Гамлет, принц датский • пьеса 💡

Автор: Шекспир У. | Дата публикации: 1601 | Форма произведения: пьеса | Жанр: трагедия | Время событий: средние века | Место событий: Европа | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: "Гамлет", фильм, 1964, СССР. Режиссер Григорий Козинцев | Главные герои: Гамлет (принц датский), Клавдий (король Дании), Гертруда (мать Гамлета), Полоний (советник короля), Офелия (дочь Полония, возлюбленная Гамлета), Горацио (друг Гамлета), Лаэрт (брат Офелии) Второстепенные герои: Рейнальдо (приближенный Полония), Вольтиманд и Корнелий (придворные), Розенкранц и Гильденстерн (университетские друзья Гамлета), Озрик (вестник трагических событий), Первый дворянин, Второй дворянин, священник, Марцелл и Бернардо (офицеры), Франсиско (солдат), Фортинбрас (принц Норвегии), актёры, два могильщика, капитан, английские послы, призрак отца Гамлета Темы: верность и предательство, власть, внутренняя борьба, добро и зло, жизнь и смерть, лицемерие, ложь и правда, месть и великодушие, милосердие и жестокость

Величайшая трагедия У. Шекспира «Гамлет, принц датский» была написана в Лондоне, в начале семнадцатого столетия. Другое ее название – «Трагическая история о принце датском». Произведение наполнено глубоким смыслом, который заключается в победе духа над телом и в осмыслении такого понятия, как «зло». Постижение его природы и средств борьбы с этим явлением составляют смысл существования главного героя. Проблемы, затронутые в пьесе, имеют не только философское, но и общечеловеческое значение. Они касаются таких вопросов, как жизнь и смерть, дружба и предательство, любовь и забвение, месть и великодушие, то есть тех аспектов жизни, которые волнуют каждого человека.

Оригинал трагедии признан самым длинным произведением Шекспира и содержит 30557 слов. Трагедия, написанная в 1601 году, уже несколько столетий входит в репертуары известнейших театров мира.

История создания

За основу своей трагедии У. Шекспир взял старинное предание о датском принце Амлете. Эта легенда рассказывает о том, как молодой принц жаждет отомстить за смерть своего отца, короля Дании. Некоторые историки считают, что еще до Шекспировского «Гамлета» существовала другая трагедия, автором которой был Томас Кид. В ней так же была взята за основу легенда об Амлете и называлась она «Испанская трагедия».

Жанр и особенности композиции

Пьеса У. Шекспира «Гамлет» написана в жанре трагедии. В композиционном отношении здесь соблюдены все каноны драматургии. В экспозиции читатели знакомятся с героями. Завязка повествует о встрече Гамлета с призраком, который требует от него мести за свою смерть. По мере развития событий происходит обострение конфликтов между персонажами. Кульминационным моментом является подтверждение вины Клавдия в смерти отца Гамлета и убийство Полония. Развязка представлена чередой смертей основных персонажей. Трагедия рассказывает не только о происходящих событиях. Действие в ней насыщено философскими рассуждениями героя о бренности человеческой жизни, о смысле бытия, о любви, дружбе, предательстве и другими.

Темы

Жизнь и смерть

Полный трагизма вопрос Гамлета из его знаменитого монолога «быть или не быть?» можно интерпретировать, как «жить или не жить?» Тема смерти часто присутствует в рассуждениях героя при его размышлениях о бренности бытия. От самоубийства Гамлета удерживает неуверенность в том, что со смертью закончатся все душевные муки.

Тема смерти сопровождает героя на протяжении всего повествования, он возвращается к ней снова и снова. Держа в руках череп королевского шута Йорика, Гамлет вспоминает, как тот  забавлял его в детстве и одновременно задумывается о краткости жизни и неизбежности смерти.

Трагическая смерть Офелии так или иначе связана с нерешительностью Гамлета. До сих пор не доказано, была гибель девушки несчастным случаем или самоубийством. Если бы Гамлет действовал более решительно в вопросе мести за своего отца, то, возможно, Офелия осталась бы жива, как и некоторые другие персонажи трагедии, включая Полония.

Месть

Призрак короля приказал Гамлету отомстить за свою смерть. С этой поры герой постоянно ощущает на себе это тяжкое бремя. Он не может, вопреки гуманистическому складу своего характера жестко и решительно расправиться с Клавдием. Он понимает, что вина лежит не только на Клавдии, но и на всем государстве, на обществе, которое не спешит расследовать все обстоятельства внезапной смерти своего старого короля. Убедившись в том, что убийцей отца является его родной дядя Клавдий, Гамлет решает действовать со всей решительностью. Но когда ему выпадает подходящий случай, Клавдий совершает молитву. Смерть во время общения с богом стала бы для него не наказанием, а наградой, и Гамлет откладывает расправу над Клавдием до более подходящего случая.

Любовь и дружба

Гамлет искренне любил Офелию, но был вынужден под гнетом обстоятельств отказаться от своей любви. Он не мог позволить юной девушке взвалить на свои плечи все горести, которые выпали на его долю. Разорвав отношения с Офелией, он невольно нанес ей огромную душевную травму, которую она не смогла пережить. Страдания, косвенным виновником которых стал Гамлет, привели девушку к гибели.

Гамлет ценил настоящую дружбу и друзей выбирал независимо от их положения в обществе. Поэтому неудивительно, что его единственным и преданным другом был бедный студент Горацио. Он до конца оставался с Гамлетом и не только помогал ему осуществить план мести, но и вместе с ним хотел уйти из жизни. Только настойчивая просьба Гамлета не совершать этот шаг остановила Горацио. Он остался жить, чтобы донести до людей всю правду, которую от них всячески скрывали.

Правда против обмана

Противопоставление правды и обмана является одной из тем трагедии. Эта тема раскрывается по-разному. Например, лживый и подлый путь, которым Клавдий пришел к власти, лежит в основе всей пьесы и является катализатором последующих трагических событий. Тот факт, что Полоний готов распространять лживые слухи о своем сыне Лаэрте, чтобы отслеживать его поведение во Франции, говорит читателям о характере отношений Полония со своими детьми. В пьесе представлено множество персонажей, которые преуспевают в обмане (Полоний, Клавдий), а также ситуаций, возникающих из-за обмана (смерть Полония, когда он пытается подслушать Гертруду и Гамлета).

Краткое содержание

Первый акт

Марцелл и Бернанд находятся на площади, расположенной около замка в Эльсиноре. Позже к ним присоединяется Горацио, чтобы лично стать свидетелем появления призрака, который был похож на умершего короля Дании. Он считает это выдумкой. Наступает полночь. Является призрак в военной экипировке. Горацио потрясен его появлением, и делает попытку заговорить с призраком. Горацио анализирует увиденное и полагает, что данное явление это знак будущих смут в государстве. Он принимает решение поведать об увиденном Гамлету, который прерывает учебу из-за неожиданной смерти отца. Принц скорбит еще больше по причине того, что его мать в скором времени после кончины отца становится супругой его брата.

Горацио рассказывает принцу о призраке. Призрак отца Гамлета рассказывает о коварном злодеянии: когда он спал в саду, брат влил в его ухо сок белены, который оказался смертельным. Призрак просит сына отомстить. Затем он удаляется. Вся жизнь принца перевернулась. Он дает клятву отомстить и просит друзей никому не говорить об этой встрече и не изумляться неестественности его поступков.

Второй акт

В это же время Полоний отправляет собственного сына учиться в Париж. Лаэрт дает братские советы Офелии. Он рассказывает о чувстве принца и предостерегает сестру от того, чтобы она завязывала отношения с Гамлетом. Отец поддерживает сына. Он запрещает девушке находиться рядом с Гамлетом. Дочь сообщает отцу, что ее посещал принц и его поведение было очень необычным. Полоний полагает, что неестественность поведения молодого человека обусловлена его любовным безумством. Он намеревается сообщить об этом факте королю.

Короля мучает совесть за убийство брата. И поведение племянника также беспокоит его. Он не может понять, что скрывается за этим. Король вызывает Гильдестерна и Розенкранца, которые раньше были друзьями принца. Он просит их узнать тайну Гамлета. За это он сулит им свою милость. Является Полоний и предполагает, что безумство принца обусловлено любовными чувствами. Для подтверждения своих домыслов он показывает письмо принца, которое взял у дочери. Он дает обещание отправить Офелию на галерею. Там часто гуляет принц. Девушка должна будет проверить его чувства.

Гильдестерн и Розенкранц не могут узнать тайну принца. Гамлет понимает, что их послал король. Принц узнает о прибытии актеров, трагиков столицы, весьма нравившихся ему ранее. Он решает использовать их для подтверждения вины короля. Гамлет договаривается с актерами о показе пьесы про гибель Приама.  Принц собирается вставить в выступление несколько стихов собственного сочинения. Актеры соглашаются. Гамлет просит актера прочитать монолог об убийстве Приама. Тот читает великолепно и это волнует принца. Он поручает Полонию заниматься актерами, а сам, оставшись один, размышляет. Он хочет быть уверен в том, что его дядя убил отца.

Третий акт

Король спрашивает у Гильдестерна и Розенкранца, удалось ли им узнать то, о чем он просил. Те признаются, что ничего у них не вышло. Также они сообщают королю о приезде бродячих актеров, и принц приглашает на представление его вместе с королевой. Гамлет гуляет один и в размышлении произносит свой известный монолог «Быть или не быть».

Дэниел Маклис. 1842. Гамлет. Сцена из театральной постановки

Полоний отправляет дочь к принцу. Гамлет очень скоро понимает, что их беседа подслушана, и что девушку отправили отец и король. Поэтому он прикидывается сумасшедшим и советует Офелии отправляться в монастырь. Король получает доказательство того, что поведение принца изменилось не из-за любви. Гамлет просит Горацио смотреть за королем на спектакле. Представление начинается. Принц во время представления отпускает комментарии.

В момент сцены отравления король встает. Начинается переполох. Полоний приказывает завершить игру. Все уходят. Гамлет и Горацио остаются. Теперь они точно знают, что король совершил преступление. Он себя выдал полностью. Возвращаются Гильдестерн и Розенкранц. Они говорят, что король был огорчен, а королева не понимала поведения сына. Принц берет флейту и предлагает Гильдестерну поиграть на ней. Тот отказывается, говоря, что не умеет. Гамлет отвечает, что они наивно полагали, что знают его и играли им.

Полоний зовет принца к королеве. Король испытывает страх. Его мучает совесть. Он пытается молиться, встав на колени. Мимо в то же время проходит Гамлет, который направляется к матери. Однако он не хочет убивать короля во время молитвы. Полоний укрывается за ковром в комнате матери принца. Он хочет узнать, о чем будут говорить королева и Гамлет. Гамлет негодует. Королева пугается и вскрикивает. Полоний выдает себя. Гамлет протыкает его шпагой, полагая, что это король. Королева умоляет сына о пощаде. Появляется призрак. Он требует пощады для королевы. Королева никого не видит и не слышит. Ей кажется, что сын разговаривает с пустым местом. Он похож на сумасшедшего.

Четвертый акт

Королева сообщает мужу, что Гамлет убил вельможу. Король принимает решение срочно направить принца в Англию вместе с Гильдестерном и Розенкранцем. Им он вручает письмо Британцу, в котором сообщается о том, чтобы Гамлета убили. Вельможу он решает придать земле тайно, во избежание слухов.

Принц и его бывшие друзья спешат на корабль. Они встречают солдат. Принц спрашивает у них, кому принадлежит войско и куда оно направляется. Как оказалось, войско принадлежит Норвежцу. Оно направляется на войну с Польшей. В этой войне решается спор за участок земли, который за пять дукатов жалко арендовать. Гамлет поражается тому, что люди не могут иначе решить спор о таком пустяке. Данный эпизод становится для него причиной для рассуждений о том, что его самого мучает. А терзает его нерешительность.

Дж. Эвверт Милле. 1852. Офелия

Лаэрту становится известно о смерти отца и он тайно возвращается из Парижа. Он узнает, что его сестра обезумела от осознания того, что отец погиб от рук принца. Лаэрт желает отомстить. Он врывается в королевские покои с оружием. Король винит во всех несчастьях Лаэрта Гамлета. Гонец доставляет королю послание. В нем принц извещает о собственном возвращении. Король недоумевает. Он понимает, что что-то случилось. У него сразу же рождается новый подлый план. К нему он привлекает Лаэрта. Он предлагает организовать поединок между Гамлетом и Лаэртом. Для точного совершения убийства острие шпаги нужно смазать ядом. Лаэрт соглашается. Королева скорбно рассказывает о смерти Офелии.

Пятый акт

Появляются принц и Горацио. Гамлет рассуждает о тщетности всего сущего. Приближается похоронная процессия. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с гробом. Гамлет не может вынести этой фальши. Они схватываются с Лаэртом. Король разнимает их. Незапланированный поединок не устраивает его. Он напоминает Лаэрту о договоре.

Горацио и принц остаются наедине. Гамлет рассказывает другу, что он смог прочитать письмо короля. В нем была просьба срочно казнить принца. Однако судьба оберегает Гамлета. Он использует печатку отца и меняет письмо. В нем приказано убить подателей. Лжедрузья приближаются к собственной смерти. Корабль захватывают разбойники. Принц оказывается в плену. Его привозят в Данию. Сейчас он готов мстить.

Появляется Озрик и сообщает, что король бьется об заклад, что принц победит соперника на поединке. Гамлет дает согласие на участие в поединке, но испытывает тяжесть на сердце, так как предчувствует ловушку. Перед поединком он извиняется перед соперником.

Король готовит для надежности еще одну ловушку. Он приготавливает кубок с отравленным вином. Его должны будут подать принцу, когда тот попросит пить. Лаэрт ранит принца. Они меняются рапирами. Теперь Гамлет ранит соперника. Королева выпивает приготовленное для сына вино в честь его победы. Король не может помешать ей. Королева умирает, но успевает сообщить, что вино отравлено. Соперник признается в своем предательстве и сообщает, что вся вина лежит на короле.

Принц отравленной рапирой поражает короля. Сам Гамлет тоже умирает. Горацио хочет выпить остатки отравленного вина, дабы отправиться за Гамлетом. Однако умирающий принц просит его этого не делать. Горацио сообщает Фортинбрасу и послам Англии о случившейся трагедии.

Э. Делакруа. 1839. Гамлет и Горацио на кладбище

Анализ по актам

Первый акт

Сцена 1

События происходят в Дании, в городе Эльсиноре. Солдат Франциско несет службу, стоя на посту перед замком. Офицер Бернардо собирается его сменить, в это время появляются офицер Марцелл и друг Гамлета Горацио. Франциско уходит, а молодые люди начинают обсуждать событие, которое произошло ночью – явление призрака короля. Скептик Горацио не склонен верить слухам, и тема разговора меняется.

Марцелла интересует, по какой причине усиливается охрана и наблюдается интенсивный ввоз оружия в страну. Горацио объясняет это подготовкой к войне, причина которой – убийство королем Гамлетом «властителя норвежцев Фортинбраса» и присоединение большой части земель. Младший же Фортинбрас с бандой наемников собирается вернуть эти земли.

Вдруг вновь возникает призрак короля. Офицеры хотят спросить у него, чем они могут ему помочь, но раздается крик петуха, и призрак исчезает. Горацио собирается рассказать обо всем Гамлету.

Анализ

Шекспир начинает пьесу сценой, которая сразу вовлекает читателей в интригу: недавно умерший король появляется в виде призрака, намечаются военные конфликты, в Дании царят всеобщие волнения. Шекспир сообщает некоторую предысторию, которая свидетельствует о напряженности между Данией и Норвегией.

Горацио из скептика превращается в обеспокоенного, даже напуганного верующего, которому любопытно, что предвещает Гамлету и стране это призрачное знамение. Он рассказывает, что Фортинбрас горяч и полон сил и собирает армию для похода на Данию, чтобы отомстить за гибель своего отца. Эта информация объясняет, что молодой Фортинбрас больше склонен действовать, чем думать. Его характер контрастирует с характером Гамлета. Наличие образа Фортинбраса в качестве фона помогает зрителям понять противоречивую личность Гамлета и делает его историю еще более трагичной.

Сцена 2

Действие происходит в зале для приемов. Король Клавдий собирается жениться на вдове своего покойного брата, Гертруде. Помимо этого события его беспокоит возможная война, так как Фортинбрас младший собирается силой вернуть норвежские земли. Клавдий пишет письмо дяде Фортинбраса, чтобы тот воспрепятствовал началу войны.

Лаэрт, сын советника короля, отправляется во Францию, и Клавдий благословляет его. Он замечает, что его племянник Гамлет находится в подавленном состоянии. Причина этому – скорбь по отцу и неодобрение предстоящего нового брака матери. Гамлет намекает дяде, что смерть отца кажется ему загадочной. Скорбь по отцу и внезапное замужество матери разрывают сердце Гамлета. Он не видит смысла в дальнейшем существовании, но боится совершить самоубийство из-за божьей кары. Вошедшие Горацио и Бернардо рассказывают Гамлету о призраке. Гамлет решает присоединиться к ним ночью, чтобы самому увидеть отца.

Анализ

Эта сцена показывает натянутые отношения короля с принцем Гамлетом. Взять хотя бы эпизод с Лаэртом, к которому король испытывает более теплые чувства, чем к Гамлету. Эмоциональное расстройство Гамлета возникает еще и от его нового положения по отношению к королю. Раньше они были в статусе дядя-племянник, теперь же к этому добавляется новый вид родства – отчим-пасынок. Эти два героя абсолютно не похожи друг на друга, и у Гамлета есть все основания не доверять Клавдию.

Шекспир дает краткий, но поучительный ответ на отношения между Гертрудой и Гамлетом. Ее просьба к Гамлету остаться в Дании говорит о том, что она действительно ценит своего единственного ребенка. А поскольку Гамлет подчиняется, это показывает, что он предан матери. Однако в своем монологе он выражает разочарование в ней из-за ее способности так быстро утешиться после смерти мужа. Гамлет считает, что отношения его родителей были крепкими – полными любви, привязанности и преданности, – поэтому он находит непостижимым и даже предательским то, что она могла так легко вступить в отношения с Клавдием, который, по словам Гамлета, «совсем не похож на моего отца».

Он заканчивает свой монолог, говоря, что, пока его сердце разрывается, он должен держать язык за зубами. Причина его решения не уточняется. Возможно, он не хочет эмоционально ранить свою мать, или, возможно, он чувствует угрозу со стороны Клавдия, или хочет скрыть свой гнев, пока не будет готов нанести удар Клавдию. В этот момент являются Горацио, Марцелл и Бернардо с потрясающей новостью. Шоком является для Гамлета то, что он узнает, как призрак его отца бродит по замку Эльсинор.

Сцена 3

Лаэрт, отбывающий во Францию, прощается со своей сестрой Офелией. Он уговаривает ее не отвечать Гамлету взаимностью и отвергать его ухаживания. Он убеждает Офелию, что в итоге Гамлет выберет для себя более выгодную партию, а жизнь Офелии будет загублена. Появляется отец Лаэрта и Офелии, Полоний. Он дает сыну наставления перед поездкой и просит его не слишком доверять посторонним. Офелии отец советует как можно реже встречаться с Гамлетом, чтобы не давать повода для сплетен. Девушка, по его мнению, должна думать о своей чести, поэтому будет лучше вовсе отказаться от встреч с Гамлетом. Офелия обещает отцу выполнить его наказы.

Анализ

Читатели знакомятся с Лаэртом и Офелией. Когда Лаэрт расспрашивает Офелию об ее отношениях с принцем Гамлетом, это выглядит, как забота старшего брата. Будучи старше и опытнее, чем сестра, он знает, что внимание молодого человека может причинить вред репутации молодой женщины.

Офелия представлена молодой и неопытной, но в то же время серьезной девушкой. Она искренна в своей любви к Гамлету и считает, что он так же искренен с ней, но она, кажется, не обращает внимания на потенциальную темную сторону намерений молодого человека.

Полоний беседует сначала с Лаэртом, а затем с Офелией. Читатели получают первое представление о характере Полония. В то время как его дети кажутся прямолинейными и искренними, Полоний предстает несколько эгоцентричным и политически настроенным – даже в ситуациях, когда речь идет о его детях.

«Каковы истинные намерения Гамлета?» – задаются вопросом Лаэрт и Полоний. – Он такой, каким кажется? или «он обманывает Офелию?» Хотя Полоний предупреждает Офелию, что намерения Гамлета могут быть не такими, какими кажутся, на самом деле его больше заботит то, как ее действия могут повлиять на его репутацию. Те же мотивы лежат в основе его совета Лаэрту. Многое из того, что советует Полоний, имеет отношение к внешнему и мало относится к внутреннему «я».

Сцена 4

В полночь Гамлет, Горацио и Марцелл встречаются на площади, где обычно солдаты несут караул. Молодые люди обсуждают разные темы, пока один из них не замечает появление призрака короля. Призрак подзывает Гамлета жестом, но друзья, опасаясь за его жизнь, не пускают его. Принц просит друзей оставить его наедине с фантомом и идет вслед за ним. Гамлет не думает об опасности и не беспокоится за свою жизнь, будучи уверенным, что душа его бессмертна.

Анализ

В начале сцены до Гамлета доносятся звуки шумного веселья из замка, которые еще больше характеризуют характер Клавдия: его больше интересует празднование, чем почтение памяти покойного брата. Сцена резко меняется с появлением призрака. Это обнажает резкий контраст между отношениями Гамлета с его дядей и отцом. Он отрицательно относится к дяде, и в то же время настолько связан со своим отцом, что следует за ним, зная, что он мертв.

Шекспир использует этот захватывающий, напряженный момент, чтобы вынести на поверхность несколько важных идей. Во-первых, глубину гамлетовской печали. Когда Горацио предостерегает его от следования за призраком, Гамлет насмехается: «Я не ставлю свою жизнь на булавочную плату». Это понятие «быть или не быть» будет звучать громче с каждой сценой, хотя вопрос о том, хватит ли Гамлету сил, также становится предметом спора.

Тема безумия вводится автором, когда Горацио, пытаясь отговорить Гамлета от следования за призраком, предполагает, что это может «лишить вас суверенитета разума и вовлечь вас в безумие». Будь то настоящее или притворное, безумие становится центральным элементом пьесы – особенно вокруг Гамлета, и особенно потому, что многое из того, что происходит между призраком и Гамлетом, происходит вне поля зрения и слышимости других.

Сцена 5

Гамлет следует за духом отца к другой части стены замка, где призрак говорит Гамлету, что он должен отомстить за его убийство. Он объясняет, что жители Дании верят, что король умер от укуса змеи, когда дремал в своем саду. На самом деле единственным «змеем», с которым он столкнулся, был его брат Клавдий, который теперь носит корону.

Призрак рассказывает Гамлету, как Клавдий влил ему в уши яд во сне, похитив, таким образом, его жизнь, корону и жену. Но когда он повторяет свое требование, чтобы Гамлет отомстил Клавдию, то приказывает не трогать мать, королеву Гертруду. С наступлением рассвета призрак исчезает.

Гамлет, потрясенный увиденным и услышанным, пребывает в гневе и смятении. Его мысли перескакивают с одной на другую в его печальном и одновременно гневном монологе. Завершается он клятвой призраку как раз перед тем, как Горацио и Марцелл находят его.

Горацио и Марцелл очень хотят узнать, что произошло между Гамлетом и призраком, но Гамлет путанно отвечает на их вопросы. Он просит их, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели и слышали этой ночью. Он заставляет их поклясться на его мече и добавляет, что они должны сдержать свое обещание, как бы странно он ни вел себя в будущем.

Анализ

Каждая сцена, в которой появляется призрак короля, добавляет невероятной сложности сюжету. Призрак раскрывает мотивы, связанные с его собственной смертью, о которых персонажи и читатели никогда бы не узнали. Приказ призрака Гамлету отомстить за его смерть увеличивает напряжение пьесы. Информация, которую он передает, превращает пьесу из простой драмы в историю мести. В этом смысле жизнь Гамлета похожа на  жизнь младшего Фортинбраса. Есть два принца, два мертвых короля-отца, и хотя они умерли при разных обстоятельствах, сыновьям остается задуматься о мести.

Гамлет был полон печали до того, как призрак дал о себе знать, а также был встревожен поспешным браком Клавдия и Гертруды. Как только призрак появляется перед принцем с информацией, которая, по мнению Гамлета, должна быть правдой, – о том, что Клавдий убил его отца, огромная волна ярости захлестывает его. В свете очевидных трений между ним и Клавдием, нет никаких сомнений в том, что эта новая информация является предвестником трагедии.

Второй акт

Сцена 1

Полоний отправляет своего слугу Рейнальдо во Францию, чтобы тот передал Лаэрту деньги и заодно последил за ним. Полоний предлагает Рейнальдо поспрашивать о Лаэрте у окружающих, чтобы узнать, как он живет. Он убеждает слугу указать на некоторые отрицательные качества Лаэрта – игры, пьянство, фехтование и ругань, когда он будет разговаривать с людьми. Полоний считает, что это развяжет людям язык и позволит узнать правду о поведении Лаэрта за границей.

Во второй половине сцены появляется встревоженная Офелия. Она рассказывает Полонию, что Гамлет явился в ее комнату растрепанным и растерянным. Полагая, что Гамлет обезумел от страсти к Офелии, Полоний спрашивает, сказала ли она ему что-нибудь неприятное. Офелия отвечает, что не разговаривала с ним, а просто отказывала ему в любых контактах, как и велел Полоний. Полоний убежден, что, приказав Офелии избегать Гамлета, он непреднамеренно разжег пламя любви принца.

Анализ

В этой сцене рассматривается тема правды и лжи. Вначале Полоний отправляет своего слугу во Францию, чтобы передать Лаэрту деньги и проверить его, хотя Лаэрт всегда был ответственным, послушным и вдумчивым молодым человеком. Полоний относится к Лаэрту как к заслуживающему доверия, но чувствует необходимость проверить его. Отец заходит так далеко, что предлагает Рейнальдо специально очернить сына, чтобы вытянуть информацию из различных источников. Полоний, всегда помнящий о своей репутации, так небрежно относится к идее навредить своему сыну и использует обман, чтобы найти правду. Ранее Полоний предупредил Офелию о сохранении ее репутации. Он обеспокоен тем, что если ее репутации будет нанесен ущерб, это также нанесет ущерб его статусу.

Второе событие в этой сцене – Офелия, рассказывающая Полонию о своей странной встрече с Гамлетом, – также построено на правде против обмана. Читатели знают, что Гамлет говорит Горацио и солдатам, что ему, возможно, будет нужно выглядеть сумасшедшим. Офелия, со своей стороны, вынуждена не проявлять интереса к Гамлету – человеку, которого она явно любит.

В этой сцене и по ходу пьесы читатели видят, какой вред может нанести такой обман. Например, отсутствие честности у Полония подрывает веру, которую Рейнальдо, а уж тем более Лаэрт или Офелия, могут питать к нему. Он полагается на обман в отношении своих детей и без колебаний использует обман для достижения своих целей.

Сцена 2

Клавдий и Гертруда нанимают Розенкранца и Гильденстерна, двух друзей детства Гамлета, чтобы они провели время с принцем, надеясь, что они смогут определить причину его странного поведения. После того, как слуги ведут друзей к Гамлету, Полоний, за которым следуют послы Вольтеманд и Корнелиус, присоединяются к королевской паре. Послы, вернувшиеся после разговора с королем Норвегии о Фортинбрасе, рады сообщить, что их визит удался.

«Старая Норвегия», говорят они, приказала Фортинбрасу отказаться от любых силовых действий против Дании. Фортинбрас поклялся в послушании своему дяде и обратил свое внимание на Польшу. Вольтеманд отмечает, что Фортинбранс попросил разрешения для себя и своих людей пройти через Данию по пути в Польшу.

Когда послы уходят, Полоний говорит Клавдию и Гертруде, что, по его мнению, любовь Гамлета к Офелии сводит его с ума. Затем Полоний читает им письмо, отправленное Гамлетом к Офелии, в котором он признается в своей любви к ней. Полоний, Клавдий и Гертруда решают устроить ловушку, организовав встречу Гамлета и Офелии и наблюдая за происходящим со стороны.

Гамлет встречает Полония во время прогулки по залу. Они беседуют, Гамлет перебрасывается умными, но хаотичными фразами. Полоний, приняв это за свидетельство безумия принца, извиняется, чтобы отправиться на поиски Офелии и спланировать «случайную» встречу.

Появляются Розенкранц и Гильденстерн, и Гамлет несколько раз спрашивает, что привело их в Эльсинор. Хотя они пытаются уклониться от его вопросов, Гамлет понимает, что их послали шпионить за ним. Единственная полезная информация, которую они передают Гамлету, заключается в том, что в Эльсинор прибыли столичные актеры.

С некоторым волнением Гамлет приветствует актеров. Он предпринимает меры, чтобы они исполнили «Убийство Гонзаго» и включили в него несколько строк, которые он собирается написать. Как только Гамлет остается один, он вслух ругает себя за бездействие в деле, которое поручил ему призрак. Он называет себя трусом и злодеем, затем, взяв себя в руки, размышляет о своем плане использовать пьесу, дополненную строками, которые он напишет, как средство надавить на Клавдия. Гамлет убежден, что Клавдий отреагирует, как человек, сознающий свою вину, и это докажет, что призрак – благородный дух, а не дьявол, пришедший его обмануть.

Анализ

Клавдий и Гертруда пытаются проникнуть в душевное состояние Гамлета. В то время как мотивы Гертруды по-матерински благородны, мотивы Клавдия совсем иные. Он намерен использовать Розенкранца и Гильденстерна, старых друзей принца, чтобы выведать информацию, необходимую ему и королеве.

В этой сцене в Эльсинор прибывает труппа актеров, что дает возможность Гамлету заставить Клавдия раскрыть свою вину через его реакцию на пьесу. Гамлет осуждает свое бездействие в отмщении за отца, называя себя «тупым и мутным негодяем».

Розенкранц и Гильденстерн были  друзьями Гамлета, но с того момента, как они прибыли в Эльсинор, они действуют как шпионы Клавдия, отказываясь от своей верности принцу в пользу короля. Мотивация Клавдия, пригласившего Розенкранца и Гильденстерна в Эльсинор, далека от мотивации Гертруды. Несмотря на то, что он делает вид, что хочет помочь Гамлету, на самом деле он жаждет узнать, чем таким владеет Гамлет, чтобы могло угрожать ему.

В этой сцене появляется первое свидетельство того, что Гамлет проявляет ложные признаки сумасшествия или «антипатического настроения». Хотя в предыдущей сцене есть указания на его странное поведение и внешний вид из рассказа Офелии, его общение с Полонием, а затем с Розенкранцем и Гильденстерном дает более явное представление о его состоянии. Гамлет говорит загадками, например, когда он называет Полония «торговцем рыбой».

Третий акт

Сцена 1

Клавдий и Гертруда расспрашивают Розенкранца и Гильденстерна об их разговоре с Гамлетом. Друзьям нечего сообщить, кроме того, что труппа актеров, прибывшая вскоре после них, похоже, заинтересовала принца, и что он приказал им сегодня вечером выступить перед двором. Клавдий вновь посылает Розенкранца и Гильденстерна наблюдать за Гамлетом.

Когда они уходят, Клавдий отсылает Гертруду, чтобы вместе с Полонием и Офелией спланировать «случайную» встречу между Офелией и Гамлетом. Посредством этой инсценированной встречи Клавдий и Полоний надеются проверить мысль Полония о том, что именно любовь Гамлета к Офелии так действует на него. Они приказывают Офелии прогуляться по залу, читая книгу, а сами планируют укрыться поблизости, чтобы наблюдать за происходящим.

Появляется Гамлет, погруженный в свои мысли и, очевидно, подумывающий о самоубийстве. Увидев Офелию, он намеревается поговорить с ней. Офелия пытается вернуть некоторые подарки, которые он ей дарил, но, видимо, что-то заподозрив, он отрицает, что они от него. Он также отрицает, что любил ее, что совершенно сбивает с толку и ранит Офелию. Гамлет советует девушке отправиться в женский монастырь и уходит.

Клавдий и Полоний подходят к Офелии, потрясенные увиденным. Полоний настаивает на том, что любовь Гамлета к Офелии – любовь, от которой он заставил ее отказаться, – лежит в основе безумия принца. Клавдий, в свою очередь, теперь убежден, что Гамлет задумал что-то, что может быть опасным для его положения. Хотя изначально он отвергает идею о безумии Гамлета, теперь он говорит, что безумие не должно оставаться безнаказанным. Он решает отправить Гамлета в Англию, подальше от Дании. Полоний соглашается, что отправить принца за границу – лучший выход, но также предлагает попробовать последний шанс: попросить королеву поговорить с Гамлетом вечером после спектакля и подслушать этот разговор. Клавдий соглашается.

Анализ

Эта сцена содержит монолог Гамлета «Быть ​​или не быть», который считается одним из самых цитируемых в литературе и отражает суть как этой сцены, так и всей пьесы. В то время как многие читатели воспринимают этот отрывок как выражение борьбы между самоубийством и существованием, другая интерпретация предполагает, что это дилемма Гамлета: жить так, чтобы быть или не быть верным себе. Идея жить верным себе вписывается в тему «Правда против обмана».

Например, вмешательство Полония в отношения Гамлета и Офелии было, в первую очередь, мотивировано тем, как действия Офелии могут повлиять на его репутацию. Хотя поначалу это вмешательство не кажется столь важным, на самом деле оно способствует углублению чувства изоляции и печали Гамлета, а также эмоциональному срыву Офелии.

Даже Офелию вынуждают не оставаться верной себе, хотя, если принять во внимание время, общество и положение полов, а также юный возраст Офелии и ее наивность, выбор девушки можно рассматривать как менее нечестный, чем уступчивость авторитетным мужчинам из ее окружения.

Сцена 2

Гамлет дает наставления актерам перед спектаклем, который они собираются дать Клавдию, Гертруде и другим придворным. Входят Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, объявляя, что вскоре прибудут король и королева. Гамлет отправляет их поторопить актеров. В этот момент появляется Горацио.

Гамлет рассказывает Горацио о своем плане использовать так называемую «Мышеловку» – свою версию «Убийства Гонзаго», чтобы застать короля врасплох. Он сообщает, что изменил представление так, что одна из сцен воссоздаст события, о которых рассказал ему призрак отца. Гамлет поручает Горацио следить за реакцией короля.

Начинается представление, и когда наступает момент убийства спящего короля в саду, Клавдий не выдерживает и покидает театр. В последовавшей за этим неразберихе пьеса останавливается. Все уходят, кроме Гамлета и Горацио, которые обсуждают только что увиденное.

Розенкранц и Гильденстерн сообщают Гамлету, что его желает видеть королева. Решимость Гамлета убить Клавдия снова возрастает, хотя он понимает, что этим причинит боль своей матери.

Анализ

Одним из важных моментов этой сцены является то, что Гамлет просит театральную труппу поставить конкретную пьесу в его собственной редакции. В измененной пьесе он намеревается представить сцену, имитирующую детали смерти короля. Гамлет надеется, что таким образом он уличит Клавдия в его преступлении. Гамлет не хочет мстить, пока не убедится в честности призрака.

Тема безумия, или притворного безумия постоянно присутствует наряду с темой истины и обмана. Эти две темы практически неразделимы. Интересно, что поведение короля во время сцены убийства также может быть истолковано, как безумие. Реакция Клавдия на сцену убийства, безусловно, является поворотным моментом для Гамлета, который теперь убежден в виновности Клавдия.

Сцена 3

После того, как все разошлись, Розенкранц и Гильденстерн встречаются с Клавдием. Клавдий говорит им, что безумный Гамлет становится опасен и должен немедленно быть отправлен в Англию.

Полоний приходит к Клавдию и сообщает, что Гамлет направляется в покои Гертруды. Сам он спешит спрятаться где-нибудь поблизости, чтобы наблюдать за общением матери и сына.

Оставшись один, Клавдий размышляет об убийстве, которое, как теперь известно публике, он совершил. В своем монологе он говорит о том, что ищет прощения за свой грех и хочет найти его в молитве. Из его речи следует, что он хочет получить прощение за свой поступок, но не в том случае, если помилование будет предполагать отказ от короны и королевы.

Гамлет, направляясь к своей матери, видит Клавдия, пытающегося молиться. На мгновение его посещает мысль убить короля во время молитвы. Однако, он понимает, что в этом случае  он непреднамеренно отправил бы его прямо на небеса. С этой мыслью он отправляется в покои своей матери.

Анализ

Эта сцена дает зрителям более глубокие представления о Клавдии. От его планов отправить Гамлета в Англию, до его продолжающихся интриг с Полонием и признания в убийстве он предстает абсолютным интриганом, пытающимся сохранить свое положение и власть.

Еще один захватывающий момент в этой сцене – когда Гамлет по пути в покои своей матери встречает Клавдия, пытающегося молиться. Гамлет понимает, что это может быть подходящим моментом для мести. Но он колеблется, опасаясь, что убийство Клавдия во время разговора с Богом отправит его душу прямо в рай, а не в ад. Гамлет вспоминает, что Клавдий не дал его отцу этой возможности, поэтому кладет меч и идет в покои Гертруды. Некоторые критики указывают на это, как на еще один пример неспособности Гамлета действовать.

Сцена 4

В покоях королевы Полоний инструктирует Гертруду о разговоре с Гамлетом и прячется за гобеленом до того, как входит Гамлет. Когда приходит Гамлет, он начинает обвинять королеву в том, что она так быстро забыла его отца. Его поведение пугает Гертруду, и она вскрикивает. Полоний из своего укрытия зовет стражу. Гамлет, думая, что там прячется Клавдий, пронзает гобелен шпагой и убивает Полония.

Гертруда в ужасе скорбит о Полонии. На фоне разыгравшейся драмы появляется призрак. Он говорит Гамлету, что вернулся, чтобы напомнить ему оставить мать в покое. Когда Гамлет отвечает призраку, становится ясно, что Гертруда не видит и не слышит духа, и это еще больше убеждает ее в безумии сына. Гамлет напоминает Гертруде, что его высылают в Англию, и что он знает, что она наняла Розенкранца и Гильденстерна шпионить за ним. Он уходит, забрав с собой тело Полония.

Анализ

Разговора между Гамлетом и Гертрудой достаточно, чтобы вызвать призрака в последний раз и напомнить Гамлету не причинять вреда Гертруде. Тем временем, Гертруда не может ни видеть, ни слышать призрака и вынуждена поверить, что Гамлет действительно безумен.

Сцена завершается относительно рациональным разговором между матерью и сыном, где Гертруда спрашивает, что ей делать в свете того, что сообщил ей Гамлет. Хотя Гамлет до сих пор не может определить, несет ли Гертруда вину за смерть его отца, он предостерегает ее от Клавдия и напоминает ей, что уезжает в Англию. Пожелав ей спокойной ночи, он уходит, унося с собой тело Полония. Несмотря на их разговор и предупреждения Гамлета быть осторожной, Гертруда все еще считает, что он сумасшедший.

Четвертый акт

Сцена 1

Гертруда рассказывает Клавдию о своей встрече с Гамлетом и о гибели Полония. Клавдий уверен, что Гамлета нужно немедленно отослать, так как он представляет опасность. Он вызывает Розенкранца и Гильденстерна и приказывает им найти Гамлета и отнести тело Полония в часовню.

Анализ

Клавдий заставляет себя сохранять спокойствие, пока Гертруда рассказывает ему о смерти Полония и безумных бреднях Гамлета. Он использует этот инцидент как еще одну причину, чтобы отослать Гамлета. После того, как Розенкранц и Гильденстерн отправляются на поиски Гамлета, Клавдий предлагает Гертруде рассказать всем придворным о том, что произошло. Он убеждён, что их мнение относительно происходящих событий не позволит Гамлету запятнать его репутацию. Как обычно, Клавдий по-прежнему озабочен только внешней стороной проблемы.

Сцена 2

В замке Эльсинор Розенкранц и Гильденстерн находят Гамлета, который уже успел предать тело Полония земле. Они настаивают, чтобы он вернул тело, чтобы они могли отнести его в часовню, но Гамлет насмехается над ними. Он соглашается пойти с ними к королю, а затем убегает, словно играя с ними в прятки.

Анализ

Шекспир использует короткие, быстрые сцены, чтобы поддерживать интригу. Гамлет разыгрывает свое безумие перед Розенкранцем и Гильденстерном, которым было приказано найти тело Полония.

Речи и поведение Гамлета кажутся вызванными как его разочарованием в самых близких ему людях, так и его притворным безумием. Теперь Гамлет чувствует себя более уверенно в своих мыслях и поступках.

Сцена 3

Клавдий все чаще говорит о своем намерении отослать Гамлета в Англию. План решено исполнить немедленно, особенно после того, как Гамлет убил Полония. Розенкранц и Гильденстерн приводят принца к королю. Когда Клавдий спрашивает Гамлета о местонахождении тела Полония, тот отвечает ему загадками, пока, словно устав от игры, не указывает местонахождение тела.

Затем Клавдий говорит Гамлету, что они должны отправить его для его же безопасности в Англию. Гамлет соглашается, и когда он уходит, Клавдий приказывает Розенкранцу и Гильденстерну следовать за ним. Он отдает приказ, что они должны отплыть сегодня ночью. Сам Клавдий уже отправил англичанам письмо с требованием убить Гамлета.

Анализ

В начале этой сцены Клавдий считает, что убийство Гамлетом Полония – это прекрасная причина для отправки его за границу. Подшучивания Гамлета над Розенкранцем, Гильденстерном и Клавдием по поводу тела Полония являются примером того, что Гамлет взял на себя контроль над ситуацией. Различия между поведением Гамлета тогда и сейчас неуловимы, но ясно одно: игра меняется независимо от того, какой корабль направится в Англию, на борту которого вскоре окажется Гамлет. В заключительный момент этой сцены Клавдий снова разговаривает сам с собой. Из его размышлений становится понятно, что присутствие Гамлета сводит его с ума, и что он окончательно утвердился в мысли убить Гамлета.

Сцена 4

В этой сцене, действие происходит недалеко от замка Эльсинор. Гамлет, Розенкранц и Гильденстерн направляются к кораблю, который доставит их в Англию. Они встречают Фортинбраса и его армию, которая проходит мимо Эльсинора по пути в Польшу. Гамлет останавливается, чтобы поговорить с капитаном, которого Фортинбрас послал приветствовать короля Клавдия и поблагодарить его за разрешение пройти через Данию.

Гамлет на мгновение сравнивает себя с молодым Фортинбрасом. Он упрекает себя за то, что не смог отомстить за убитого отца, а Фортинбрас, еще один молодой принц, также потерявший отца, идет на войну из-за бесполезного клочка земли. В конце этого монолога Гамлет снова клянется себе, что непременно отомстит за отца.

Анализ

Гамлет сравнивает себя с молодым Фортинбрасом. Он видит упорство, с которым Фортинбрас и его люди преследуют свою цель, даже если их целью является получение крошечного участка земли. Сцена завершается новой решимостью принца: «Отныне мои мысли будут кровавыми или ничего не будут стоить!» Эта цитата оставляет у читателей ощущение, что встреча с Фортинбрасом на что-то вдохновила Гамлета.

Сцена 5

Офелия, почти лишившаяся рассудка после смерти отца, просит аудиенции у Гертруды. Зная, что девушка ведет себя странно, королева отказывается с ней говорить. Но Горацио и другие советники убеждают королеву, что лучше поговорить с ней, чем позволить ее бессвязным речам и обвинениям попасть в плодородные уши. Гертруда подчиняется. Входит Офелия и, находясь в возбужденном состоянии, поёт и произносит бессвязные фразы. Клавдий и Гертруда шокированы поведением девушки.

После ухода Офелии Клавдий сообщает Гертруде, что Лаэрт, узнав о смерти отца, тайно вернулся из Франции. В это время за дверью раздается шум, и входит гонец, чтобы предупредить короля и королеву, что Лаэрт, возглавляющий буйную группу людей, требует встречи.

Входит Лаэрт; он убеждает своих людей подождать снаружи. Он требует от Клавдия и Гертруды ответов и выдачи ему тела отца. Король и королева пытаются его успокоить, в это время возвращается Офелия, которая поёт и раздает цветы. Гнев Лаэрта сменяется горем при виде сестры. Клавдий использует момент слабости Лаэрта и утешительными словами убеждает его пойти с ним, чтобы он мог объяснить ему обстоятельства смерти Полония. Клавдий обещает Лаэрту, что отдаст свою корону и королевство, если он найдёт хоть малейшие доказательства вины его или Гертруды в смерти Полония.

Анализ

Тема безумия занимает центральное место в этой сцене; на этот раз безумие настоящее, а не притворное принадлежит Офелии. Гертруда и Клавдий понимают, что Офелия потеряла контроль над своими чувствами после смерти отца. Ее песни, хотя и бессмысленные, указывают на ее беспокойство по поводу умершего отца и потерю привязанности Гамлета.

Лаэрт штурмует Эльсинор. Он превратился в человека действия, больше похожего теперь на Фортинбраса, в то время как в прошлом он казался более похожим на Гамлета. Однако теперь Лаэрту, похоже, не хватает благоразумия, и его жажда мести погубит и его, и других.

Сцена 6

К Горацио подходят матросы с письмами от Гамлета. Одно из писем для него; остальные для короля. В письме к Горацио Гамлет объясняет, что по пути в Англию их корабль настигли пираты, и он попал в плен. Он объясняет, что пираты – «воры милосердия», и он должен что-то для них сделать. Он просит, чтобы Горацио помог морякам доставить другие письма королю, а затем моряки доставят Горацио Гамлету. Прочитав его письмо, Горацио вместе с матросами отправляется на поиски Гамлета.

Анализ

Читатели узнают о внезапном повороте событий: Гамлет вернулся в Данию. В письмах, которые он доставил Горацио и Клавдию, Гамлет знакомит всех со своим положением. После того, как его схватили пираты, которые хорошо с ним обращались, он вернулся в Данию. В поведении и словах Гамлета все больше проявляется растущее чувство дерзости.

Сцена 7

Как и было обещано, Клавдий объясняет Лаэрту обстоятельства смерти Полония, а также причины, по которым он отправил Гамлета за границу. Как только они касаются темы мести Лаэрта за отца и сестру, входит гонец с письмами для короля от Гамлета.

Гамлет сообщает Клавдию, что вернулся в Данию и желает встретиться с ним на следующий день. Гамлет пишет, что все объяснит при встрече. Зная, что Гамлет вернулся, Клавдий и Лаэрт разрабатывают план поединка, в котором Лаэрт будет использовать отравленную рапиру. В качестве запасного плана Клавдия также будет ждать отравленный напиток. План согласован.Входит королева с известием о том, что Офелия утонула.

Анализ

Действие в этой сцене дает читателям ощущение уверенности в том, что какое-то столкновение неизбежно, но когда и где это произойдет, остается загадкой. В начале сцены Клавдий и Лаэрт находятся вместе, когда приходит письмо Гамлета; Клавдию хитроумно удается убедить Лаэрта в своей невиновности в смерти Полония. Теперь он убеждает Лаэрта последовать его примеру в заговоре с целью убить Гамлета. Лаэртом настолько движет месть, что он соглашается нанести принцу смертельный удар.

Возвращение Гамлета в Данию предоставляет такую ​​возможность. План Клавдия и Лаэрта прост. Лаэрт так жаждет убить Гамлета, что разрабатывает план с отравлением его шпаги. Клавдий разрабатывает запасной план: он приготовит отравленный напиток для Гамлета на случай, если Лаэрт не сможет его ранить. Как обычно, Клавдий придумал план так, что даже, если он не сработает, то он будет не при чем.

Пятый акт

Сцена 1

На кладбище пономарь и могильщик готовят могилу для Офелии. Когда один из мужчин уходит за спиртным, Гамлет и Горацио встречаются и говорят с могильщиком, спрашивая о его работе. Он отвечает им, что был могильщиком с тех пор, как король Гамлет победил Фортинбраса. Когда Гамлет спрашивает, как давно это было, могильщик отвечает, что прошло 30 лет, и это произошло в тот день, когда родился юный Гамлет. Пока они разговаривают, могильщик протягивает Гамлету череп; оказывается, что это череп бывшего королевского шута Йорика. Гамлет, рассматривая череп, вспоминает, как Йорик играл с ним, когда Гамлет был еще ребенком.

Появляется процессия. Впереди Клавдий, Гертруда и Лаэрт, за ними – гроб и другие придворные и сопровождающие. По разговорам людей Гамлет начинает догадываться, что это похороны Офелии. Вне себя от горя Лаэрт прыгает в могилу сестры, крича, чтобы его похоронили вместе с ней. Гамлет прыгает вслед за Лаэртом, признаваясь в любви и скорби по Офелии. Начинается драка, но Горацио и другие присутствующие разнимают их и вытаскивают из могилы. Клавдий просит Лаэрта успокоиться и не забывать об их плане.

Анализ

То, что одна из последних сцен происходит на кладбище, напоминает начальную сцену пьесы с призраком – обе они отражают идею смертности человека. Здесь Гамлет представлен автором с двух точек зрения. Вначале, с Горацио, он разговаривает с могильщиками, один из которых передает ему череп Йорика, бывшего шута короля Гамлета. Так случилось, что Йорик был другом Гамлета в детстве, и этот момент вызывает у Гамлета всевозможные хорошие воспоминания. Там Гамлет, возможно, наиболее близок к своему прежнему «я» до того, как смерть отца поставила его на путь столкновения с дядей. Он теплый, забавный, вдумчивый и любимый.

Гамлет также показан действующим, а не думающим, когда он прыгает в могилу Офелии в момент неконтролируемого поведения. Столкновение Лаэрта и Гамлета в могиле Офелии предвещает грядущее последнее столкновение. То, что это столкновение происходит в могиле, предполагает, что один из них или оба могут не выбраться оттуда живыми.

Сцена 2

В финальной сцене все действующие лица вновь собираются в замке Эльсинор. Гамлет сообщает Горацио подробности неудавшегося путешествия в Англию. Он рассказывает, что бумаги, которые король дал  Розенкранцу и Гильденстерну, по сути, являлись приговором Гамлету. Гамлет признается Горацио, что он заменил оригинальные документы подделками, в которых призывалось казнить их предъявителей, которыми являлись Розенкранц и Гильденстерн.

Придворный Осрик подходит к друзьям с посланием для Гамлета от короля. Он сообщает Гамлету, что его пригласили испытать свои силы в дружеском поединке с Лаэртом. Гамлет принимает приглашение.

На дуэль прибывают: Клавдий, Гертруда, Лаэрт, Гамлет, Горацио и ряд лордов и приближенных. Гамлет и Лаэрт обмениваются рукопожатием, и Гамлет просит у Лаэрта прощения.

Начинается дуэль, и Гамлет первым бьет Лаэрта. Король подбадривает Гамлета и бросает отравленную жемчужину в чашу с вином для принца. Слуга предлагает кубок Гамлету, но тот отказывается. После того, как Гамлет наносит удар Лаэрту во второй раз, Гертруда тянется за напитком. Клавдий пытается остановить ее, но она выпивает яд. И снова Шекспир с большим эффектом использует драматическую иронию, когда Клавдий случайно убивает свою жену.

Лаэрт, придя в отчаяние, наконец наносит удар Гамлету. Завязывается потасовка, в которой происходит обмен рапирами, и, когда дуэль возобновляется, Гамлет наносит Лаэрту свой третий удар – на этот раз отравленной рапирой. Лаэрт, понимая, что его поразила собственная отравленная рапира, кричит, что его убило собственное предательство. Вслед за его словами королева восклицает, что напиток отравлен и умирает.

Гамлет требует немедленно запереть двери зала и разобраться в причине предательства. Лаэрт сообщает всем присутствующим, что он и Гамлет были отравлены рапирой, что Гертруда тоже была отравлена ​​и что во всем виноват король.

Гамлет наносит смертельный удар Клавдию отравленной рапирой. Перед смертью Лаэрто и Гамлет прощают друг друга. Горацио порывается выпить яд, оставшийся на дне чаши, но Гамлет не позволяет ему сделать это и просит Горацио сохранить память о себе.

В зале появляется Фортинбрас, который становится королем Дании. Он распоряжается похоронить Гамлета со всеми полагающимися почестями.

Анализ

Как и во всех шекспировских трагедиях, финальная сцена заканчивается множеством смертей. Смерть Гамлета и Лаэрта, а также Гертруды, которая стала жертвой козней Клавдия, вызывает чувство глубокой печали. Смерть Клавдия оставляет у читателей ощущение, что Дания наконец-то избавилась от подлости и пороков.

Заключение

Через всю трагедию проходит мысль о том, что за всё содеянное неизбежно придется платить. В данном произведении это убийство Клавдием родного брата, предательство памяти мужа Гертрудой, случайная гибель Полония, переход на сторону Клавдия друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна.

Автор четко дает понять, что любое безнравственное деяние, совершенное в ответ на зло, влечет за собой страшные последствия. В этом смысле месть Гамлета становится причиной смерти окружающих его людей.

Остро стоит в пьесе и проблема выбора. Герою предстоит непростой выбор между добром и злом, смирением и борьбой, наконец, между жизнью и смертью. Все эти метания ярко отражены в известном монологе Гамлета «Быть или не быть». Вся душевная боль Гамлета, его трагедия сосредоточены в этом монологе. Измотанный внутренней борьбой, герой начинает думать о самоубийстве. Единственное, что останавливает его от этого шага – страх совершить еще один грех. В итоге Гамлет приходит к заключению, что излишние размышления приводят к слабости духа и утрате уверенности в себе. Также его одолевают сомнения в том, что смерть – это единственное спасение от существующих проблем.

Сознание героя как бы поделено на две части. Одна из них принадлежит гуманисту и философу, другая – человеку, который понял всю суть прогнившего, лживого общества. У Гамлета нет рядом мудрого наставника, поэтому ему приходится полагаться только на свой опыт и руководствоваться личными моральными установками.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.5k 👀