Сенсорное развитие с 2 до 3 лет | развитие детей

Взаимодействуя с окружающими объектами, малыш учится воспринимать и анализировать информацию. Сенсорика – это восприятие окружающего мира разными органами чувств (зрительными, слуховыми, тактильными, обонятельными, вкусовыми). Через эти системы ребёнок знакомится с сенсорными эталонами – общепринятыми свойствами предметов. Это формы, цвета, размер, уровень звука, вкус, температура. Именно возраст 2–3-х лет является наиболее благоприятным для сенсорного воспитания. Ребёнка можно знакомить с основными цветами и оттенками, размерами, формами, различными материалами, расположением предметов в пространстве. Если ребёнок знает свойство предмета, он без труда найдёт, где и как его использовать. Кроме того, развитие сенсорики позволяет обогатить словарный запас, сформировать правильную структуру речи, улучшить память, внимание, восприятие, мышление, коммуникативные навыки, а также развить фантазию.

Изучайте цвета

Обычно в 2–3 года ребёнок начинает интересоваться различием в цветах. Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки. Для таких сортировок сначала лучше брать одинаковые предметы разного цвета. Возьмите 3 стаканчика: красный, синий, жёлтый и таких же цветов картонные кружочки (например, по 3 кружка каждого цвета). Покажите ребёнку, как вы кладёте жёлтый кружок в жёлтый стаканчик, красный – в красный, а синий – в синий. Предложите малышу продолжить самому.

Важно! Не переживайте, если малыш быстро не запомнил названия фигур, цветов и т.д. Каждый ребёнок развивается в своём темпе, не требуйте от крохи многого. Не сравнивайте его с другими детьми.

Начинать изучение цветов лучше с красного. Затем переходить к жёлтому, зелёному и синему. Эти основные цвета в палитре воспринимаются ребёнком лучше других. Как начать обучение? Скажите малышу, что сегодня день красного цвета. Надуйте красные шарики и повесьте их на видном месте. Весь день изучайте только красный цвет. Лучше всего для этой цели подойдёт рисование. Нарисуйте вместе домик красного цвета, а потом повесьте рисунок так, чтобы он постоянно был на глазах. Не переходите к изучению нового цвета, пока малыш не выучил предыдущий. После четырёх основных цветов переходите к обучению оранжевого, фиолетового, чёрного и белого. Помогут в изучении цветов мелки, краски, пирамидки, цветные карандаши, цветная бумага и т.д. Не забывайте обращать внимание на цвета в парке, в гостях, у бабушки в деревне…

Знакомьтесь с фигурами

Знание формы предметов даёт ребёнку возможность сравнивать, анализировать, развивать логику и внимание, формировать пространственное восприятие, расширять кругозор, увеличивать словарный запас. Поэтому очень важно знакомить детей с этими понятиями ещё до школы. Ищите фигуры в объектах окружающей среды и показывайте их малышу. Рисуйте их на песке, лепите из пластилина. С 2-х лет дети учатся различать простые фигуры – круг, квадрат, треугольник. Первым нужно запомнить круг. Ищите вместе с ребёнком круглые предметы (мячи, шарики и т.д.), рисуйте на мольберте / альбомном листе / песке круги разной величины. Чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. В 3 года детей можно знакомить с овалом, ромбом, прямоугольником. Предложите малышу обводить трафареты разных фигур и закрашивать их. Используйте загадки и небольшие стишки про геометрические фигуры. Регулярность игр с фигурами поможет запомнить их названия и разобраться в отличиях.

Изучайте величины

Сенсорное восприятие размера важно для развития логики и пространственного мышления.  Чтобы правильно воспринимать окружающий мир, малышу важно научиться соотносить размеры предметов. Для начала это должны быть контрастные величины (большоймаленький), потом можно добавить среднюю по размеру фигуру. В изучении помогут специальные карточки. Но лучше, если ребёнок будет определять размеры предмета вживую. Например, постройте с малышом из конструктора две башенки: одну больше, а вторую – меньше. Попросите показать, какая башенка больше, а какая меньше. Если малыш затрудняется в ответе – помогите ему. Или слепите вместе с крохой из пластилина маленький и большой шарик и т.д.

Как только ребёнок поймет, какие предметы большие, а какие маленькие можно приступать к изучению понятий высокийнизкий, короткийдлинный, широкий – узкий и т.д. Показывайте малышу окружающие предметы. Например, во время прогулки покажите ребёнку дерево и кустик. Спросите: «Что выше?» Покажите крохе узкий шарфик и широкий. Сначала скажите сами, где из них широкий, а где узкий. Дайте ребёнку длинный и короткий карандаш. Попросите определить, какой из них больше. После этого скажите: «Тот карандаш, который больше – он длинный, а тот, который поменьше – короткий».

Учите ориентироваться в пространстве

Умение ориентироваться в пространстве  необходимо для успешного выполнения практически любого вида деятельности (рисование, физкультура, танцы). Для маленьких детей ориентация в пространстве часто даётся сложно, ведь они только начинают изучать окружающий мир. В этом возрасте обучение должно быть не очень длинным и проходить в форме игры. Учите ребёнка определять местоположение предметов: близко или далеко, вверху или внизу (посередине), сзади или впереди, внутри или снаружи. Во время таких занятий у детей развивается речь, малыши учатся правильно употреблять предлоги (на столе, в коробке, под стулом, за машинкой, над листиком и т. д.).

Текст: Ирина Мещерякова, 15 👀