую картину: пустынные африканские дебри и мощного льва, подкрадывающегося к наивной зебре. Герою видятся стволы высоких деревьев и слышится громкая поступь гиппопотама.
Лирический герой сидит на высоком утёсе, увлечённо вспоминая сюжеты старинных басен. Мысли его всецело заняты огненным змеем, шустрыми карликами, выходящими из-за камней, и грозным пожаром, охватившим лес. Над утёсом поднимается яркий месяц, зебра убегает прочь от льва, который, в свою очередь, отправляется к речке. Чуткий слух лирического героя улавливает странные шорохи, происхождение которых ему неясно. Возможно, это какие-то духи, либо медведь… Сюжет этого странного стихотворения повествует читателям о пугающей красоте африканской природы. Красота Африки будоражит воображение романтического героя, заставляя его вспоминать древние предания.
Поэт с упоением рассказывает увиденный во сне сон, в котором он, расположившись на безопасном утёсе, осуществляет наблюдение за различными дикими животными. Мы, читая произведение, будто бы оказываемся вместе с лирическим героем посреди африканской пустыни, в реалиях фантасмагорического мира. При этом мы чётко осознаём, что герой испытывает реальный страх от всего увиденного.
История создания
В конце девятнадцатого века, ещё только начинающий поэт Валерий Брюсов, всецело преданный постулатам «символизма», пускается в увлекательные экспериментальные поиски себя и собственного поэтического голоса на страницах своего дебютного сборника стихов под говорящим названием «Шедевры». На сегодняшний день Брюсов, прежде всего, воспринимается в качестве основоположника и глашатая русского «символизма». Свой первый поэтический сборник автор издал в 1895 г. Следует заметить, что в это время начинающему стихотворцу скромность была абсолютно не свойственна. За присущий Брюсову демонстративный эгоизм его регулярно высмеивали литературные критики.
К примеру, свои юношеские годы поэт считал «юностью гения», а свой первый поэтический сборник он завещал искусству и вечности. В области творчества максимальное влияние на Брюсова оказал великий французский поэт Поль Верлен. Анализируемое произведение «Опять сон» увидело свет в 1895 г. На момент написания данного стихотворения автору едва исполнилось двадцать два года. Произведение вошло в уже упомянутый сборник «Шедевры», став частью поэтического цикла с экзотическим названием «Криптомерии» (это вечнозелёное дерево, относящееся к семейству кипарисовых). Согласно сути названия, ключевое место в произведении отведено описанию фауны.
Следует заметить, что «Шедевры» первые читатели восприняли без особого восторга. В укор автору критики выдвигали обвинение в том, что наименование книги совершенно не соотносится с её содержанием. Вместе с тем, первый поэтический сборник «Шедевры» стал важнейшей вехой в творческом пути Брюсова и своеобразной квинтэссенцией его раннего творчества.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец удачного смешения жанров – это и пейзажная лирика и фантастический стих. Поэт повествует о событиях, увиденных им во сне, не имеющих ничего общего с реальной действительностью. Также в произведении присутствует описание африканской природы: животных и растительности.
Произведение написано в строгом соответствии с требованиями литературного направления «символизм», чьим основным пропагандистом и последователем являлся Валерий Брюсов. Стихотворные строки уводят читателей из «пошлого» мира реальности и обыденности – в мир сна, гораздо более совершенный и увлекательный.
Поэтический размер – хорей, рифмовка перекрёстная. Заметно наличие открытых и закрытых рифм.
Композиция
Произведение состоит их семи четверостиший. Вся композиционная организация стиха посвящена увлекательному описанию фантастического приключения, случившегося с лирическим героем во сне. Мы видим, что у героя буквально дух захватывает от увиденного сновидения: он боится и, вместе с тем, жадно интересуется всем происходящим. Постепенно герой обживается внутри своего сновидения, и больше уже не страшится, что случится «опять сон». Композиционную организацию произведения можно представить следующим образом:
- Первая строфа – происходит схватка льва с несчастной, ничего не подозревающей, зеброй.
- Вторая строфа – лирический герой замечает ворочающегося среди густых зарослей бегемота.
- Третья строфа – поэт сообщает о старинных преданиях, сюжет которых ему напоминает происходящее вокруг.
- Четвёртая строфа – лирический герой заводит речь о племени шустрых карликов, которые выходят из-за камней.
- Пятая строфа – мы видим картину: охваченные пожаром деревья и убегающая от льва зебра.
- Шестая строфа – лирический герой описывает окружающую природу: где-то слышится непонятный шорох и становится по-настоящему страшно.
- Седьмая строфа – заключительная. Поэт в смятении и в ужасе задаётся единственным вопросом: кто издаёт пугающий шум: медведь или злые духи?
Образы и символы
Брюсов представил на суд читателей три ключевых образа:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он засыпает и видит весьма странный сон, в котором «участвует» африканская природа. Перед читателями разворачивается настоящая фантасмагория, наполненная движением и звуком. Лирический герой предстаёт человеком творческим, с богатым воображением, с неплохим знанием былин и сказок;
- образ фауны – повествованию о фауне лирический герой отводит особое место. Сновидение поэта населено экзотическими животными (исключение составляет лишь упомянутый в последней строке медведь). Мы узнаём о наивной зебре, о могущественном и кровожадном льве, и ленивом гиппопотаме. В присутствии экзотических животных во сне лирического героя нет ничего удивительного: исследователи творчества Брюсова полагают, что упоминание столь непривычных для России животных – это характерная черта поэзии всего Серебряного века;
- образ природы – центральный. Основной приём, использованный при описании природы – олицетворение. Африканскую природу лирический герой представляет одушевлённым, мыслящим организмом, во многом схожим с человеком. Следует заметить, что олицетворение является одним из основных художественных приёмов для поэта-символиста Брюсова. Всё, что происходит с «живой» природой во сне имеет откровенно сказочный оттенок: природу населяют экзотические животные, высокие деревья, утёсы и, даже, племя карликов. Природа является одним из главных героев фантастического сна.
Темы и настроение
Основная тема, которую поднимает Брюсов в своём произведении – тема таинственного и фантастического мира, увиденного лирическим героев во время сна. Этот мир можно охарактеризовать такими эпитетами, как: захватывающий, мистический, эзотерический. Настроенческий пафос произведения насквозь проникнут яркими эмоциями лирического героя, которые постепенно меняются от начала к концу стихотворения. Так, в самом начале поэт не ощущает тревоги и страха, поэтому он спокоен и радостен. Но затем возникает страх и начинает рисовать различные «страшилки». С каждой строчкой чувство страха возрастает, достигая в конце своего апогея. Поэтому можно уверенно утверждать, что произведение не радостное, и не грустное – оно мечтательное, как сон.
Основная идея
Ключевая идея произведения заключается в следующем утверждении: страшные, непонятные сновидения бывают у всех людей, вне зависимости от возраста. Как правило, страшные сны населены человеческими страхами, корни которых уходят в детские воспоминания о баснях и сказках.
Средства выразительности
Чтобы донести до читателей эмоциональное состояние лирического героя, и его впечатления от увиденного сна, Брюсов использует следующие средства выразительности:
- эпитеты – «слабый дух», «огненного змея», «старых басен», «жёлтый лев»;
- метафоры – «возмущают дух», «затмят закат», «тупо тянется»;
- перифраз – «царь пещеры»;
- олицетворения – «лес не встанет», «месяц вышел», «упрямо вознесли».
Все произведения автора
- • Кинжал
- • Опять сон
- • Юному поэту