Христианские проблемы
Вступление
Что такое вера? Нужна ли она человечеству? Об этом размышляют многие писатели, философы, ученые. Чем отличается человек верующий от неверующего? Так ли велики эти различия и стоит ли их анализировать?
Проблема
В этом пытается разобраться В. Захаров, писатель-публицист, на примере анализа одного из отрывков романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В тексте поднимается проблема веры в бога и ее значения для жизни общества.
Комментарий
В. Захаров начинает текст со сравнения двух редакций романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В первой редакции Ивана Бездомного звали Антошей Безродным. Берлиоз пытался объяснить ему, какую надпись написать к иллюстрации в журнале «Богоборец». Выслушивая его, поэт рисует прутиком на песке лик Богоматери. Загадочный иностранец, вмешавшись в беседу, выказывает восторг атеизму литературоведов. Чтобы убедиться в силе их убеждений, Воланд просит молодого поэта растоптать лик ногами.
Сначала молодой человек сомневается, но глядя на усмешку незнакомца и его предположения в неискренности их отречения от бога, все же топчет рисунок.
В последующих редакциях сцена значительно переработана. Булгаков решил, что такая провокация нечистой силы слишком очевидна и вульгарна. Но здесь позиция автора выражается очень ясно: Булгаков считает, что без веры человека очень легко соблазнить, спутать, сбить с пути, подчинить чужой воле. Всего лишь усмешка Воланда заставила Бездомного плясать под чужую дудку, растоптать святой лик.
С одной стороны, ничего особенного не случилось. Но за незначительностью поступка кроется иной глубокий смысл. Жизнь течет своим ходом, но что-то изменилось в глубинах сознания человечества, что-то сменило привычный, правильный ход времен.
Далее автор вспоминает грех Понтия Пилата, отправившего невинного на казнь, сравнивает этот поступок с деянием Ивана Бездомного. Именно их поступки привели к утрате веры, а за этим последовало иное восприятие истины.
Авторская позиция
Позиция автора предельно ясна. Он говорит о том, что вера помогает человеку заглянуть в будущее, надеяться на лучший исход, дарует человеку силы на самопожертвование ради чего-то великого, дает духовность, отличает человека от животного.
Потеря веры лишает человека надежды на возможное изменение существующего жизненного сценария.
Своя позиция
Соглашусь с мнением В. Захарова. Человек должен обладать верой, чтобы иметь надежду на чудо, на преображение будущего. Она дарует дополнительные силы для преодоления жизненных неурядиц и сложностей, и тогда просветление в жизни станет неизбежным.
Аргумент 1
Жизнь Сони Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского сложно назвать спокойной или счастливой. Она находится в постоянном напряжении, в постоянной тревоге за отца-пьяницу, за мачеху, больную смертельной болезнью, за их детей, которых никто кроме нее не накормит и не умоет. Чтобы хоть как-то справляться с упавшими на ее плечи обязанностями, эта молодая девушка идет работать по желтому билету, продавать свое тело, чтобы прокормить свою большую семью.
Не упасть духом, не потерять окончательно свое человеческое достоинство ей помогает вера в бога, чтение Библии, а именно чтение легенды о воскресении Лазаря. Эта же притча помогла и другому герою романа — Родиону Раскольникову — обрести себя и выбрать правильный путь в жизни. Вера во спасение способна наделить человека необъятной силой, дающей ему толчок вперед.
Аргумент 2
В начале 20 века произошел настоящий перелом в сознании людей, философы кричали «Бог умер!» (Ф. Ницше), писатели и поэты вторили им. Осознание, что люди сами управляют жизнью, повергло человечество в шок, и в обществе все чаще начали возникать упаднические настроения. Все это связано с утратой веры.
Заключение
Человек верующий ощущает себя менее одиноким, чувствует постоянную защиту и оберег. Утратив веру, человек остается один на один с самим собой, полагается только на себя, и все окружающее кажется ему имеющим неизбежный конец.