Общая информация
ВПР по истории для 11 класса состоит из двенадцати заданий. В ней проверяются знания одиннадцатиклассников по всему курсу отечественной истории – от Древней Руси до начала 20 века. 8 заданий работы – базового уровня, 4 – повышенного. Для выполнения работы отводится 90 минут, то есть 2 урока. Максимально возможный балл – 21.
Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями
Задание 1
Первое задание проверяет то, как ученики 11 классов знают исторические термины. Приводится краткое определение, а в ответе нужно записать подходящий термин. Примеры заданий:
- Система сбора дани, при которой киевский князь раз в год с дружиной ездил по подвластным племенам, кормился за их счет и собирал дань
- Период международных отношений с 1940 по 1980, который характеризовался противостоянием двух блоков стран во главе со сверхдержавами США и СССР, сопровождавшийся локальными конфликтами, однако не переросший в прямое военное столкновение сверхдержав
За правильный ответ ученик получает 1 балл.
Далее в тексте работы приводится текст объемом примерно в половину страницы. На нем основаны задания под номерами 2, 3 и 4. Пример текста:
Задание 2
В этом задании нужно ответить на два небольших вопроса по тексту. Как правило, вопросы здесь небольшие – например, определить год, к которому относятся описываемые события, и (для данного текста) определить, о начале какой битвы ведется речь. Если на оба вопроса даны верные ответы – ставится 2 балла, если только на один – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.
Задание 3
Третье задание также предполагает работу с текстом и выделение двух каких-либо элементов – например, для приведенного выше текста необходимо написать, с какими трудностями столкнулась советская армия в начале сражения. В ответе можно просто привести две подходящие цитаты из текста. Если два элемента выделены верно – ответ оценивается в 2 балла, если только один – в 1 балл, иначе – в 0 баллов.
Задание 4
Четвертое задание тоже составлено с опорой на текст, однако для того, чтобы дать верный ответ, нужно знать основные факты и события отечественной истории. Задается один вопрос по теме, схожей с темой текста либо даже по теме текста, однако ответа в нем нет – его нужно написать, опираясь на собственные знания. Для нашего текста он звучит так: Какое название получил этап в ходе Великой Отечественной войны, который начался с описанной в воспоминаниях битвы? Если ответ верный – ученик получает 1 балл.
Задание 5
В пятом номере ВПР по истории необходимо заполнять таблицу, в которой пропущено 9 элементов. Обычно графы таблицы называются «век – событие – участник события». После таблицы приводится 12 вариантов, из которых нужно выбрать пропущенные элементы. Приводим пример:
Век | Событие | Участник события |
---|---|---|
---(а) | ---(б) | Рюрик |
---(в) | Строительство собора Святой Софии в Новгороде | ---(г) |
13 | ---(д) | ---(е) |
10 | ---(ж) | ---(з) |
---(и) | Реформы Избранной Рады | Отец Сильвестр |
Варианты:
- Андрей Боголюбский
- Призвание варягов
- 11
- Разгром Хазарского каганата
- 9
- 15
- Святослав Игоревич
- Ярослав Мудрый
- Александр Ярославич
- Битва на реке Воже
- 16
- Невская битва
Если все цифры вставлены верно – ученик получает 4 балла. При наличии 1 ошибки ему ставится 3 балла, 2-3 ошибок – 2 балла, 4 ошибок – 1 балл, 5 и более – 0 баллов.
Далее в работе приводится карта, с которой будут связаны следующие два задания. Пример карты:
Задания 6-7
В обоих заданиях приводится по одному вопросу, связанному с картой. Часто нужно определить год, в котором происходили отображенные на ней события, либо написать название события, которое она иллюстрирует. Иногда нужно определить, кто был правителем страны в это время, либо указать название реки, города, моря, полуострова или даже сражения, место которого отмечено на карте. Примеры заданий для данной карты:
- Укажите год событий, отображенных на карте.
- Напишите, как называется город, который обозначен цифрой 1 – место одного из крупнейших сражений войны, события которой отображены на карте.
Правильный ответ на каждое задание оценивается 1 баллом.
После этого приводится изображение какого-либо памятника культуры, с которым будут связаны задания 8 и 9, например:
Задания 8-9
В этих номерах работы задаются вопросы по изображенному культурному объекту. Они могут быть самыми разными; самые распространенные – как называется и при каком правителе был возведен данный объект, в каком стиле он выстроен, кто был его архитектором, в каком городе и веке он был воздвигнут. Однако иногда задаются и такие вопросы:
- Что призвано было символизировать данное сооружение? (к приведенной выше фотографии)
- Какого было назначение данного архитектурного памятника при его создании, что отразилось в его названии?
- Назовите период истории России, в котором прославились те исторические деятели, которым посвящен данный памятник.
Как правило, восьмое задание содержит в себе два небольших вопроса, поэтому за него можно максимально получить 2 балла – по одному за верный ответ на каждый из них. За правильный ответ на девятое задание также ставится 1 балл.
Задание 10
Десятое задание звучит одинаково для всех вариантов:
Укажите название одного любого памятника культуры, который расположен в вашем регионе. Используя знания по истории региона, расскажите о нем. Рассказ должен содержать как минимум 2 исторических факта. Если памятник, изображенный на фотографии, находится в вашем регионе, рассказывать о нем не следует – нужно выбрать любой другой памятник.
Ответ должен состоять из 3-6 предложений. Конечно, нужно указать год создания памятника, его авторов, по возможности – правителя страны во время его создания. Очень хорошо, если получится написать, к какому событию приурочено его создание, каково назначение памятника, что он символизирует. Ответ оценивается по двум критериям:
К1 – Указание название памятника культуры. Если название указано верно и полно – ставится 1 балл, если нет – 0.
К2 – Изложение информации о памятнике культуры. Если в тексте присутствуют 2 правильных исторических факта о выбранном памятнике при отсутствии ошибок – ставится 2 балла. Если же в ответе есть фактическая ошибка либо присутствует только 1 исторический факт – 1 балл. В других случаях ученик не получает баллы по данному критерию.
Таким образом, всего за задание под номером 10 можно получить 3 балла.
Далее в тексте работы приводится перечень из 4 исторических событий. Нужно выбрать одно из них и выполнить по нему 11 и 12 задания. Пример перечня:
- Междоусобица в Московском княжестве во второй четверти 15 века
- Русско-турецкие войны второй половины 18 века
- «Контрреформы» 1880-1890 годов
- Заключение сепаратного мира с Германией
И 11, и 12 задание должны выполняться по одной теме; нельзя делать 11 задание по одной теме, а 12 – по другой.
Задание 11
В одиннадцатом задании нужно назвать одного человека, который принимал участие в выбранном событии, а также – один его поступок, совершенный во время участия в этом действии. Например, если выбрана тема 2, можно указать такую личность, как Александр Васильевич Суворов, а в поступках написать – «Взятие крепости Измаил в ходе войны 1787-1791». Если и участник, и поступок указаны верно – ставится 2 балла, если же правилен только один компонент – 1 балл, в иных ситуациях – 0 баллов.
Задание 12
В последнем номере ВПР по истории нужно указать, в чем заключалось влияние выбранного события на дальнейшую историю России и мировую историю. В ответе обязательно опираться на исторические факты, а не писать общие фразы вроде «Это событие было очень важным». Например, при выборе темы 2 (русско-турецкие войны второй половины 18 века) можно написать такой ответ:
Русско-турецкие войны второй половины 18 века позволили России значительно укрепить свои позиции в районе Черного моря. Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, завершившему войну 1768-1774 годов, к России присоединялись крымские земли – Еникале и Керчь (при сохранении Азова и Кинбурна); также Россия получала право иметь флот на Черном море и проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. По Ясскому договору, подписанному после окончания войны 1787-1791, к России отошли все земли Крымского полуострова, а также земли между Днестром и Южным Бугом. Все это способствовало укреплению позиций государства на международной арене.
Необязательно писать такой длинный ответ – можно уместить основную суть в паре предложений. Если роль выбранного события при опоре на исторические факты указана верно – ученик получает 1 балл, если нет – 0 баллов.