Герасим •
главный герой
💡
Главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму» – глухонемой крестьянин Герасим. На примере этого образа автор показывает судьбу физически сильного и доброго, но безропотного человека. Законы крепостного права предполагают полное повиновение подневольных людей своим хозяевам, но даже их терпение оказывается не безграничным.
Описание Герасима
История Герасима
В одно из посещений своих владений барыня замечает крепкого, работящего мужика, который поражает ее своей выносливостью. Крепостного зовут Герасим, и в деревне он считается самым сильным и трудоспособным работником: он и землю пашет, и траву косит, и зерно молотит. При этом мужчина отличается покорностью и послушанием. Живет один в старой маленькой избушке, при общении мычит, так как с рождения является глухонемым.
Барыня проживает в Москве, в большом доме с колоннами и имеет многочисленную дворню. Кого только нет среди ее прислуги: личный лекарь, парикмахер, прачка, конюх, швея, вечно пьяный башмачник Капитон. Есть даже дворецкий в лице управляющего Гаврилы. Нет у нее только сторожа, так как на эту должность нужен человек надежный и честный. Именно таким человеком представляется ей деревенский работник Герасим.
Недолго думая, барыня привозит Герасима в Москву и назначает его сторожем и дворником. Мужчине не по душе большой и шумный город. По сравнению с деревней он кажется ему неприветливым и холодным. Герасим чувствует себя неловко в новой обстановке, среди чужих людей. Первое время он сильно скучает по родным местам, но слово барыни для него закон, поэтому он вынужден мириться со своим новым положением.
Работа у барыни дается Герасиму легко. По сравнению с тяжелым деревенским трудом она кажется ему детской игрой. В его обязанности входит уборка двора, заготовка дров, доставка воды и охрана поместья. Благодаря выносливости, работает он быстро, поэтому у него остается много свободного времени. Живет герой в скромной и тесной каморке, расположенной над кухней. Из мебели только самое необходимое – небольшой столик, стул и кровать. Несмотря на то, что Герасим ведет себя тихо и спокойно, остальные работники относятся к нему настороженно и даже побаиваются из-за его немоты и недюжинной, почти нечеловеческой силы. Между собой они называют Герасима Лешим.
Внешность и характер
Внешне Герасим выглядит, как самый настоящий богатырь. Рост почти два метра, могучее телосложение, широкие плечи, огромные руки, в которых заключена невероятная сила. Лицо обрамляет густая, окладистая борода, на голове, наоборот, волос мало, из-за этого его прическа создает впечатление какого-то хаоса. Лицо героя почти никогда не выражает эмоций, но изредка оно оживляется в зависимости от настроения. При такой брутальной внешности очень необычно выглядят глаза Герасима, излучающие доброту. Это говорит о том, что сердце мужчины не очерствело, что он так же, как и все способен любить и дарить душевное тепло.
Герасим отличается спокойным характером. Он нетороплив и основателен в принятии решений, привык все заранее продумывать и никогда ничего не делает в спешке. Честное отношение к работе и к окружающим – одно из положительных свойств натуры Герасима. В силу своего физического недуга (немоты) и невозможности речевого общения он остро чувствует свое одиночество. По этой причине у него быстро возникает чувство привязанности к тем людям, к которым он испытывает симпатию. К сожалению, не все идут на контакт с героем, многих отпугивает его грозный вид и постоянное молчание. Герасим верит в бога, очень ответственен, ему можно доверить любое дело и быть уверенным, что он не подведет. Трудолюбивый и старательный, «усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни copy…». Окружающие недолюбливали и побаивались Герасима за его суровый и строгий нрав, «даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»
В отличие от деревни, где Герасим видел плоды своего труда, работа в Москве не приносит ему удовлетворения. Он с трудом привыкает к новой обстановке. Суетливая жизнь огромного города чужда и непонятна ему. В свободное время он часами лежит в своей каморке, предаваясь теплым воспоминаниям о деревенской жизни. Родную, пусть и неказистую избушку, радость от труда, хотя и тяжелого, родную природу, знакомых с детства людей – все, что было дорого его сердцу, забрала у него своенравная барыня, искренне верящая, что оказала Герасиму несказанное благодеяние.
Герасим и Татьяна
Татьяна служит у барыни прачкой. Автор описывает ее, как молодую, работящую и честную, но совершенно забитую женщину. Она уже давно смирилась с тем, что не вольна распоряжаться своей судьбой, поэтому в ее душе не возникает даже отголосков какого-либо протеста. Герасиму нравится Татьяна. Не имея возможности выразить свое отношение словами, он делает ей маленькие подарки в виде сладостей. Он неловок и неуклюж в своих ухаживаниях, но по-другому он не умеет. Его чувство к девушке можно назвать платоническим и немного наивным. Он ничего не требует от нее, лишь желает каждый день видеть ее и защищать от злых нападок дворовых. Надо сказать, что это приносит свои плоды. В эпизоде, когда кастелянша грубо отчитывает Татьяну, подходит Герасим и со свирепым выражением лица кладет свою огромную руку на голову обидчице. После этого мало кто осмеливается даже приблизиться к Татьяне, видя, какой у нее грозный и надежный заступник.
К сожалению, судьба разлучает Герасима с Татьяной. Барыня решает выдать ее замуж за горького пьяницу Капитона. Робкая и бессловесная девушка не смеет перечить и смиряется. Чтобы отвадить Герасима от Татьяны, дворецкий разрабатывает хитрый и подлый план. Он уговаривает ее притвориться пьяной и в таком виде появиться на глазах у Герасима. Это должно оттолкнуть его от девушки, потому что он на дух не переносит даже запах алкоголя.
План дворецкого срабатывает: Герасим отталкивает Татьяну, и она выходит замуж за Капитона. Но подарок Герасима, красный головной платок, наводит девушку на горькие мысли о своей сломанной судьбе. Глядя на него, она плачет, но уже ничего нельзя изменить.
После отъезда Татьяны Герасим еще острее чувствует свое одиночество. С невеселыми мыслями он часто прохаживается вдоль реки. В один из таких вечеров он замечает у самой воды маленького щенка. Нахлынувшая нежность не позволяет ему оставить бедную собачку, и он, спрятав за пазуху, приносит ее в свою каморку.
Муму
С появлением Муму жизнь Герасима меняется. Впервые за все время он радостно смеется, наблюдая, как щенок, пыхтя и фыркая, с удовольствием опустошает миску с молоком. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Возможно, любовь к собаке, уход за ней в чем-то заменяют ему семью. Но, как бы то ни было, Герасим впервые по-настоящему счастлив.
Все заканчивается после того, как Муму, оскалившись, пугает барыню. В приступе очередного самодурства она решает избавиться от собаки. С болью в сердце Герасим послушно готовится выполнить приказание хозяйки. Облачившись в парадный кафтан, который он надевает в знак особенности события, он берет Муму и уходит из дома. В последний раз накормив свою любимицу в трактире, мужчина отправляется на берег. У Герасима не возникает мысли поручить расправу над собакой постороннему человеку. Он считает, что в момент гибели Муму должна ощущать присутствие родной и любящей, а не чужой и равнодушной души.
Герасим долго гребет, отплывая на лодке все дальше и дальше от Москвы. Останавливается он только тогда, когда очертания города совсем скрываются из вида. Здесь он прощается с Муму и бросает ее в воду. После этого Герасим решает уйти из города, который лишил его всего, что было ему так дорого.
Возвращение в деревню олицетворяет пробуждение внутренней свободы Герасима, только здесь он снова обретает то, что отнял у него город – ощущение себя человеком! Ни обстоятельствам, ни барыне, так и не удается до конца поработить Герасима. Понимая это, хозяйка даже не пытается послать за ним, чтобы вернуть его в поместье. Она чувствует, что Герасим обрел ту внутреннюю силу, сопротивляться которой уже бесполезно.
Роль Герасима в произведении
В рассказе главный герой олицетворяет собой русский народ, живший в мрачную эпоху крепостничества. Он забит и бесправен, но в нем таится тот немой протест, против которого не решается выступить даже система. Протест этот пока еще стихиен, разобщен и неорганизован, но именно он предвещает те глобальные перемены, которые ожидаются в России в связи с отменой крепостного права. Поэтому в уходе Герасима заключается основная суть рассказа. На примере образа своего героя Тургенев демонстрирует, что за внешней грубостью может скрываться открытое для любви добрейшее сердце.
Развитие героя
По мере развития сюжета и под влиянием происходящих событий главный герой меняется. В начале рассказа это покорный работник, беспрекословно выполняющий волю самодурки-барыни. Против желания его переселяют в город, где он вынужден заниматься чуждой его природе работой. Покорно переносит Герасим и то, что барыня бесцеремонно вторгается в его жизнь, разлучая с любимой девушкой. Когда встает вопрос об избавлении от Муму, Герасим уже начинает ощущать зреющий в его душе протест. Тем не менее, он снова выполняет волю старухи и топит своего преданного друга. Все эти события не могут не ранить сердце героя. В конце рассказа перед читателем предстает не покоренный раб, а человек с проснувшимся осознанием собственного достоинства. Несмотря на надломленную душу, он находит силы для сопротивления произволу и навсегда, без разрешения покидает Москву.
Отношение Тургенева к герою
И.С. Тургенев неоднозначно относится к своему герою. Описывая Герасима, автор демонстрирует его богатырскую силу, выносливость, ответственность, честность. Сочувствием проникнуты страницы, описывающие любовь Герасима к Татьяне. Восхищается писатель и отношением героя к спасенной им собаке. Вместе с тем, автор не поддерживает Герасима в его абсолютной покорности и отсутствии какого-либо выражения протеста против творящегося произвола. Он смиренно переносит разлуку с Татьяной, безропотно выполняет сумасбродную прихоть барыни утопить Муму.
В финале рассказа Тургенев поддерживает поступок героя. Он одобряет его решение покинуть городской дом барыни вопреки ее воле. Это первое проявление тихого бунта, который до поры до времени зреет у человека против бесчеловечной системы, царившей в России в то непростое время.
Прототипы
По мнению большинства исследователей, в основе рассказа И.С. Тургенева лежат реальные события, имевшие место в усадьбе матери писателя, которая проживала в Москве. Прообразом Герасима послужил реально существовавший глухонемой работник Андрей по прозвищу Немой. Его так же, как и Герасима в свое время забрали из деревни, он отличался такой же физической силой, и у него тоже была собачка по кличке Муму. Как и в рассказе, Андрею пришлось утопить собаку по приказу Варвары Петровны Тургеневой. Но в отличие от Герасима, который после смерти Муму покинул барыню, Андрей после аналогичного события продолжил верой и правдой служить своей хозяйке.
Экранизации героя
В 1959 году режиссеры Анатолий Бобровский и Евгений Тетерин экранизировали знаменитый рассказ И.С. Тургенева. В главной роли снялся известный советский актер Афанасий Кочетков. Его Герасим поражает своей натуральностью, ни в одном кадре невозможно уловить фальшь или недостоверность воплощенного им образа. Гениальность режиссеров состоит в том, что они смогли погрузить современного зрителя в далекую эпоху середины 19 века, в то самое время, когда гениальный писатель подарил миру эту замечательную историю.
В 1998 году на российские экраны вышел фильм «Муму» в постановке Юрия Грымова. Роль Герасима исполнил популярный российский актер Александр Балуев. Он смог настолько тонко и проникновенно передать всю красоту души Герасима, его трагическую любовь к Татьяне, глубокую привязанность к собаке, что зрители не могли сдержать слезы при просмотре этого фильма.
Литература
- Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959.
- Орешин К. История рассказа «Муму» // Тургенев И. С. Муму. — М.: Государственное издательство детской литературы, 1964.
- Дубовиков А.Н., Дунаева Е.Н., Назарова Л.Н. Комментарии: И.С. Тургенев. Муму // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1980. Т. 4.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.