Читательский дневник «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской литературе. Кроме того, в этом произведении присутствуют и черты философской повести в главе «Фаталист», черты лирического дневника, в котором отразились мысли и чувства автора (глава «Княжна Мери), характерные признаки приключенческого рассказа и путевого очерка (главы «Тамань» и «Максим Максимыч»), а также явные отголоски романтической поэмы в главе «Бэла».

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

Год написания: 1838-1840 гг.

Жанр: психологический роман

Время и место действия

События, описанные в романе происходят в первой половине 19 века (1830-е годы» в России, а именно – на Северном Кавказе, в Тамани, Кисловодске, Пятигорске и в одной из казачьих станиц.

Структура

Роман состоит из отдельных повестей, каждая из которых посвящена определенному периоду жизни главного героя. Практически все главы по своему смыслу и содержанию являются законченными художественными произведениями, но одна из них выделяется. Повесть «Максим Максимыч» не может быть понятой до конца без связи с другими частями. Все дело в том, что все пять частей объединяет общая проблема – проблема «лишнего человека», «героя своего времени», воплощенная в образе Григория Печорина.

Всего в романе 5 глав и 2 предисловия:

Предисловие автора.

Повесть «Бэла» — рассказчик Максим Максимыч.

Повесть «Максим Максимыч» — вымшленный рассказчик.

Предисловие к «Журналу Печорина» — вымышленный рассказчик.

Повесть «Тамань» — рассказчик Григорий Печорин.

Повесть «Княжна Мери» — рассказчик Григорий Печорин.

Повесть «Фаталист» — рассказчик Григорий Печорин.

Однако события в жизни Григория Печорина происходят не в таком временном порядке, как расположены главы. Такое «неправильное» расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника. Настоящий хронологический порядок повестей выглядит  следующим образом:

  1. «Тамань» — начало путешествия Печорина на Кавказ.
  2. «Княжна Мери» — пребывание главного героя в Пятигорске и Кисловодске после участия в военной экспедиции.
  3. «Фаталист» — ссылка Печорина после участия в дуэли, знакомство с Вуличем.
  4. «Бэла» — служба в крепости, роман с Бэлой.
  5. «Максим Максимыч» — встреча Печорина и Максима Максимыча спустя 5 лет, поездка в Персию.
  6. Предисловие к «Журналу Печорина» — смерть Печорина по дороге из Персии.

Таким образом, отличительными чертами структуры романа «Герой нашего времени» являются:

— главы в романе расположены в «неправильном» порядке;

— повествование ведется от имени трех рассказчиков: автора, Максима Максимыча и самого Печорина.

Главные герои

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа, молодой офицер, богатый дворянин. Умный, чувствительный, но эгоистичный человек. Безуспешно пытается отыскать свое место в жизни.

Максим Максимыч – штабс-капитан, мужчина преклонного возраста, комендант крепости на Кавказе. Выступает в роли рассказчика и свидетеля описываемых событий.

Грушницкий – юнкер, небогатый дворянин, приятель Печорина. Самовлюблённый, недалёкий, эгоистичный молодой человек, который любит быть в центре внимания.

Бэла – юная красавица, дочь богатого черкесского князя. Становится возлюбленной Печорина, но быстро ему надоедает.

Княжна Мери (Мария Лиговская) – богатая красивая девушка, завидная невеста. Образована и умна, но наивна, поэтому с легкостью становится очередной жертвой Печорина.

Рассказчик – проезжий офицер, от лица которого написан роман. Он получает дневник Печорина от Максим Максимыча и пересказывает события из него читателю.

Другие персонажи

Вера – бывшая возлюбленная Печорина, замужняя светская дама, дальняя родственница княгини Лиговской.

Вернер – доктор, приятель Печорина, умный и образованный человек.

Вулич – знакомый Печорина, офицер пехоты, молодой, отчаянный и азартный человек.

Азамат – юный кавказский горец, младший брат Бэлы. Веселый, пылкий, неуравновешенный юноша.

Казбич – молодой черкес, влюбленный в Бэлу. Храбрый, бесстрашный, упрямый джигит.

Ундина – контрабандистка, настоящее имя неизвестно. Смелая, решительная, веселая и энергичная девушка.

Янко – контрабандист, друг Ундины, лодочник из Керчи.

Главная мысль

Главная мысль этого произведения – конфликт главного героя с внешним миром. Печорин в корне отличался от окружающих его людей, оттого и жизнь его была далеко не простой, сложной, драматичной, но бесспорно интересной.

Автор описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества.

Сюжет (кратко)

Молодой офицер Григорий Печорин прибывает на место своей службы в одну из пограничных крепостей Северного Кавказа. Там он заводит тесное знакомство со штабс-капитаном Максимом Максимычем – добродушным, отзывчивым, простым человеком.

Спустя некоторое время Печорин вместе с Макимом Максимычем попадет на свадьбу старшей дочери черкесского князя. Там главный герой замечает младшую дочь князя Бэлу, и влюбляется в нее с первого взгляда. Печорин привык думать только о себе и своих желаниях, поэтому без зазрения совести похищает Бэлу из ее дома. Влюбляет в себя девушку, а затем охладевает к ней. Эта история заканчивается трагически – Бэла погибает от рук влюбленного в нее черкесского джигита.

Далее Печорин приезжает в Пятигорск на лечебные воды. Там он встречает своего давнего приятеля Грушницкого и знакомится с юной красавицей – княжной Мери. От скуки и назло Грушницкому, Печорин влюбляет в себя Мери. Все заканчивается дуэлью, во время которой Григорий убивает Грушницкого.

Также в Пятигорске Печорин встречает Веру – свою бывшую возлюбленную. В итоге он понимает, что это единственная женщина, которая дорога ему, но осознает это слишком поздно. Печорин пытается вернуть ее, но безуспешно. Так, главный герой окончательно разочаровывается в жизни и начинает верить в злой рок судьбы.

Сюжет по главам

«Бэла»

Путешествующий по Кавказу офицер (рассказчик) знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем, который рассказывает о Григории Печорине, некогда служившем под его командованием.

Между Печориным и Максимом Максимычем быстро завязались дружеские отношения. И ничто не предвещало беды до тех пор, как Печорин увидел Бэлу на свадьбе ее старшей сестры. Он сразу же влюбился в прекрасную дочь черкесского князя и решил похитить ее. В этом ему помогает младший брат Бэлы Азамат. В обмен на коня Казбича, который тоже влюблен в Бэлу, он соглашается привести свою сестру в крепость.

Бэла долго тоскует по дому и отвергает ухаживания Печорина. Но со временем поддается его уговорам и даже влюбляется в него. Получив желаемое, главный герой быстро охладевает к девушке и начинает тяготиться ее присутствием. Он старается проводить как можно больше времени за пределами крепости, а Бэла в это время страдает от одиночества. В один из таких дней Казбич похищает Бэлу, и Печорин бросается за ним в погоню. В итоге Бэла, смертельно раненая Казбичем, умирает на руках у своего возлюбленного. Вскоре после этого Печорина переводят в другую часть.

«Максим Максимыч»

Спустя некоторое время в одной придорожной гостинице рассказчик снова встретился с Максимом Максимычем. В это же время там оказался и Печорин. Штабс-капитан очень обрадовался встрече со старым другом, чего не скажешь о Печорине. Он холодно поздоровался и сразу же собрался в дорогу. Обиженный таким поведением Максим Максимыч хотел вернуть ему дневник, но главный герой заявил, что он ему больше не нужен. Так, дневник попал в руки рассказчика, который опубликовал его сразу же после смерти Печорина.

«Тамань»

Будучи в одной из командировок, Печорин остановился в Тамани, на берегу Черного моря. В этом доме, кроме него жили старуха и слепой мальчик. Печорин заметил, что ночью мальчик отправился к берегу моря и пошел за ним следом. Там он увидел, как мальчик и неизвестная девушка забирают какой-то груз из причалившей лодки. Печорин догадался, что это контрабандисты и пригрозил девушке рассказать обо всем властям. За эти угрозы он чуть не поплатился своей жизнью. В итоге контрабандисты уплыли, оставив слепого мальчика на произвол судьбы. А Печорин на следующее же утро покинул Тамань, жалея что «нарушил покой честных контрабандистов».

«Княжна Мери»

Печорин приезжает в Пятигорск на лечебные воды. Там он встречает старого приятеля – юнкера Грушницкого и знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью. Грушницкий был увлечен княжной Мери и пытался добиться ее расположения, но безуспешно. Вскоре Печорин узнает, что у княгини гостит тяжело больная родственница. Этой родственницей оказывается его бывшая возлюбленная Вера, замужняя женщина. Для того чтобы видеться с ней и не вызывать подозрений у окружающих, Печорин начинает ухаживать за Мери и влюбляет ее себя. В результате он ссорится с Грушницким, убивает его на дуэли, а сердце Мери оказывается разбитым. Вера признается мужу, что любит другого, и он увозит ее из Пятигорска. Печорин, получив ее прощальную записку, бросается за ней вдогонку, но опаздывает. Он только сейчас понимает, как дорога ему Вера.

В довершение ко всему Печорина из-за его участия в дуэли отправляют в ссылку в крепость, где он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Батальон Печорина останавливается в одной из казачьих станиц. По вечерам офицеры собирались вместе и проводили время за игрой в карты. Во время одной из таких игр зашел разговор о судьбе человека: зависит ли от него его будущее или оно предопределено на небесах. Разговор перешел в спор. Один из офицеров по фамилии Вулич предложил испытать судьбу. Он взял наугад пистолет и выстрелил себе в висок – произошла осечка. Все обрадовались, хотя Печорин был уверен, что Вулич должен умереть в этот день. Утром ему сообщили, что Вулича нашли мертвым. Его зарубил шашкой пьяный казак. Печорин решает испытать судьбу и поймать убийцу. Он проникает через окно к нему в дом, казак стреляет, но промахивается. Своими мыслями о произошедшем Печорин поделился с Максимом Максимычем, но штабс-капитан в судьбу не верил.

Личное мнение

Вариант 1

В трагедии Печорина виновато, прежде всего, общество, а не его личные недостатки. Поэтому Печорин вызывает по отношению к себе двойственное чувство: мы осуждаем его за отношение к Бэле, Мери, Вере и Максиму Максимычу, но так же и сочувствуем ему, потому что он совершенно одинок, некто не может понять его, у него нет возможности реализовать свой потенциал и найти свое место в жизни. Печорин пытается обрести свое счастье, но все его попытки оказываются безуспешными.

Важно, что главный герой признает собственные недостатки и анализирует совершенные поступки. Но изменить свою натуру, стать более человечным он не может. Таким образом, Григорий Печорин вызывает как осуждение, так и сочувствие, поскольку этот персонаж противоречив и его поступки нельзя оценить однозначно.

Вариант 2

Григорий Печорин обладает сложным и противоречивым характером. Он сам говорит, что в нем живет два человека – один совершает поступки, а другой судит их. Все дело в том, что главный герой не был изначально таким эгоистичным и жестоким, его таким сделало общество.

Печорина можно с уверенностью назвать героем своего времени, ведь в его образ писатель вложил типичные черты заурядного, пустого дворянина, который не может найти себе достойного призвания. Подобные люди были не редкостью во времена Лермонтова, поэтому образ Печорина является собирательным, так как он олицетворяет все молодое поколение той эпохи.

Вывод

Вариант 1

Главный герой романа причисляет себя к тем, кто скитается по земле без каких-либо убеждений и принципов. Он не понимает, зачем появился на свет и ради чего вообще живет. Эти его размышления отображают поднятую автором проблему смысла жизни и предназначения человека. Печорин все время чувствует свою нравственную неполноценность. Он находится в постоянном конфликте не только с обществом, но и с самим собой. И в этом его наказание.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» внес неоценимый вклад в русскую литературу. Если даже такие сильные, умные, волевые люди, как Печорин, не могут найти своего места в жизни, то что можно сказать об их времени? Автор хотел отобразить в своем произведении все пороки, характерные современному ему обществу. И ему это удалось при помощи образа Печорина.

Вариант 2

Основная проблема романа «Герой нашего времени» состоит в раскрытии трагедии Печорина. Главный герой, будучи богатым и образованным человеком, пытается отыскать свое место в жизни. Но все его попытки оказываются безуспешными. Печорин чувствует в себе внутреннюю силу и энергию, но не знает, куда ее применить. В итоге он растрачивает свою жизнь на интриги и приключения, делая людей вокруг себя несчастными.

При всем своем уме и способностях Печорин мог бы достичь многого, если бы не та внутренняя опустошенность, которая и делала его лишним человеком в его времени.

Текст: Елена Бочкова, 4.2k 👀