Христианские проблемы

по В. Захарову (1) В первой редакции «Мастера и Маргариты» встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и чёрной магии изображена не совсем так, как в том варианте, который мы привыкли читать. (2) Берлиоз объясняет молодому поэту Антоше Безродному (позже автор исправит на Ивана Бездомного), какую стихотворную подпись надо сочинить к уже готовому рисунку в журнале «Богоборец». (3) Поэт слушает своего наставника и при этом выводит прутиком на земле лик. (4) В этот самый момент в их разговор вмешивается загадочный иностранец. (5) Его приводит в горячий восторг воинствующий атеизм московских литераторов, но он желает удостовериться в прочности их безбожия. (6) Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. (7) Слабо? (8) Поэт конфузится, ему кажется такое предложение нелепым: действительно, с какой радости он должен отплясывать под чужую дудочку? (9) Но Воланд, шпион душ человеческих, знает, как подобрать ключик к этому нехитрому замочку: он хихикает над трусостью лжеатеистов, которые только на людях богохульствуют, а глубоко в душе припрятали веру в Бога! (10) Так, на всякий случай! (11) Иванушка начинает топтать рисунок, чтобы у иностранца не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала «Богоборец». (12) Позже Булгаков серьёзно переработал эту сцену, очевидно посчитав подобную провокацию представителя нечистой силы чрезмерно демонстративной, тенденциозной, почти фарсовой. (13) Но думается, что в черновом варианте очень явственно, чётко обнажена важная для Булгакова мысль: человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле. (14) Поэт, скорее всего, сам бы стёр свой механически начертанный рисунок, но Воланду важно было придать непроизвольным движениям глубоко нравственный, символико-ритуальный смысл. (15) Лёгкая насмешка, хохоток, щелчок по самолюбию — и Иванушка под беззвучный смешок беса исполняет свой обрядовый танец: подошва его сандалий удаляет с поверхности Земли очертания священного лика. (16) Кажется, ничего особенного не случилось! (17) Ведь не икону бросили в огонь, ведь не крестик швырнули на тело убитой старухи, как это сделал Раскольников... (18) Что тут такого? (19) Созданное на пыли и вернулось в прах! (20) Но за внешней пустячностью происшедшего таится роковой смысл, неоглядную глубину которого не может прозреть человек. (21) Нет, Солнце по-прежнему восходит на востоке, по-прежнему Волга впадает в Каспийское море, по-прежнему время с той же постоянной скоростью стекает в вечность. (22) Но что-то изменилось в глубинных пластах человеческой истории. (23) На каком-то важном изгибе жизнь круто изломилась, и всё пошло не так, как должно было пойти. (24) Понтий Пилат, отправивший на казнь безвинного человека, Иванушка Безродный, стёрший ногами скорбный лик... (25) Один совершил своё преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия. (26) Если бы они могли знать, чем обернутся их действия! (27) Перед людьми, лишёнными веры, истина предстаёт как неизбежность, как необратимое последствие только тогда, когда уже поздно что-либо менять, когда утраченного уже не воротить. (28) Вера позволяет человеку видеть дальше собственного носа, вера даёт человеку силы жертвовать ради высокого и великого, вера даёт человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным. (29) Только что теперь об этом говорить: трясущийся за свою жизнь Понтий Пилат уже утвердил приговор, поэт уже сплясал свой дикий танец... (30) Теперь поздно что- либо менять. (31) История свернула на тот смутный путь, куда её увлекло слепое и бездушное, как древний ящер, безверие.

Вступление

Что такое вера? Нужна ли она человечеству? Об этом размышляют многие писатели, философы, ученые. Чем отличается человек верующий от неверующего? Так ли велики эти различия и стоит ли их анализировать?

Проблема

В этом пытается разобраться В. Захаров, писатель-публицист, на примере анализа одного из отрывков романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В тексте поднимается проблема веры в бога и ее значения для жизни общества.

Комментарий

В. Захаров начинает текст со сравнения двух редакций романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В первой редакции Ивана Бездомного звали Антошей Безродным. Берлиоз пытался объяснить ему, какую надпись написать к иллюстрации в журнале «Богоборец». Выслушивая его, поэт рисует прутиком на песке лик Богоматери. Загадочный иностранец, вмешавшись в беседу, выказывает восторг атеизму литературоведов. Чтобы убедиться в силе их убеждений, Воланд просит молодого поэта растоптать лик ногами.

Сначала молодой человек сомневается, но глядя на усмешку незнакомца и его предположения в неискренности их отречения от бога, все же топчет рисунок.

В последующих редакциях сцена значительно переработана. Булгаков решил, что такая провокация нечистой силы слишком очевидна и вульгарна. Но здесь позиция автора выражается очень ясно: Булгаков считает, что без веры человека очень легко соблазнить, спутать, сбить с пути, подчинить чужой воле. Всего лишь усмешка Воланда заставила Бездомного плясать под чужую дудку, растоптать святой лик.

С одной стороны, ничего особенного не случилось. Но за незначительностью поступка кроется иной глубокий смысл. Жизнь течет своим ходом, но что-то изменилось в глубинах сознания человечества, что-то сменило привычный, правильный ход времен.

Далее автор вспоминает грех Понтия Пилата, отправившего невинного на казнь, сравнивает этот поступок с деянием Ивана Бездомного. Именно их поступки привели к утрате веры, а за этим последовало иное восприятие истины.

Авторская позиция

Позиция автора предельно ясна. Он говорит о том, что вера помогает человеку заглянуть в будущее, надеяться на лучший исход, дарует человеку силы на самопожертвование ради чего-то великого, дает духовность, отличает человека от животного.

Потеря веры лишает человека надежды на возможное изменение существующего жизненного сценария.

Своя позиция

Соглашусь с мнением В. Захарова. Человек должен обладать верой, чтобы иметь надежду на чудо, на преображение будущего. Она дарует дополнительные силы для преодоления жизненных неурядиц и сложностей, и тогда просветление в жизни станет неизбежным.

Аргумент 1

Жизнь Сони Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского сложно назвать спокойной или счастливой. Она находится в постоянном напряжении, в постоянной тревоге за отца-пьяницу, за мачеху, больную смертельной болезнью, за их детей, которых никто кроме нее не накормит и не умоет. Чтобы хоть как-то справляться с упавшими на ее плечи обязанностями, эта молодая девушка идет работать по желтому билету, продавать свое тело, чтобы прокормить свою большую семью.

Не упасть духом, не потерять окончательно свое человеческое достоинство ей помогает вера в бога, чтение Библии, а именно чтение легенды о воскресении Лазаря. Эта же притча помогла и другому герою романа — Родиону Раскольникову — обрести себя и выбрать правильный путь в жизни. Вера во спасение способна наделить человека необъятной силой, дающей ему толчок вперед.

Аргумент 2

В начале 20 века произошел настоящий перелом в сознании людей, философы кричали «Бог умер!» (Ф. Ницше), писатели и поэты вторили им. Осознание, что люди сами управляют жизнью, повергло человечество в шок, и в обществе все чаще начали возникать упаднические настроения. Все это связано с утратой веры.

Заключение

Человек верующий ощущает себя менее одиноким, чувствует постоянную защиту и оберег. Утратив веру, человек остается один на один с самим собой, полагается только на себя, и все окружающее кажется ему имеющим неизбежный конец.

Текст: Елена Бочкова, 1.9k 👀