Анализ “Очарованный странник” | сочинение по литературе 10 класса
История создания
По мнению исследователей творчества Лескова, повесть “Очарованный странник” была написана в 1872 г. Первоначальное название произведения – “Черноземный Телемак”. Под этим названием писатель предлагал опубликовать повесть в журнале “Русский вестник”, но получил письменный отказ Н. А. Любимова. Сын писателя утверждал, что главу журнала М. Н. Каткова не устраивало “невыгодное освещение дворянских фигур по сравнению с нравственным обликом… Ивана Флягина”.
Повесть была впервые опубликована в газете “Русский мир” за 1873 г. под названием “Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения”.
Смысл названия
Иван Северьяныч Флягин – уникальный человек. “Богатырь-черноризец” буквально очаровывает попутчиков своим удивительным рассказом. Все его бесконечные странствия и приключения на бескрайних российских просторах подчинены одной цели – прийти в конце концов в монастырь, тем самым выполнив материнское обещание. Сам Флягин находится под воздействием неких “чар”, вызванных призраком убитого им случайно в молодости человека.
“Очарованный” с детства Флягин никак не может найти покоя и своего устойчивого места в жизни. Красноречивее всего о нем высказывается в финале лекарь: “так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”. Даже монастырь и старость не позволяют Флягину успокоиться. Убежденный в неизбежности большой войны, он готов вновь стать солдатом.
Основная тема
Многие критики, отмечая огромные художественные достоинства “Очарованного странника”, не считали его цельным произведением. История жизни Флягина настолько невероятна и богата событиями, что практически каждую главу произведения можно считать отдельным рассказом.
Однако все приключения главного героя связаны между собой и подчинены одному замыслу автора – показать широкую и беспокойную натуру русской души.
Фигура Флягина соединяет в себе временное и вечное, прошлое и настоящее. Он олицетворяет собой древнерусского эпического богатыря, волшебным образом попавшего в другую эпоху.
В Иване Северьяныче парадоксальным образом сочетаются трезвый и расчетливый взгляд на действительность с по-детски наивной верой в Бога, чудеса, “магнетизм” и т. д.
Лесков, уподобив своего героя мифическому Телемаху, ставит его в самые крайние ситуации. Взятые по отдельности, они вполне могли случиться (и случались) с любым русским человеком. Но Флягин – обобщенный тип, символизирующий собой постоянные странствия на грани смерти.
В повести отразились впечатления и наблюдения Лескова, приобретенные в ходе многочисленных поездок по России. Благодаря этому невероятная история Флягина обретает достоверность и правдивость. Вместе с ним в произведении описаны реальные исторические лица: московский митрополит Филарет, известный дрессировщик Джон Рарей, хан Джангар.
Наивная вера и простодушие Флягина часто приводят его к беде. В то же время честная и открытая душа помогают ему с честью выходить из любых испытаний. Причиной начала странствий для молодого Голована становится совершенное им наказание над господской кошкой, напоминающее анекдот. Флягин убежден в своей правоте, поэтому решает положить конец своим унижениям путем самоубийства. Случайно подвернувшийся цыган спасает его и убеждает вместе с ним переступить закон.
Отдельное место в приключениях очарованного странника занимает его жизнь у татар. Слушателей поражает его бесчувственность по отношению к собственным детям. Но для Флягина все предельно четко и ясно: некрещеных детей он даже не считал своими.
Несмотря на хорошее отношение татар (исключая “ощетинивание” ног), Флягина тянет на родину. Его смелое и хитроумное бегство действительно заслуживает уважения.
Пережив многолетнюю неволю и вернувшись в Россию, Иван Северьяныч все равно не успокаивается. Его обеспеченная жизнь в должности конэсера обрывается из-за увлечения спиртным и истории с прекрасной цыганкой Груней.
Увлечение Флягина Груней – не просто любовная страсть. Его чувство к бедной девушке проникнуто добротой и состраданием. Убийство цыганки под давлением данной ей страшной клятвы – самый трагический эпизод в жизни главного героя. С этого момента к действующим на него “чарам” добавляется призрак убитой.
Поведение Флягина на войне лишний раз доказывает его полное пренебрежение к смерти. Он даже не считает свой смелый поступок подвигом, а произведение в офицеры не приносит ему никакой пользы.
В конце концов Иван Северьяныч вынужден совершить то, что ему было “предначертано”. Но и в монастыре он отличается своими странностями. Флягина преследуют бесы, он начинает пророчествовать. Неугомонного монаха решают отправить “куда-нибудь подальше пробегаться”.
В повести Ивану Северьянычу уже 53 года, но его до сих пор не оставляет неосознанная страсть к “очарованным странствиям”.
Проблематика
Повесть Лескова – не просто ряд занимательных приключений главного героя. Автор называет историю Флягина “драмокомедией”, вобравшей в себя характерные, положительные и отрицательные черты русского образа жизни.
Отечественные философы на рубеже XIX-XX вв. отмечали характерные для русского человека проблемы: идейное “шатание”, постоянная тяга к перемене мест, неумение и нежелание занять устойчивое положение в обществе. В силу этого появлялись многочисленные землепроходцы, “божьи странники”, всевозможные религиозные секты и т. д. Иван Флягин – яркий образец такого типа людей.
Поднята автором и общеизвестная русская проблема – пьянство. Трагикомически выглядит главный признак, по которому Флягин узнает своих после бегства из плена: “крестятся и водку пьют, – ну, значит, русские!”.
Фактически Иван Северьяныч признается, что он – алкоголик, так как не может удержаться от периодических, необходимых ему “выходов”, т. е. запоев. В то же время, предчувствуя очередной “выход”, он спешит избавиться от денег, которые может пропить. Поведение Флягина у цыган, разбрасывание деньгами – удачное изображение широкой и пьяной русской души.
Композиция
Начало и финал повести – описание встречи и впечатления, которое производит странный монах. Основная часть – история жизни Ивана Флягина. Как уже отмечалось, каждый эпизод его биографии представляет собой вполне законченное небольшое произведение.