Рабочая программа для 8 класса по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.
В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – М.: Дрофа, 2013.
План
Введение (сентябрь)
- Историческое прошлое человека
- Расы человека. Среда обитания
Организм человека (сентябрь)
- Науки, изучающие организм человека
- Структура тела. Место человека в живой природе
- Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность
- Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная
- Системы органов в организме. Уровни организации организма
Опорно-двигательная система (сентябрь – октябрь)
- Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей
- Соединение костей
- Строение мышц
- Работа скелетных мышц и их регуляция
- Нарушение осанки и плоскостопие
- Развитие опорно-двигательной системы
- Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
Кровь. Кровообращение (ноябрь – декабрь)
- Внутренняя среда организма. Кровь
- Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
- Тканевая совместимость и переливание крови
- Строение и работа сердца
- Круги кровообращения
- Движение лимфы
- Движение крови по сосудам
- Регуляция работы сердца и сосудов
- Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
- Первая помощь при кровотечениях
Дыхательная система (декабрь)
- Значение дыхания. Органы дыхания
- Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения
- Регуляция дыхания
- Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания
- Первая помощь при поражении органов дыхания
Пищеварительная система (январь)
- Значение пищи и её состав. Органы пищеварения
- Зубы
- Пищеварение в ротовой полости и желудке
- Действие ферментов слюны и желудочного сока
- Пищеварение в кишечнике. Функции тонкого и толстого кишечника
- Регуляция пищеварения
- Заболевания органов пищеварения
- Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
Обмен веществ и энергии (январь)
Выделительная система (февраль)
- Строение и функции почек
- Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим
Кожа (февраль)
- Значение кожи и её строение
- Нарушения кожных покров и повреждение кожи
- Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви
- Болезни кожи
- Терморегуляция организма. Закаливание
Эндокринная система (февраль – март)
- Железы внешней внутренней и смешанной секреции
- Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма
Нервная система (март)
- Значение, строение и функционирование нервной системы
- Спиной мозг
- Головной мозг: строение и функции
- Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
- Нейрогормональная регуляция
Органы чувств. Анализаторы (март – апрель)
- Как действуют органы чувств и анализаторы
- Орган зрения и зрительный анализатор
- Заболевания и повреждения глаз
- Органы слуха. Слуховой анализатор
- Органы обоняния, осязания и вкуса
- Органы равновесия и кожно-мышечной чувствительности
Поведение и психика (апрель)
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Сон и сновидения
- Речь и сознание
- Закономерности работы головного мозга
- Биологические ритмы. Сон и его значение
- Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы
- Воля, эмоции, внимание
- Работоспособность. Режим дня
Индивидуальное развитие организмов (май)
- Жизненные циклы. Размножение
- Развитие зародыша и плода. Беременность и роды
- Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём
- Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Способности, склонности, интересы
- Психологические особенности личности