Развитие логико-математического мышления с 2 до 3 лет | развитие детей

Малыши 2–3 лет активно познают мир вокруг себя и ежедневно получают новые интересные знания. Этот возраст отлично подходит для того, чтобы в игровой форме прививать малышу азы математических понятий и логики. Ребёнок 2–3 лет уже готов к знакомству с базовыми математическими понятиями: количество, величина, число, состав числа. Важно подпитывать интерес, но в то же время не перегружать ребёнка. Занятия должны быть весёлыми и увлекательными. И помните, что развитие логико-математического мышления – это большой плюс к успешному восприятию информации уже в школьном возрасте.

Учимся считать

Первое и самое главное правило – учите ребёнка считать  только тогда, когда он сам этого захочет. Ни в коем случае не навязывайте малышу обучение. Моделируйте такие ситуации, в которых ребёнок сможет научиться считать. Например, во время рисования дайте малышу карандаши и скажите: «Возьми три карандаша». Начните освоение математики не с цифр, а с понятных для ребёнка вещей. Именно тогда малыш будет воспринимать это не как учёбу, а как увлекательную игру. Считайте предметы вокруг себя: ступеньки, шаги, игрушки, яблоки на дереве, машины во время прогулки и т.д. Поначалу кроха будет учиться считать предметы, указывая на них или дотрагиваясь пальчиком. Так ему легче приобщиться к наглядно-образному мышлению.

В этом возрасте дети уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. Пора научить малыша сравнивать разное количество предметов. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много». Для закрепления в детской памяти математических понятий «один» – «много» используйте бытовые ситуации: «Сколько на столе бананов – один или много? (один). А мандаринов? (много)». Таким же образом познакомьте ребёнка с понятиями «много» – «ни одного».

Далее приступите к обучению последовательному счёту в пределах пяти. Самое универсальное пособие – это пальцы. Начните с одной ручки. Пересчитывайте пальчики, прячьте несколько и считайте, сколько осталось. Прячьте все и знакомьтесь с понятием нуля. Учите ребёнка показывать числа разными способами. Объясните, что цифру 5 можно показать на одной ладошке или по-другому: 3 пальчика на правой руке, а 2 на левой. Так кроха поймёт, что числа раскладываются на составные части. В дальнейшем это поможет решать примеры на сложение и вычитание. Научите малыша показывать на пальцах свой возраст и сколько ему исполнится.

Важно! Часто родители начинают счёт со слова «раз». Но правильнее говорить «один»: так малышу будет легче в дальнейшем соотнести цифру и число.

Чтобы поддержать интерес, считайте с крохой между делом. Попросите малыша помочь: «Скоро будем завтракать. Кто сядет за стол? Папа – один, мама – два, Серёжа – три, Оля – четыре, бабушка Света – пять. Повтори за мной. Достань, пожалуйста, 5 вилок, чтобы у каждого было по одной вилке».

Следующий шаг – соотношение цифр и предметов. Знакомьте ребёнка с цифрами во время прогулок. Показывайте и называйте номера домов, машин, квартир. Так ребёнок быстрее запомнит графическое изображение и названия цифр. Далее нужно разобраться, сколько предметов скрывается за каждой цифрой. Поместите на видное место таблицу или карточки с крупными цифрами, дополненными изображениями знакомых объектов в нужном количестве. Картинки должны быть однородными, например, треугольники. Рядом с цифрой 1 будет нарисован один треугольник, возле двойки – два и так далее. Постепенно ребёнок поймёт связь цифр с количеством предметов. Удобно использовать магнитные цифры, которые крепятся к холодильнику или специальной доске.

Кроме того, в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры, например, «Весёлый счёт» С. Маршака. Ещё изучать цифры можно с помощью раскрасок. Также будут полезны считалочки как база для освоения понятия числа. Выбирайте для начала короткие считалочки из четырёх-шести строк. Постепенно переходите к более сложным. Дети быстро усваивают информацию, поданную в виде коротких рифмованных стихов. Повторение считалочки можно дополнить рисунком. Нарисуйте на ватмане цифры. И пусть малыш, считая, указывает на них пальчиком!

После того, как малыш научится считать до 5-ти и будет правильно распознавать цифры, важно усвоить понятия «больше» «меньше». Пролистывая обучающие книжки, спрашивайте, каких предметов на странице больше, а каких – меньше. Также объясните малышу, что значит «поровну». Дальше можно знакомиться с первыми арифметическими действиями: сложением, вычитанием, знаками «плюс», «минус», «равно». Вводите в повседневный обиход новые слова: прибавить, отнять, стало больше/меньше, одинаково. Не забывайте, что для ребёнка важна наглядность. Например, на улице кроха собирает шишки. Мама спрашивает: «Покажи, сколько у тебя шишек? Я прибавлю ещё одну шишку, и станет больше. Сколько получилось? Мы сложили вместе 3 шишки и 1 шишку. Всего стало 4. А если я отниму 2 шишки, сколько останется? Шишек стало на 2 меньше».

Это первое знакомство с математическими действиями. Когда ребёнок станет старше, можно будет переходить к решению несложных примеров.

Помните, что каждый ребёнок индивидуален. Если Ваш кроха всё схватывает с лёгкостью, ближе к трём годам можно начинать изучать счёт до 10-ти.

Сортируем и сопоставляем

Развитие интеллекта детей начинается с процесса обнаружения того, что мир наполнен различными предметами, а чтобы успешно ими пользоваться, нужно научиться понимать их суть. В этом поможет увлекательное занятие – сортировка, в процессе которой ребёнок научится выявлять закономерности. Сортировка развивает не только логическое мышление, но и мелкую и крупную моторику, сенсорику. Сортировать можно по цвету, величине, форме, парам. Так малыш научится объединять предметы по общему признаку. Например, разложите перед ребёнком фрукты и овощи. Предложите разложить их на соответствующие группу (например, фрукты в корзинку, а овощи – в коробку). Или найти и сложить в корзину вещи красного цвета или только мячики и т.д. Сначала кроха учится раскладывать предметы с помощью мамы, со временем он будет делать это самостоятельно.

Складываем пазлы

Пазлы – это игра, которая развивает логическое мышление, т.е. способность к рассуждению. Собирая картинку воедино из фрагментов, ребёнок рассуждает, подойдёт или нет та или иная деталь. В процессе игры он учатся соотносить получаемую картинку с образцом, понимать, что такое целое и его части. Также это занятие улучшает мелкую моторику и координацию, помогает в развитии пространственного мышления и цветового восприятия, тренирует память. При выборе пазлов ориентируйтесь на возраст ребёнка. Для малыша 2-3-х лет идеальным вариантом будут пазлы, состоящие из 4-6 деталей. Лучше использовать картинки зверей, птиц, знакомых предметов, известных героев мультфильмов, сказок.

Важно! Каждый ребёнок развивается по-разному. Кто-то сможет быстро справиться и с бо́льшим количеством деталей, кому-то для этого понадобится время. Наблюдайте за своим малышом и выбирайте тот вариант, которых подходит именно ему!

Также полезными будут и двухдетальные пазлы. Например, пазлы «Чей малыш?» помогут выучить названия животных и их детенышей. Пазлы «Профессии» познакомят кроху с различными профессиями (например, соединить пожарного и пожарную машину, врача и медицинские принадлежности). Для детей постарше подойдут пазлы с рисунками-противоположностями (зима – лето, большой – маленький и т.д.).

Отгадываем загадки

Загадки позволяют в игровой форме знакомиться с окружающим миром, учат видеть сходства и различия у предметов и явлений, развивают воображение и логическое мышление. Предлагайте малышу загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те свойства, которые ребёнок хорошо знает (голос животного, чем оно питается, повадки и др.). Загадки не должны быть очень подробными, потому что ребёнок ещё не может запомнить много признаков и соотнести их между собой. Сначала попробуйте описать в простой форме предмет или животное. Малыш должен угадать его по описанию. Например: маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, прыгает и любит морковку. Кто это? (заяц). Или:

Голос ласковый у ней –

Нет в лесу её хитрей!

Шубка рыжая на ней –

Ждёт в нору она гостей. (лиса)

Если малыш справляется, усложняйте загадки. Мы подобрали для вас различные загадки, рассортированные по темам в специальном разделе загадки.

Решаем логические задачки

Развитие мыслительных операций очень важно для ребёнка в возрасте 2–3-х лет. Важно, чтобы малыш получил и накопил информацию об окружающем мире, о предметах и их свойствах, научился действовать с предметами. Выполняя логические задачки, малыш учится сравнивать, рассуждать, делать элементарные умозаключения. Предлагайте крохе разные варианты: найди отличия, что забыл нарисовать художник?, что следующее?, исключи лишнее, какой части не хватает?, сначала и потом, найди общее, продолжи ряд, выяви простую закономерность. Например, покажите ребёнку, как чередовать гвоздики из мозаики (красный – зелёный – красный – зелёный и т.п.); предложите найти лишнее в рядах, где 3 квадрата и один круг, три жёлтых звезды и одна синяя и т.д.

Текст: Ирина Мещерякова, 77 👀