Мелкая моторика напрямую связана с уровнем интеллекта и речи детей, поэтому её укреплению нужно уделять много внимания. 2–3-летнему ребёнку подойдут:
Лепка (пластилин, тесто)
Что можно делать?
- Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).
- Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.
- Соединять концы раскатанной палочки.
- Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).
- Лепить комочки пластилина на бумагу.
- Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.
- Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.
- Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.
Аппликация
Во время занятий аппликацией детки учатся терпению и усидчивости. Они знакомятся и закрепляют знания о геометрических фигурах. У малышей развивается творческое мышление. Это ещё и работа с инструментами – карандаш, клей, ножницы. Отлично работает и совершенствуется мелкая моторика рук. В процессе ребята также узнают новые виды птиц, зверей, насекомых. Учат названия транспортных средств, техники и других предметов и явлений.
Рисование и раскрашивание
В этом возрасте рисунки малыша становятся более осознанными. Он впервые пытается нарисовать себя, близких. Ребёнок старается закрашивать свой рисунок, не пересекая линии. Рисуйте вместе с малышом простые композиции: дождик, снег, травку, ёлочные украшения, кружочки. Показывайте, как рисовать палочки: ниточки у шариков, стебли у цветочков, иголки у ёжика, травку. Можно использовать карандаши, краски, фломастеры. Обращайте внимание ребёнка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, солнышко – жёлтым). Вместе смешивайте цвета. Для начала по два: желтый + синий = зеленый, желтый + красный = оранжевый, синий + красный = фиолетовый и т. д.
Предлагайте малышу раскраски. Поначалу ребёнок будет выходить за линии, неумело держать карандаш, кисточку, фломастер. Ничего страшного, если картинки не будут равномерно прокрашены – это нормально. Постепенно координация движения рук и пальцев будет становиться лучше.
Одевание и раздевание; застёгивание и расстёгивание
- Расстёгивание пуговиц, молний, кнопок (если есть интерес и получается – то и застегивать их).
- Застегивать – расстегивать липучки (на ботинках, куртке, в развивающих игрушках).
- Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и одевать другую одежду.
- Самостоятельно наряжать куклу.
Игры с водой
Разрешите крохе повозиться в воде, ведь она стимулирует все нервные окончания маленьких пальчиков, а значит, готовит руку к письму и огромному количеству мелкомоторных задач.
Игры с крупой
Занятия с сыпучими веществами отлично развивают детские пальчики. Крупы способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания.
Важно! Дети в этом возрасте могут из любопытства засунуть мелкие крупинки в нос, уши, проглотить их и поперхнуться. Поэтому во время занятия с малышами обязательно должен находиться взрослый.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря занятиям у маленьких детей развивается мелкая моторика, и она не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Прищепки
Прищепки – доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребёнок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков.
Кинетический песок
Игры с песком способствуют развитию тактильных ощущений, сосредоточенности, мелкой моторики, фантазии, творческого воображения. Песок также способствует расслаблению и успокоению ребёнка. Для занятий хорошо подойдёт домашняя песочница с кинетическим песком.
Первые прописи
Например, обвести животное по пунктиру. Если у ребёнка получается, и он заинтересован, то можно усложнять рисунки. Обводить очень простые линии – различные дорожки, линии прямые или с небольшим изгибом.
Ещё можно:
- Играть со шнуровками.
- Перекладывать бусины и другие мелкие предметы пинцетом.
- Подбирать крышечки к бутылочкам, баночкам; откручивать и закручивать их.
Эти и другие игры – эффективный способ укрепить моторику рук.