Сенсорное развитие от 1 до 2 лет | развитие детей

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Участвуют в восприятии органы чувств – глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. В этом возрасте у малыша начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине, звуках, вкусах, запахах. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Проговаривайте названия форм, цветов и величин, но пока не требуйте знания этих названий от малыша. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Ведь первый этап знакомства с цветом, формой и величиной – практический. Основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах получится систематизировать полученные знания.

Изучение света

Дети каждый день сталкиваются в жизни со светом и темнотой, но делают это неосознанно. Специально обращайте внимание ребёнка на свет и темноту. Таким образом будут расширяться представления малыша о мире вокруг. Для знакомства с этими понятиями подойдёт простая игра: включать и выключать свет. Возьмите настольную лампу и нажмите на выключатель. Потом малыш сможет нажимать выключатель самостоятельно. Озвучьте результат: «Есть свет! Нет света; Лампочка горит! Лампочка не горит!; Темно… Светло…»

Изучение звуков

Игры с детскими музыкальными инструментами и звучащими предметами развивают слуховое восприятие и чувство ритма. У ребёнка появляется музыкальный вкус и эмоциональная восприимчивость. Для знакомства со звуками подойдут бубны, ложки, маракасы, барабан, колокольчики с длинными ручками и т.д. Покажите, как звучит каждый из них. При этом говорите: «Мы бьём в барабан «Бум-бум», «Колокольчик звенит «Динь-динь». Попросите малыша показать колокольчик: «Покажи, где колокольчик? Как он звучит? Динь-динь!» Познакомьте ребёнка с понятиями «громко – тихо».

Включайте крохе классические произведения. Доказано, что музыка благотворно влияет на умственное и эмоциональное развитие ребёнка, стимулирует работу мозга и повышает интеллект, развивает творческие и музыкальные способности, тренирует воображение, пространственное мышление. Начинайте знакомство с музыкой с пятиминутного прослушивания. Смотрите, как малыш реагирует на то или иное произведение. Если какая-то композиция не понравилась, попробуйте ещё один вариант. Выбор огромен: В. А. Моцарт, П. И. Чайковский, А. Вивальди, Л. Бетховен, Бах, И. Штраус, Ф. Шопен и др. Если крохе не понравится, отложите занятие и вернитесь к музыке позднее.

Изучение цвета

Начинайте знакомство малыша с четырьмя основными цветами: красным, жёлтым, зеленым и синим. Только после того, как ребёнок научится без труда узнавать и различать эти цвета, можно добавлять следующие: белый и черный, оранжевый, фиолетовый. Изучать цвет и закреплять знания о нём можно с помощью специальных дидактических игрушек, карточек, книжек, кубиков и игр. Рассматривайте реальные предметы в быту (овощи и фрукты, одежду и т.д.) и называйте их цвета. Обращайте внимание крохи на цвета во время прогулки. Например: «Посмотри на траву! Она зелёная». Рисуйте вместе с ребёнком простые изображения цветными карандашами, фломастерами, красками или мелками.

Изучение величин

Знакомство малышей с величиной происходит посредством сравнения предметов. Кроме понятия «большой – маленький», есть ещё «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий». В 1–2 года лучше изучать признак величины, сравнивая предметы только по одному параметру. Например, только по высоте (две игрушки). Используйте вкладыши-пирамидки, классические пирамидки, матрёшки и др. Действуя с такими игрушками, ребёнок начнёт понимать, что от умения определять величину зависит результат игры – то есть величина становится значимым признаком.

Уже после того, как дети научатся сравнивать два однородных объекта по различным параметрам величины, можно сравнивать группы однородных объектов, различных по величине. Обозначайте параметры величины словами. Для наглядности используйте выразительные жесты. Сначала обозначайте величину при помощи слов «такой – не такой», затем словами, обозначающими размер: «большой – маленький». Далее переходите к конкретным параметрам величины: «высокий – низкий», «узкий – широкий», «длинный – короткий». Постоянно озвучивайте признак величины, но пока не требуйте от малыша повторения. Со временем ребёнок запомнит словесные обозначения величины и будет использовать сначала пассивно (понимание), а затем активно (называние).

Для знакомства с цветом и величиной отличной подойдёт конструктор с крупными деталями. Также игра с конструктором развивает мелкую моторику, фантазию и воображение. Играйте вместе со своим малышом и сопровождайте игру диалогом. Разделите конструктор по цветам (красный, жёлтый, зеленый и синий). Проговаривайте их названия в процессе игры. Попросите малыша дать вам красную деталь, потом синюю и так далее. Постройте вместе с ребёнком две башни из деталей одного цвета. Одна башенка будет выше, другая – ниже. Обратите на это внимание ребёнка. Детали конструктора также могут послужить наглядным примером для того, чтобы объяснить малышу такие понятия, как «меньше – больше».

Изучение формы

Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму. Знакомство с формами должно происходить постепенно. Начинайте изучение с более простых форм, потом добавляйте более сложные. Сначала познакомьте малыша с кругом, затем с квадратом. Помогите крохе сравнить круг и квадрат: круг гладкий, ровный, округлый, а у квадрата есть стороны и углы. Покажите, как можно обвести контуры фигур пальцем. В дальнейшем можно добавить треугольник, прямоугольник и овал. Изучение новых форм должно происходить только после усвоения предыдущих. Рассматривайте предметы, окружающие ребёнка, и говорите, на какую фигуру похож тот или иной предмет. В запоминании фигур поможет сортер. Действуя с этой игрушкой, малыш начнёт понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

Текст: Ирина Мещерякова, 37 👀