ВПР по физике 11 класс


Общая информация


ВПР по физике для одиннадцатиклассников включает в себя 18 заданий, из которых к базовому уровню сложности относятся 14 номеров, а к повышенному – 4. Работа отражает все аспекты, изучаемые в школьном курсе физики: молекулярную и квантовую физику, механику и электродинамику.

Система оценок

На написание ВПР по физике отводится 90 минут, то есть 2 урока. Учащимся разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором. Максимальный балл за работу – 26, перевод баллов в оценки осуществляется на усмотрение руководства образовательной организации.


Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями


Задание 1

Первое задание заключается в группировке физических терминов. В условии дается список из шести понятий – например:

  • динамометр, транспортир, фокусное расстояние линзы, сила тока, манометр, ускорение

или

  • фарад, полет самолета, ньютон, ампер, таяние льда, электромагнитная волна

Нужно разделить их на две группы, дать им название и записать понятия в ту группу, к которой они относятся, в таблицу вида:

Название группыПеречень понятий

Название группы не должно быть слишком сложным. Чаще всего это «физические величины» либо «физические явления», или же просто указание на раздел физики в виде «понятия, относящиеся к кинематике».

Если все графы таблицы заполнены правильно – ученик получает 2 балла. 1 балл ставится в следующих случаях:

  • понятия распределены верно, но одна из групп названа неправильно
  • группы названы верно, но при распределении понятий допущено 1-2 ошибки

В остальных случаях ученик не получает баллы за первое задание.


Задание 2

Задание под номером 2 связано с различными графиками движения, отображающими, например, зависимость скорости или ускорения от времени. Пример графика:

ВПР по физике 11 класс задание 2

Далее приводится пять утверждений – для данного графика они выглядят так:

  1. Автомобиль движется равномерно с 30 по 40 секунду
  2. С 30 по 40 секунды автомобиль покоится
  3. В течение 50 секунд наблюдения скорость движения автомобиля все время увеличивается
  4. За 50 секунд направление движения автомобиля изменялось
  5. На этапе разгона автомобиль движется с ускорением 3м/с2

Нужно выбрать два утверждения, соответствующих графику. Если оба выбранных утверждения верны – ставится 2 балла, если верно лишь одно – 1 балл, если ни одного – 0.


Задание 3

В третьем задании приводится рисунок, иллюстрирующий какой-либо физический процесс. Нужно дополнить его, изобразив действующие на определенный предмет силы и возможное направление его ускорения. Рисунок может быть таким:

ВПР по физике 11 класс задание 3

Если верно изображено все, что требуется в условии – ученик получает 2 балла. Если же соотношение величин сил нарисовано не так, как нужно, либо допущена одна другая ошибка – 1 балл. В остальных случаях ученик не получает баллы за третье задание.


Задание 4

В данном задании приводится небольшой текст (3-4 предложения), в котором допущено три пропуска слов. Поскольку это задание направлено на проверку знаний выпускников в области законов сохранения в механике, чаще всего пропущены либо слова «сохраняется, уменьшается, увеличивается», либо названий энергий. В тексте не обязательно используются все данные слова, поскольку они могут повторяться. Текст может быть следующим:

При выстреле из ружья пуля и ружье начинают движение в противоположные стороны с различными скоростями. При этом модель импульса пули ___________. Модуль импульса ружья при выстреле ____________. Суммарный импульс системы ружье-пуля ____________ и равен 0.

Если все пропуски заполнены верно, ответ оценивается в 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки – в 0 баллов.


Задание 5

Пятое задание ВПР по физике – небольшая задача, которая иногда бывает проиллюстрирована рисунком или графиком. Она относится к разделу молекулярной физики.

Чаще всего требуется либо найти изменение внутренней энергии, либо определить температуру, либо – количество теплоты. Приводим примеры задач:

  1. Идеальный газ получает от внешнего источника 500 Дж и совершает работу 200 Дж. На какую величину изменяется внутренняя энергия газа?
  2. 4 металлических бруска, нагретых до разной температуры, соединили друг с другом согласно рисунку. Стрелки указывают на направление теплопередачи от бруска к бруску. В некоторый момент времени температура брусков составляла 140, 95, 93 и 90 градусов Цельсия. Какой брусок имеет температуру 93 градуса Цельсия?

ВПР по физике 11 класс задание 5

За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.


Задание 6

Этот номер также построен на знании молекулярной физики. Объясняется какая-либо ситуация, часто проиллюстрированная, после чего приводится 6 утверждений, из которых нужно выбрать верные. Количество верных утверждений не указывается, что несколько усложняет задачу. Приводим пример задания:

Паук-серебрянка хватает на поверхности пруда пузырек воздуха и утаскивает его на глубину для постройки дома. Температура воды во всем пруду одинаковая. Выбери те утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пузырьке:

  1. Объем воздуха в пузырьке уменьшается
  2. Объем воздуха в пузырьке увеличивается
  3. Масса воздуха в пузырьке остается неизменной
  4. Масса воздуха в пузырьке снижается
  5. Давление воздуха в пузырьке повышается
  6. Давление воздуха в пузырьке понижается

Если в ответе приведены все верные цифры, ставится 1 балл. Если же хоть одна цифра написана неверно (или наряду с верными вариантами присутствует и неверный) – 0 баллов.


Задание 7

Седьмое задание относится к другому разделу предмета – электростатике. Оно представляет собой небольшую задачу, к которой дается рисунок. Чаще всего задача про показания электрометров или про заряды каких-либо тел, например, кубиков, например:

ВПР по физике 11 класс задание 7

Стеклянные кубики 1 и 2 сложили вместе, после чего поднесли к кубику 2 положительно заряженное тело. Затем, не удаляя это тело, кубики разъединили. Какие заряды будут у каждого кубика?

Правильный ответ на задание приносит одиннадцатикласснику 1 балл.


Задание 8

В данном номере нужно решать задачу с использованием формул для расчета физических величин – например, ЭДС, сопротивления, силы тока, скорости электрона. Примеры задач:

  1. Утюг работает от напряжения 220В. За 5 минут работы его нагреватель выдал количество теплоты 30 кДж. Вычислите электрическое сопротивление нагревателя.
  2. Сколько времени нужно нагревателю с сопротивлением 10 Ом, чтобы произвести 250 кДж теплоты, если через него течет электрический ток с силой 10А?

Если в ответе правильно записана нужная формула и получен верный ответ, в котором указаны единицы измерения, он оценивается 2 баллами. Если же формула записана правильно, но в расчетах есть ошибка – 1 баллом; во всех иных ситуациях – 0 баллами.


Задание 9

Девятый номер ВПР по физике направлен на проверку знаний учащихся по такой теме, как электромагнитные волны и индукция. Задания не очень трудные – чаще всего требуется расположить виды волн в порядке возрастания или убывания их частоты либо длины их волны.

Верный ответ приносит ученику 1 балл.


Задание 10

Это задание относится к квантовой физике. В условии дается рисунок – чаще всего это схема энергетических уровней атома либо фрагмент периодической таблицы Менделеева. Нужно ответить на вопрос по этому рисунку – к примеру, если рисунок вот такой

ВПР по физике 11 класс задание 10

потребуется указать, в каком из переходов будет поглощен квант с наименьшей частотой. Если приводится фрагмент таблицы, обычно просят определить, какой элемент образуется после распада какого-либо изотопа.

Если это сделано правильно – ставится 1 балл.


Задание 11

Одиннадцатое задание начинает блок, относящийся к методам научного познания в физике. В нем нужно определять показания различных приборов – мензурки, барометра, амперметра, вольтметра или динамометра. Приводится какая-либо ситуация, отображенная на схеме; так же дается размер погрешности измерения. Примеры:

ВПР по физике 11 класс задание 11

Необходимо записать показания изображенного прибора, учитывая погрешность. За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.


Задание 12

Это задание относится к тому же блоку, что и предыдущее, однако, в отличие от него, относится к повышенному уровню сложности. Его суть состоит в планировании исследования по данной гипотезе. В условии дается гипотеза и имеющееся оборудование. Нужно описать алгоритм действий во время исследования, а также – нарисовать экспериментальную установку. Приводим пример:

Вам нужно исследовать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины. Имеется такое оборудование:

  • источник постоянного тока;
  • вольтметр;
  • амперметр;
  • источник питания;
  • соединительные провода;
  • ключ;
  • реостат.

Если экспериментальная установка описывается правильно, и порядок проведения опыта также расписан верно – ставится 2 балла, если в описании хода проведения опыта присутствует ошибка – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.


Задание 13

Этим заданием начинается блок из трех номеров, связанный с устройством и действием технических объектов, а также – физическими явлениями в жизни. В нем необходимо установить соответствие между примерами из жизни и физическими явлениями. Приводится 2 примера – скажем, нагревание насоса при накачивании велосипедной шины и притяжение двух параллельных проводов с сонаправленными электрическими токами. Явлений дается 4, из-за чего угадать ответ очень сложно. Если явления к обоим примерам подобраны верно, ответ оценивается в 2 балла, если только к одному – 1 баллом, и если ответ неверен, за него ставится 0 баллов.

После этого в работе приводится текст (размер – около страницы) о каком-либо физическом приборе – к примеру, двигателе внутреннего сгорания. Описывается история создания прибора, принцип его работы и основные характеристики. С ним связаны два следующих задания.


Задание 14

В четырнадцатом задании необходимо ответить на один вопрос, связанный с содержанием текста и принципом работы описываемого прибора – например, «какое преобразование энергии происходит в двигателе внутреннего сгорания» или «какое физическое явление лежит в основе действия вингсъюта». Прямого ответа на вопрос в тексте не дается. Если ответ верен, ученик получает 1 балл.


Задание 15

В пятнадцатом номере нужно выбрать из пяти приведенных утверждений, относящихся к теме текста, два верных. Если оба элемента выбраны правильно, ответ оценивается 2 баллами, если только один – 1 баллом, если ни одного – 0 баллами.


Далее в тексте работы приводится еще один текст, с которым будут связаны три последних задания. Размер текста примерно такой же – около страницы. Темы текста могут быть самыми разными – например, «аномальное расширение воды», «радиоактивные изотопы в медицине» или «гидросфера Земли». Текст сопровождается иллюстративным материалом – таблицей или графиком.


Задание 16

В данном задании ученику предстоит выделять информацию, которая в явном виде представлена в тексте или в иллюстративном материале, поэтому оно является одним из самых легких во всей работе. Например, если в тексте идет речь о тропосфере и указывается средняя плотность воздуха в ней, в 16 задании могут задать вопрос «какова примерная плотность воздуха в тропосфере», то есть нужно будет просто переписать величину из текста. Или, если приводится вот такая схема –

ВПР по физике 11 класс задание 16

- могут спросить, какие три газа являются самыми распространенными в атмосфере. Правильный ответ приносит ученику 1 балл.


Задание 17

Это задание несколько сложнее предыдущего, но оно также относится к базовому уровню сложности. В нем нужно делать выводы на основе текста и интерпретировать полученную информацию. Для приведенной таблицы вопрос этого задания будет звучать так: Масса какого газа – азота или кислорода – больше в атмосфере Земли? Во сколько раз? Округлите ответ до десятых долей. Правильный ответ также оценивается одним баллом.


Задание 18

Последнее задание работы относится к повышенному уровню сложности. Для его успешного выполнения нужно применять не только данную в тексте информацию, но и собственные знания по предмету. В нем задается какой-либо не очень простой вопрос по теме текста, иногда даже нужно выдвигать какие-либо собственные предложения – например, «как можно защитить Землю в том случае, если к ней приближаются астероиды». Другие примеры вопросов:

  1. Промерзает ли до дна вода в водоемах средней полосы России?
  2. Нужно ли ставить фильтры, улавливающие частицы сажи во время сгорания топлива, на тепловых электростанциях?
  3. Бывают ли на побережье океанов резкие температурные скачки?

Если ученик дает верный ответ на вопрос и приводит полную аргументацию, в которой нет ошибок – он получает 2 балла. 1 балл ставится, если ответ верен, но приведенной аргументации недостаточно, либо наоборот – рассуждения в аргументациях правильные, а вот ответ не сформулирован так, как нужно. В иных случаях баллы за это задание не начисляются.


ВПР в одиннадцатом классе по другим предметам:
Текст: Базанов Даниил, 2.1k 👀