Сенсорное развитие от 0 до 1-го года | развитие детей

Сенсорное восприятие – это «фундамент», на котором строится представление о свойствах предметов и явлениях окружающего мира.  От того, насколько хорошо ребёнок видит, слышит и чувствует на ощупь окружающее пространство, зависит его развитие. Сенсорное развитие детей начинается с 2–3 месячного возраста. Как только ребёнок адаптируется к внешнему миру и начинает воспринимать окружающие предметы и явления, запускается процесс познания. Малыш с интересом разглядывает яркие игрушки, пытается рассмотреть предметы и людей.  Без своевременного сенсорного воспитания невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Развитие сенсорики помогает адаптироваться к разным обстоятельствам и лучше владеть телом.

Сенсорное развитие детей от рождения до года идёт быстрыми темпами. От его развития напрямую зависит, насколько хорошо будет формироваться речь, пополняться словарный запас. Также с помощью сенсорики развивается наблюдательность, воображение, внимание, зрительная, слуховая, моторная, образная и другие виды памяти. Именно поэтому важно уделять максимум внимания с самых первых дней полноценной сенсорной среде. Необходимо создать больше самых разных сенсорных впечатлений и обучать малыша целенаправленным действиям с предметами (осматривать, ощупывать, пробовать «на зуб», слушать, какие предмет издаёт звуки, стучать им и т. д.).

Развитие тактильно-двигательных ощущений

Малыш не так давно появился на свет, поэтому ему крайней важен эмоциональный и телесный контакт с мамой. Чаще берите его на руки. Не бойтесь сделать ребёнка «ручным». В первые месяцы после рождения крохе очень важно быть в близком контакте с мамой «тело к телу». Развивайте у крохи умение оценивать предметы на ощупь. Предлагайте для изучения не только пластмассовые погремушки, но и мягкие, шуршащие. Знакомьте ребёнка с разными материалами (ситец, шёлк, бархат, шерсть, атлас и т.д.). Пришейте к плотной ткани разные пуговицы, бусины, шнурки и давайте изучать ребёнку. Или купите развивающий коврик из материалов разных фактур и выкладывайте на него малыша. Это способствует более быстрому развитию тактильных ощущений. Давайте игрушки со всевозможными действиями: звук, смех, музыка, вибрация, движение.

Деткам постарше для обогащения сенсорного опыта давайте пробовать на ощупь мешочки с разными крупами, горохом. Играйте в игры на развитие тактильно-двигательных ощущений – поместите различные по форме и фактуре игрушки в мешочек и предложите малышу доставать их по одной, нащупывая рукой. Это станет очень увлекательной игрой для юных открывателей. Организуйте водные процедуры для игрушек, поместив их в небольшой надувной бассейн или тазик.

Важно! Предварительно позаботьтесь о том, чтобы все игрушки были безопасны для малыша. Проверьте прочность мешочков, чтобы ребёнок не смог их разорвать. Главное – не оставляйте кроху одного. Если ребёнок будет тянуть крупу в рот, постарайтесь его отвлечь. Если сделать этого не получится, вернитесь к игре позже.

Во втором полугодии жизни манипулирование предметами становится главной деятельностью ребёнка, которая влияет на развитие всех сторон его психики. Действия с предметами дают не только радость движения, но и развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важные способности ребёнка. Совершенствуются органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и сам характер действий с предметами. Помогайте ребёнку открывать мир предметов и их свойств. Продолжайте показывать малышу различные способы действий с предметами. Не требуйте от малыша точного подражания вашим действиям, он ещё не может этого сделать. Меняйте игрушки, чередуйте действия с ними, фантазируйте. Уделяйте особое внимание цвету и форме предметов, с которыми играет малыш. Радуйтесь успехам ребёнка, поддерживайте и поощряйте его похвалой.

Важно! Закрепляйте похвалой каждый небольшой успех малыша. Можно аплодировать крохе. Он ещё не понимает смысла, но чувствует, что вы довольны им, это доставляет ему радость и стимулирует на повторение действия.

Играйте с ширмой или любой другой перегородкой так, чтобы ребёнку не было видно происходящее за ней: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия. Ближе к году ребёнок будет проявлять всё больше любопытства к объектам неживой природы. Он с удовольствием исследует камешки, песок, глину, снег. В процессе таких исследований малыш познаёт их свойства: сухой песок сыплется, мокрый – лепится.

Развитие слуха

Чтобы познакомить младенца со звуками, используйте погремушки. Держите игрушку на расстоянии 30–50 см от лица ребёнка. Потряхивайте погремушкой до тех пор, пока ребёнок не обратит на неё внимание. Затем медленно перемещайте предмет в одной плоскости вправо и влево. Повторите данное движение несколько раз. Так у малыша будет пробуждаться ориентировочная реакция. Прислушиваясь к треску погремушки, малыш начнёт следить за ней глазами, поворачивая при этом голову в сторону источника звука.

Важно! Уделяйте малышу много внимания. Если ребёнку не давать игрушки, не разговаривать с ним, а просто позволять ему часам лежать в кроватке, это может привести к отставанию в развитии. Старайтесь создавать вокруг крохи обстановку, способствующую его развитию.

Подвесьте над кроваткой погремушки или шарики – на расстоянии примерно 30 см от лица. Малыш будет дотрагиваться до игрушки, пытаться её захватить, а когда она придет в движение, будет с удовольствием за ней следить. Такие занятия необходимы для развития важнейшего движения – хватания.

Первые погремушки должны быть:

  • без мелких элементов, острых углов и выступающих деталей;
  • естественного цвета, не «ядовитого»;
  • приятного звучания (нерезкого);
  • без неприятного запаха;
  • без узких отверстий;
  • легко моющиеся;
  • лёгкие и удобные для захвата ручкой.

Не только погремушки дают почувствовать ребёнку результат его манипуляций. Любые, даже простейшие действия – толкание, сжимание резиновых пищалок, приближение и удаление предметов – вызывают тот или иной результат. Игрушки-пищалки дают малышу хорошую возможность ощутить свою силу. Ребёнок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводит. К тому же пищалки помогают отработать ещё одно полезное действие – сжимание.

Чаще говорите с ребёнком, но не монотонно, а с разной интонацией. Рассказывайте всё, что видите, делаете. Читайте стишки, сказки, пойте песенки. Для развития слуха хорошо подойдёт инструментальная музыка. Это может быть фортепиано, арфа, скрипка, саксофон, гитара и т.п.

Развитие зрения

В первые дни малыш не может фокусировать взгляд и различать цвета. Младенец видит мир вокруг серым и расплывчатым. В основном кроха различает чёрно-белые пятна, очертания. С возрастом это меняется. Малыш в один месяц уже видит рот и глаза на лице склонённой над ним мамы. Лицо мамы – любимый объект наблюдения. Возьмите ребёнка на руки и дайте ему возможность рассмотреть вас. Когда малыш в кроватке, разговаривайте с ним, перемещаясь по комнате.

Первые 1–2 месяца детям нравится рассматривать чёрно-белые изображения из-за их контрастности. Распечатайте крупные чёрно-белые узоры, состоящие из прямых и ломаных линий, спиралей, зигзагов. Развесьте картинки на бортики кроватки, на коляску так, чтобы они попадали в поле зрения малыша и были не дальше 30 см от его глаз. Не вешайте сразу много картинок. Хватит нескольких. Периодически меняйте старые картинки на новые. Можно поставить перед ребёнком контрастные игрушки с большими глазами.

Также на втором месяце жизни малыши смотрят на силуэты деревьев за окном, широкие полоски, настенные часы, огонь в камине, яркие игрушки. Показывайте малышу разные пейзажи и виды, подносите его ко всем окнам в доме. Познакомьте малыша с его отражением в зеркале.

Важно! Бледные и пастельные цвета малыш начинает видеть намного позже. Поэтому первые полтора года жизни игрушки ребёнка должны быть яркими и разноцветными.

По мере взросления кроха начинает различать цвета. К 6-ти неделям формируется восприятие трёх основных цветов спектра – красного, синего и жёлтого, а чуть позже оранжевого, фиолетового и зелёного. Для развития зрения и цветовосприятия повесьте над кроваткой мобиль с разнообразными по форме и цвету игрушками и периодически меняйте их на другие. Не переусердствуйте с яркостью, избегайте «кислотных» неоновых цветов. Отдавайте предпочтение оттенкам из семи основных.

Интересно, что свои носочки ребёнок до определённого возраста видит лучше и чаще всего, поэтому они тоже могут помочь в развитии восприятия цвета. Приблизительно с 3-х месяцев для этих целей отлично подойдут погремушки-носочки (или погремушки-браслеты), на которых изображены мордочки животных и прикреплены погремушки, издающие звук.

Полное развитие цветного зрения должно пройти до 6-ти месяцев.

Текст: Ирина Мещерякова, 29 👀