Речь – это высшая психическая функция, которая связана с другими важными процессами в мозге, такими как воображение, внимание, память. Также речь влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями.
Овладение речью начинается с рождения. Это довольно сложный процесс. Сначала ребёнок не говорит, но он активно осваивает человеческую речь на каждом этапе своего развития. Малыш знакомится с голосом мамы и папы, слушает песенки и потеши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки.
Зачем развивать речь ребёнка? Чем лучше развита малыша речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе: в детском саду, кружках и на развивающих занятиях. Родителям важно знать об особенностях развития речи детей в первый год жизни. Рассмотрим подробнее, на что нужно обращать внимание во время общения с ребёнком от рождения до 1-го года. Выясним, какие действия, упражнения и игры способствуют речевому развитию крохи.
Разговаривайте с малышом
- Во время разговора смотрите на кроху. Произносите слова отчётливо, не быстро, не громко. Выдерживайте паузы, чтобы малыш смог «ответить» вам на своём языке. Речь должна быть ласковой и певучей, но без лишнего сюсюканья. Обращайтесь к ребёнку по имени. В первые месяцы жизни малыш не будет ассоциировать своё имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь.
- Используйте простые предложения, состоящие из двух-трёх слов. От рождения до 3-х месяцев медленно произносите гласные «о», «а», «у», «и». Растягивайте их. Например: «Мо-ой ма-аленький». Ребёнок будет внимательно вглядываться в ваше лицо. Он будет не только слушать, но и смотреть на ваш рот, следить за движениями ваших губ и языка. Со временем он будет пытаться повторить за вами.
С 2-х до 5-ти месяцев начинается гуление. В 6–7 месяцев у малыша появляется лепет. Ребёнок начинает произносить слоги «га», «гу», «ля», «ба», «ма» и др. Подражайте его лепету и вы заметите, что кроха станет гулить активнее и громче. Затем попробуйте заставить малыша подражать вам. С соответствующей мимикой произносите звуки «ох», «ах», «эх», стараясь ртом и губами чётко изобразить гласные. Возможно, малыш попробует «передразнить» вас и сделает то же самое. Такое стремление подражать свидетельствует об осознанных попытках научиться говорить. Не забывайте о жестах. Машите рукой при словах «пока-пока», «привет». При общении с крохой задавайте простые вопросы и сами отвечайте на них, например: «Хорошая Леночка? Хорошая Леночка!»
Важно! Никакие игрушки не заменят малышу общения с родителями. Если взрослые мало разговаривают с ребёнком, он меньше интересуется окружающими предметами. А вот детки, с которыми мама и папа много общаются, чрезвычайно любознательны.
С каждым месяцем разговор с малышом должен становиться более информативным. Проговаривайте всё, что вы делаете. Рассказывайте различные простые по сюжету истории, называйте и показывайте части тела (нос, глаза, рот и др.) и различные предметы (стол, стул, диван и т.д.). Если ребёнок сам проявил интерес к какому-то предмету, например, к мячику, то дайте малышу его в руки и скажите: «Это мячик». Кроха быстрее запомнит то, что ему понравилось. Когда раздеваете и одеваете малыша, называйте предметы одежды. Повторяйте слова несколько раз, для того, чтобы ребёнок их усвоил. Следите за своей речью: называйте какой-либо предмет всегда одним и тем же словом.
Читайте вслух
Малыши любят слушать детские короткие стихотворения, сказки. Для ребёнка важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков. Читайте негромко, подчеркивая ритм произведения и делая паузы в конце каждой строки. Совместное чтение вырабатывает тесную эмоциональную связь между крохой и родителем. Рассматривайте книги с простыми предметными картинками. На картинке должен быть изображён один предмет без лишних деталей и сложного сюжета.
Важно! Главное условие для того, чтобы малыш «заговорил» – это эмоциональное и тёплое общение с родителем.
Покажите малышу, как нужно переворачивать страницы. Постепенно обучайте ребёнка указывать пальчиком на предмет, который вы просите его найти. На этом этапе ускоряется развитие мыслительных способностей ребёнка. Не допускайте, чтобы малыш рвал, мял, комкал изображение в книге или на картинке. Если вы не будете реагировать, ребёнок воспримет это как разрешение рвать вообще все книги. Лучше, чтобы первые книжки малыша были с твёрдыми картонными или пластиковыми страницами.
Когда малыш станет постарше, читайте снова и снова одну и ту же книжку, это хорошо развивает память. При этом малыш получит огромное удовольствие от того, что заранее будет знать, что произойдет на следующей странице! В 9–12-ти месяцев побуждайте малыша договаривать отдельные слова и слоги в коротких стихах, например: «Баю-бай, баю-бай, ну-ка, Миша…(засыпай)». Важно использовать те слова и выражения, которые ребёнок неоднократно слышал раньше.
Слушайте музыку, пойте песни, используйте пестушки и потешки
Включайте малышу разную музыку на умеренной громкости – классическую музыку, ритмичные мелодии, детские песенки. Совершайте движения в такт музыке – хлопайте в ладоши, качайте ребёнка. Детки постарше будут пританцовывать под музыку самостоятельно. Самым маленьким особенно нравятся карусели и мобили, когда вместе с музыкой появляется возможность следить за вращающимися предметами. Пойте малышу простые и понятные по содержанию детские песенки, колыбельные! Думаете, что у вас нет голоса? Но для крохи голос мамы – самый красивый и родной.
Ребёнок начинает познавать человеческую речь и благодаря пестушками – игровому взаимодействию с малышом, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Например, проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: «Потягушечки! Порастушечки! Поперек толстушечки, Руки – хватушечки. Ноги – бегушечки». С каждой повторной игрой активность малыша будет нарастать. Стихи произносятся в особой манере – нараспев с выделением отдельных звуков. Например, «потягу-у-у-у-у-шечки», «обнима-а-а-а-а-шечки». Ребёнок запомнит эти звуки. И именно их он будет пытаться повторить. С помощью пестушек начинается не только речевое, но и игровое «обучение» малыша.
Постепенно пестушки сменяются потешками, которые также хорошо развивают речь и чувство ритма. Потешки – это песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек они отличаются тем, что рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки) и т. п.
Важно! На развитие речевого аппарата положительно влияют своевременное (в возрасте около полугода) введение твёрдой пищи в рацион и обучение малыша жеванию.
Лучше всего, если вы выучите потешку для каждого из ежедневных ритуалов. Малыш быстро привыкнет к ним. У стишка должна быть простая рифма, прослеживаться повторение слов. Напев должен сопровождаться жестами или действиями. Кроме помощи в развитии речи потешки помогают в изучении частей тела, ассоциируются у ребёнка с режимом дня. Например, если каждый раз перед сном вы будете читать малышу забавную потешку, то вскоре кроха будет ждать стишок и понимать, что пришло время сна. Вскоре он начнёт повторять за вами звуки и пытаться выполнять какие-то движения, сопровождая ваше рассказывание потешек.
Сюжетные игры
Для речевого развития полезны сюжетные игры. Их значение в развитии ребенка сложно переоценить. Примеряя на себя различные образы, малыш учится общаться со сверстниками и взрослыми, то есть начинает осваивать мир человеческих взаимоотношений. Если подобрать для малыша куклу, похожую на ребёнка его возраста, он начнёт сопоставлять себя с ней. Кукла и сюжетная игра поможет малышу включиться в мир людей. С помощью таких игрушек вы сможете рассказать малышу о том, как бороться со своими страхами, как уметь сострадать, как нужно относиться к животным и т.д. Кроме того, сюжетная игра развивает воображение.
Важно! Телевизор, планшет, компьютер не научат говорить малыша. Смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда кто-то из взрослых комментирует их для ребёнка. В противном случае планшет становится врагом речи. Ведь с ним не надо говорить, достаточно нажать на кнопку или на экран.
Для сюжетных игр от 0 до 1 года отлично подойдут: крупные неваляшки, куклы-пупсы, тряпичные куклы, фарфоровые куклы в одежде, а также игрушки, изображающие животных и птиц. Начинайте с простых действий. Например, попросите найти среди игрушек мишку, покормить его, показать, как он ходит. После 6 месяцев кроха с интересом будет следить за вашими действиями в процессе сюжетной игры. Разыгрывайте перед ребёнком элементарные игровые сюжеты из 1-2 действий: зайку кормят, собачка прыгает, кукла едет на лошадке, петушок поёт и т.д. В 10-11 месяцев можно усложнить сюжетную игру – включить в неё эмоциональный контекст. Сюжеты по-прежнему должны оставаться несложными. Познакомьте ребёнка с чувственным миром эмоций: слезами, смехом, радостью, грустью и пр. В игровых сценках отражается эмоциональный мир человека. Малыш начнёт понимать причины тех или иных эмоциональных состояний. Например, белочка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке и др.
Также эмоциональные сопереживания у малышей вызывают стихотворения «Уронили мишку на пол» или «Зайку бросила хозяйка». Инсценируя их, не забудьте в конце игры пожалеть «несчастных» игрушек вместе с малышом, а потом полюбоваться их танцами и порадоваться их смеху. Показывая ребёнку сценки и придумывая различные ситуации с образными игрушками, вы развиваете его интеллект и обогащаете его чувства.