Мелкая моторика развивается с момента рождения ребёнка и играет огромную роль для общего развития малыша. Через мелкую моторику развивается интеллект. Развитие мелкой моторики способствует формированию и развитию речи, мышления, воображения, внимания, оптико-пространственного восприятия (координации), наблюдательности, зрительной и двигательной памяти. Деятельность мозга ребёнка тесно связана с тактильными ощущениями, которые малыши получают через пальчики и ладошки. Развитие мелкой моторики рук позволяет малышу совершать всё больше разнообразных действий с предметами. Постепенно ребёнок приобретает всё новые и новые навыки: учится держать ложку, одеваться, листать книги, рисовать, играть с различными предметами.
Приступать к развитию мелкой моторики можно практически с самого рождения. Конечно, это ещё не будут развивающие занятия в классическом понимании, но в таком раннем возрасте они и не нужны. Полноценные занятия по развитию мелкой моторики можно начинать в возрасте 8–12 месяцев при условии, что ребенок уже может взять и вернуть предмет, бросить его. Чем старше будет ребёнок, тем разнообразнее и сложнее будут становиться упражнения.
Массаж
Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребёнка. Мамы могут аккуратно поглаживать, легонько массировать по очереди каждый пальчик, «рисовать» пальцем на детской ладошке круг. В первые месяцы этого более чем достаточно. Для ребёнка постарше (с 3-х месяцев) можно купить рельефный мячик (мячик-ёжик) и катать его по ладошке. Также можно использовать шишки, грецкие орехи, камушки и другие предметы с различной текстурой. Но давать все эти предметы можно только под контролем взрослых!
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи. Это инсценировка каких-либо историй, сказок при помощи пальцев. Приговорки делают упражнения забавными и интересными. В процессе таких игр малыш запоминает понятия «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «по кругу» и другие, изучает названия пальчиков и просто весело проводит время с мамой. Такие игры хороши тем, что не требуют дополнительного «инвентаря». Можно заниматься дома, скамейке в парке, в поездке, в больнице.
Примерно в полгода пальчики малыша уже готовы для развития более тонких движений. Можно начинать разучивать традиционные пальчиковые игры «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую», «Этот пальчик хочет спать…» и др. Они позволят развить быстроту реакций и пространственное мышление малыша, усовершенствовать координацию движений детских ручек и пальчиков. Игры должны быть короткими, слова – ритмичными. Примерно к году занятия можно усложнить: не мама манипулирует пальчиками ребёнка, а кроха сам выполняет определённые движения ручками.
Игрушки
Ассортимент игрушек для развития мелкой моторики у ребёнка до года огромен. Это разнообразные пирамидки, погремушки, развивающие центры и коврики. Чем старше будет становиться ребёнок, тем больше действий он будет пытаться воспроизвести: снимать – нанизывать кольца на стержень, разъединять – соединять два предмета, открывать – закрывать коробочки и т. д. Конечно же, малыш не сможет делать это самостоятельно. Помогите ему, направьте его ручку. Как только малыш научится сидеть, приобретите конструктор с большим количеством различных деталей – кубиков, шариков и т. п. Они прекрасно подойдут для улучшения мелкой моторики, будут тренировать способность брать в руки предметы разных форм и размеров. Также полезными будут матрёшки, наборы детской игрушечной посуды.
Важно! Помните, что одним из главных органов познания мира малыша является рот, поэтому крохе необходимо попробовать на вкус любой предмет. Поэтому все мелкие части игрушек должны быть надежно пришиты или прикреплены к основе.
Для игр также подойдут различные стаканчики, баночки, мисочки. Любые предметы безопасной домашней утвари, различающиеся по размеру, малыш будет с удовольствием собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. Ближе к 6-ти месяцам предлагайте крохе куски мягкой бумаги разного размера. Для развития пальцев полезно мять и рвать бумагу. Следите за тем, чтобы малыш не брал её в рот и случайно не проглотил! Помните, что все дети индивидуальны. Если ваш кроха всё время тянет бумагу в рот, отложите это занятие на некоторое время.
Известный итальянский педагог Мария Монтессори ещё в начале двадцатого века доказала, что детям очень полезно играть с различными бытовыми предметами. Во время таких игр они развивают сенсорику, моторику, тактильные ощущения. Малыши начинают понимать, для чего нужны замки, шестеренки, пуговицы, шнурки. Узнают, как правильно ими пользоваться. Именно Монтессори придумала прообраз развивающей доски. Сейчас он называется бизиборд. Есть множество современных моделей бизибордов, которые способствуют раннему развитию малышей. Это доски, кубики, домики и другие. Оптимальный возраст для начала занятий с бизибордом – примерно 8–10 месяцев. В этом возрасте малыши активно изучают окружающий мир. Некоторые из них начинают ходить и готовы к более сложным манипуляциям с предметами. Отличный вариант – мягкий бизиборд с лентами, верёвочками, кармашками, объёмными картинками на липучках.
Игрушки, подходящие малышам от 0 до 1 года:
- погремушки, мобиль;
- резиновые игрушки-пищалки, массажные и обычные мячики, шарики, колечки;
- матрёшки, куклы-неваляшки;
- тележки, каталки;
- цветные пирамидки, кубики, колпачки-вкладыши;
- кнопочные или клавишные звуковые инструменты;
- прозрачные шары с внутренним наполнением.
- сортер;
- музыкальные игрушки (кастаньеты, трещотка, маракасы, дудочка, ксилофон);
- развивающие коврики (с разными кармашками, пуговками, застежками);
- игрушечная посуда, утюг, телефон и т. п.
- конструкторы с крупными деталями;
- бизиборды;
- фигурки животных, овощей, фруктов, персонажей сказок.