Помните, что наряду с мелкой моторикой, важно развивать и крупную. Физическое развитие ребёнка влияет на его психическое развитие. Познание мира через движение – это его природная потребность. Чем больше кроха двигается, тем быстрее растёт и развивается его мозг. Примерно в год малыш сделает первые шаги, но для этого ему предстоит освоить ещё много навыков – научиться переворачиваться, садиться, ползать, подниматься, держась за опору, манипулировать предметами. Задача родителей – привить любовь к движению, направить активность в правильное русло и обеспечить безопасность.
Что делает малыш до 1 месяца
до 1 месяца в развитии ребенка – это период безусловных рефлексов.
- Хватательный рефлекс: кулачок ребёнка сжимается, если туда вложить палец;
- Поисковый: поворачивает голову в сторону при поглаживании щёчки с соответствующей стороны;
- Хоботковый: губки складываются в трубочку, если постучать рядом с ними пальцем;
- Рефлекс Бауэра: если, лежа на животе, малыш почувствует опору под стопами, то попытается толкаться от неё и ползти;
- Рефлекс Моро: отводит прижатые к груди руки в стороны и открывает кулачки, после чего руки возвращаются в исходное положение, а кулачки закрываются;
- Шаговый: при вертикальном положении переставляет ножки;
- Защитный: лежа на животе приподнимает головку и поворачивает в сторону.
Что делает малыш с 1 до 3 месяцев
- сгибает и выпрямляет руки;
- лёжа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов (2 месяца);
- может недолго удерживать голову при ношении «столбиком» (2 месяца);
- опирается на локти в положении лежа на животе;
- проявляет активность во время купания;
- толкается ножками;
- поворачивает голову в сторону звука;
- открывает кулачок, берёт погремушку и тянет в рот.
Для малышей 2–3 месяцев лучшей тренировкой будет массаж. Делать его нужно ласково и бережно. Когда делаете массаж малышу, очень важно, чтоб вы разговаривали с ним.
Что делает малыш с 3 до 6 месяцев
- уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении (3 месяца);
- переворачивается набок в обе стороны;
- поднимает голову, лежа на спине;
- захватывает игрушки двумя руками, а затем одной рукой, и тянет ко рту (4 месяца);
- ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес (4 месяца);
- лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину;
- вертит головкой в поисках источника звука;
- садится из положения на четвереньках (6 месяцев).
С 5-ти месяцев ребёнок может бодрствовать не в кроватке, где ему уже мало места для движений, а на полу. Идеально подойдут специальные коврики. Поощряйте двигательную активность малыша. Стимулируйте ползание. Именно в процессе ползания у малыша закладываются навыки пространственной ориентации. Предоставьте ему простор для исследования мира. Чем больше он будет исследовать в этом возрасте, тем более пытливым и любознательным он будет потом. Новые впечатления очень радуют малыша и способствуют его развитию. Научиться новому способу передвижения можно с помощью яркой музыкальной игрушки. Сначала поставьте её на небольшом расстоянии от ребёнка, чтобы до неё было не очень сложно дотянуться. Когда кроха достигнет цели, похвалите его. В следующий раз немного увеличьте дистанцию.
Что делает малыш с 6 до 9 месяцев
- переворачивается с живота на спину;
- пытается ползать по-пластунски, встаёт на четвереньки;
- активно играет игрушками – машет, стучит, бросает;
- перекладывает предмет из одной руки в другую;
- удерживает на ногах вес тела и притоптывает, отталкиваясь от пола;
- может сидеть без посторонней помощи;
- ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры;
- ставит кубик на кубик, катает мячик, открывает крышку, гремит, нажимает на кнопки.
Вскоре малышу надоест горизонтальное положение, он захочет перейти в вертикальное. Он будет хвататься за мебель, за одежду родителей и подтягиваться. В этот период ребёнку нужна не только организация безопасного пространства, но и эмоциональная включенность родителей. Радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним. Показывайте различные предметы и новые способы обращения с ними.
Что делает малыш с 9 до 12 месяцев
- активно манипулирует предметами, может что-то сделать по просьбе взрослого;
- поднимается и стоит, удерживаясь за предмет;
- садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- твёрдо сидит на стуле, может самостоятельно сесть;
- самостоятельно ползает;
- встаёт и стоит у опоры самостоятельно;
- ходит с поддержкой за обе руки.
Когда ребёнок уже будет ходить, предложите ему выполнить несложные задания по словесной команде: «иди за мячом», «подними куклу» и т. п.