Развитие мелкой моторики с 1 до 2 лет | развитие детей

Мелкая моторика – это точные движения пальцев и ладоней. К году ребёнок полноценно учится работать указательным пальцем, пользуется им, чтобы указывать на что-то. У малыша уже появился пинцетный захват предметов. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но ребёнок по-прежнему нуждается в развитии мелкой моторики. Ведь мелкая моторика влияет на речь крохи, мозговую деятельность и правильное восприятие окружающей среды. Кроме того, тонкая координация движений нужна для развития творческих способностей, воображения, внимания, мышления, памяти. Также хорошо развития мелкая моторика поможет в бытовом самообслуживании. Ребёнок быстрее научится одеваться, обуваться, чистить зубы, складывать свои игрушки, самостоятельно есть и пить. Есть много интересных занятий:

Игры с крупой с 1 до 2 лет

Детки очень любят играть с крупами. Такие игры благотворно воздействуют на детскую нервную систему, успокаивают, расслабляют и снимают напряжение, способствуют концентрации внимания. Для игр с крупами подойдет всё, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, пшено, семечки, рис, горох и т.д. Также понадобятся различные ёмкости, ложечки, совочки и сито.

Важно! Ни в коем случае не оставляйте детей без присмотра во время занятий с крупой. Обеспечьте полную безопасность процесса! Крупа ни в коем случае не должна попасть в рот к ребёнку.

Первым делом познакомьте ребёнка с крупами. Для этого возьмите большую ёмкость, высыпьте в неё крупу – манку, гречку, рис или пшено. Опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Малыш обязательно захочет присоединиться. Пусть кроха опустит в неё свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки, трёт ладошкой о ладошку. Это будет отличным массажем. Можно поиграть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Потом переходите к другим играм.

Игры с прищепками с 1 до 2 лет

Обычные бельевые прищепки нужно прицепить на твёрдое основание. Это может быть лист картона, миска, линейка. Показываем малышу, как тянуть и предлагаем повторить. Когда малыш научится снимать прищепки с твёрдого основания, попробуйте прикрепить прищепки на мягкую основу. Подобные игры полезны малышам, которым необходимо увеличить мышечную силу пальчиков. Такие действия регулируют произвольный нажим, способствуют концентрации внимания.

Игры с бумагой с 1 до 2 лет

Бумага – ещё один развивающий материал. Это может быть белая или цветная неплотная бумага, подойдёт даже обычная бумажная салфетка. Каждый вид бумаги разный на ощупь и по-разному шуршит. Бумагу можно мять (развитие силы рук), а потом разворачивать и разглаживать, рвать (развитие соотносящих движений), проталкивать бумажные «снежки» в отверстие подходящей ёмкости или попадать ими в цель, делать несложные аппликации. Например, сделайте с малышом «снег» из маленьких кусочком бумаги, а потом приклейте его с помощью клея-карандаша на голубой или синий картон. Проявите фантазию. Можно рвать бумагу так, чтобы получались полосочки. Получившиеся полосочки сложите в коробку и сделайте «дождик».

Игры с водой с 1 до 2 лет

Игры с водой развивают мелкую моторику, зрение, координацию движений, концентрацию внимания. Вода способствует снятию напряжения, поднятию настроения. Это своеобразное знакомство с окружающим миром, а именно – свойствами одной из важных стихий. Ваш кроха вряд ли откажется от такого развлечения. В процессе игры малыш поймёт, что вода утекает сквозь пальцы, но предметы удерживаются на поверхности воды. Одни предметы тонут, другие – нет, одни плывут, другие – нет и т.д. Также ребёнок познакомиться с пространственными представлениями: на поверхности воды, под водой, в центре, слева, справа. Лучше всего организовать водные процедуры в ванной комнате, так не придётся убирать воду по всей квартире.

Важно! Вода должна быть тёплой, не доставляющей дискомфорт ребёнку.

Можно попробовать интересную игру «Рыбалка». Налейте воду в глубокую прозрачную ёмкость и положите туда маленькие игрушки или крышки, которые не тонут. Дайте ребёнку ложку и предложите ему выловить предметы из воды, попеременно делая это то правой, то левой рукой. Во время такой нехитрой игры можно изучать цвета и размеры, счёт.

Пальчиковые игры с 1 до 2 лет

Для развития мелкой моторики хорошо подходят пальчиковые игры. Также они отлично развивают речь, память, внимание, координацию и ритм. В процессе таких игр кроха расширяет границы воображения. Не менее важно и то, что пальчиковые игры дарят ребёнку много ярких эмоций. В возрасте 1–2 лет все движения в пальчиковых играх делаете вы, а малыш пока является только пассивным участником. Произношение стиха сопровождается движениями рук, действиями, массажными прикосновениями к ручкам. Главное, чтобы движения были достаточно простыми – поглаживание, пощипывание, загибание пальцев, хлопки и пр. Есть много потешек про каждый палец, с ними можно изучать цифры, зверей, дни недели и так далее.

Если проводить такие упражнения достаточно часто, то ребёнок, скорее всего, начнёт произносить текст потешки частично (особенно начало и окончание фразы). Со временем кроха разучит текст наизусть и будет произносить его целиком, соотнося слова с движениями.

Игры с природными материалами с 1 до 2 лет

Используйте природные материалы в играх с ребёнком: песок, листья, веточки, камни, ракушки и прочее. Предлагайте малышу трогать их ручками, изучать на ощупь, сжимать в руках, катать в ладошках. Учите кроху делать из песка куличики, пирожки, насыпать в ведёрко, пересыпать в другую ёмкость. Постройте домик, применяя природный материал (шишки, камешки, веточки). Обращайте внимание на поверхность, размер, вес, цвет, плотность, звук, запах.

Дополнительные занятия

Чем ещё заниматься для развития мелкой моторики?

  • лепить из солёного теста, пластилина;
  • чистить варёное яйцо;
  • рисовать (карандашами, фломастерами, пальчиковыми красками);
  • разворачивать предметы, завёрнутые в фольгу;
  • приклеивать наклейки;
  • надевать предметы на стержень;
  • конструировать;
  • открывать и закрывать коробочки с крышками;
  • снимать магнитики с магнитной поверхности и снова их крепить;
  • отрывать то, что закреплено (липучки, присоски).
  • проталкивать монеты, палочки, трубочки в коробку с прорезями.
Текст: Ирина Мещерякова, 36 👀