Читательский дневник «Кавказский пленник»

В основе рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» лежит история русского офицера, попавшего в плен к горцам. Главная проблема – нравственная. Писатель пытается ответить на следующие вопросы: могут ли люди жить в мире и согласии? Можно ли преодолеть извечную вражду, разъединяющую друг с другом?

Рассказ был основан на реальных событиях, одно из которых произошло с самим автором в годы его военной службы на Кавказе.

Автор: Лев Николаевич Толстой

Год написания: 1872

Жанр: рассказ

Время и место действия

Действие рассказа происходит на Кавказе во время Кавказской войны (1817-1864 гг). Завязка основана на реальном событии, произошедшем с автором во время его службы на Кавказе в 1850-е гг.

Структура

У рассказа – классическая структура. Единственное, что выделяется – экспозиция. Она умещается в нескольких предложения, поэтому сразу же начинается завязка сюжета.

Экспозиция – знакомство с главным героем.

Завязка – главный герой получает письмо от матери и решает поехать в отпуск.

Развитие сюжета – жизнь Жилина в плену, его первый побег.

Кульминация – второй побег Жилина.

Развязка – Жилин снова оказывается на свободе, возвращается в свою крепость.

Эпилог – Жилин остается служить в крепости, отказавшись от отпуска. После выкупа в размере 5000 рублей еле живого Костылина отпускают на свободу.

Главные герои

Иван Жилин – главный герой произведения. Офицер. Способный, смелый, храбрый человек.

Костылин – сослуживец Жилина. Трусливый, подлый человек.

Другие персонажи

Абдул-Мурат – горец, отец Дины, обеспеченный человек. Татарин. Хозяин главного героя. Суровый.

Дина – дочь Абдул-Мурата, тринадцатилетняя девушка, подруга Жилина. Добрая.

Главная мысль

Нельзя сдаваться и терять силу духа при любых обстоятельствах. Нужно преодолевать трудности, всегда оставаться стойким и мужественным, смело смотреть в лицо неприятностям.

В рассказе два персонажа противопоставляются друг другу. Один герой – храбрый, умный, стойкий мужчина, который старается найти выход из сложившегося положения и, в конце концов, добивается своего – оказывается на свободе. Другой герой даже не пытается бороться. Он молча плывёт по течению, покорившись всем невзгодам.

Сюжет

Идет Кавказская война. В одной из крепостей на Кавказе служит офицер Иван Жилин. Ему приходит письмо от матери, в котором она просит навестить ее перед смертью. Жилин берёт отпуск.

Вместе с Жилиным в отпуск едет офицер Костылин. Их обоз движется медленно, поэтому офицеры решают отправиться вперёд без сопровождения. Но из-за трусости Костылина татары (горцы) они попадают в плен.

Татарин, пленивший Жилина, отдаёт его в счёт долга другому татарину, Абдул-Мурату. Офицеров обещают отпустить на свободу за щедрый выкуп. Жилин стал торговаться, для того чтобы потянуть время, потому что знал, что у его матери не было таких денег. Костылин пообещал, что из дома пришлют назначенную сумму.

Жилин решает бежать из плена, а пока готовился к побегу – завёл дружбу с тринадцатилетней Диной, дочкой своего хозяина. Он делал ей кукол из глины, а она носила ему лепёшки с молоком.

Пришло время побега. Жилин предложил Костылину бежать вместе. Из-за Костылина побег срывается, и они снова попадают в плен. Было решено: если через две недели выкупа не будет, офицеров ждет смерть.

Теперь пленники находились всё время в яме, и с них не снимали колодки даже на ночь. Жилин попросил Дину о помощи. Она вначале отказалась, но затем помогла ему выбраться. Утром Жилин попал к своим. Он решил больше не испытывать судьбу, поэтому от отпуска отказался. А Костылина привезли еле живого спустя месяц, после того, как за него прислали выкуп в размере 5000 рублей.

Личное мнение

Вариант 1

Рассказ «Кавказский пленник» был написан в конце 19 века. В то время шла «Кавказская война», боевые действия не утихали, столкновения русских с горцами не прекращались. В основе рассказа лежит история, произошедшая с двумя главными героями, русскими офицерами Жилиным и Костылиным.

Сюжет довольно прост: герои попадают в плен и пытаются оттуда сбежать. Однако автор показывает, насколько разным может быть поведение людей в критической ситуации. Жилин – благородный и деятельный человек. Эти качества проявляются во всех его поступках. Оказавшись в плену, он не ждёт от судьбы подарков, знает, что рассчитывать ему можно только на себя одного. Примечательно то, что окружающие с уважением относятся к Жилину. Даже в плену он быстро завоевал репутацию способного и трудолюбивого человека. Многие обращались к нему за помощью или советом. Другой же герой рассказа, наоборот, привык, чтобы всё делалось за него. Он был способен только жаловаться на судьбу и ждать, пока кто-то другой решит его участь. Костылин всё время бездействует. Для него лучше продолжать сидеть в яме, чем пытаться сбежать.

Таким образом, автор хотел показать, что настоящим героем может быть только тот, кто не боится трудностей. Не все зависит от сложившихся обстоятельств, каждый человек сам распоряжается своей судьбой.

Вариант 2

В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой противопоставляет двух русских офицеров. В одних и тех же ситуациях Жилин и Костылин проявляют себя совершенно по-разному. Так, к примеру, они оба воюют на стороне русской армии в Кавказской войне 19 века, оба планируют провести отпуск в кругу семьи и оба оказываются в плену у татаров. Однако Жилин происходит из обедневшей дворянской семьи, и кроме пожилой матери у него больше никого нет. Поэтому он привык рассчитывать только на себя одного и всего в жизни добивался самостоятельно. А Костылин, в отличие от него, был родом из богатой семьи. Кроме того, по натуре он был слабым и трусливым человеком. Именно его трусость стала причиной, по которой офицеры оказались в плену. Костылин мог спастись от татар, но вместо этого убежал в кусты.

Особенно ярко характеры героев раскрываются во время их пребывания в плену. Жилин проявляет себя с лучшей стороны, не унывает, находит себе занятие, располагает к себе татар, заводит дружбу с хозяйской дочерью, планирует побег. А Костылин покорно дожидается своей участи, надеясь на то, что его семья пришлёт большой выкуп.

Когда наступает время побега, Жилин не может поступить эгоистично, поэтому берет с собой своего товарища. Однако и в этот раз по вине Костылина они оказываются в плену. Только теперь их сажают в глубокую яму и ужесточают условия содержания. Трудно пришлось бы Жилину, если бы не хозяйская дочь Дина, которая помогла ему бежать. Не боясь наказания, она приносит доброму русскому офицеру длинную палку, с помощью которой он выбирается из ямы. Так, он оказывается на свободе и благополучно добирается до своих. А Костылин остается еще в плену целый месяц, пока за него не заплатили выкуп.

Вывод

Вариант 1

«Кавказский пленник» – это не просто история о судьбе одного русского офицера, это рассказ об отваге, мужестве, благородстве и невероятной силе человеческого духа. Данное произведение учит никогда не сдаваться, не терять веры в свои силы, бороться за собственную свободу, но при этом всегда оставаться людьми, при любых обстоятельствах вести себя честно и достойно. Главному герою удаётся остаться в живых и выбраться из плена только благодаря тому, что он не опустил руки, не стал покорно ждать своей участи. Жилин дважды пытался совершить побег и в итоге его старания оказались оправданными – последняя попытка была удачной.

Однако не только храбрость стала залогом его свободы. Благородство и трудолюбие Жилина были высоко оценены татарами. И он, в свою очередь, также проявлял уважение ко всем жителям аула. Особенно тепло он относился к тринадцатилетней дочери своего хозяина Дине. Он пытался порадовать девочку глиняными куклами, а она в благодарность тайком носила ему еду. В итоге именно Дина помогла ему оказаться на свободе. Привязавшись к добродушному солдату, она принесла ему палку, при помощи которой он выбрался из ямы. Таким образом, мужество, стойкость, сила духа и высокая нравственность спасли главному герою жизнь.

Вариант 2

Несмотря на простоту сюжета, «Кавказский пленник» содержит в себе глубокие мысли и философские идеи. Прежде всего, рассказ заставляет задуматься о человеческой стойкости и силе духа, которые позволяют преодолевать любые преграды.

Главный герой по воле судьбы оказался в плену. Казалось бы, это безвыходная ситуация. Но Жилин не потерял веры в свои силы, и в итоге удача оказалась на его стороне. Вначале он смело потребовал улучшения условий содержания и снижения суммы выкупа. Татары согласились. Кроме того, такое бесстрашное поведение заставило даже хозяина аула уважать своего пленника. Не удивительно, что в скором времени отважный и трудолюбивый Жилин стал в ауле почти своим: он чинил поломанные вещи, лечил татар, мастерил игрушки из глины, а в благодарность за всё это – не сидел всё время взаперти и спокойно передвигался по поселению без колодок. Такие привилегии дают определенную свободу действий, поэтому Жилин решился на побег. Его план был хорош и наверняка бы удался, если бы он по доброте душевной не забрал с собой товарища по несчастью. Костылин снова всё испортил.

После неудавшегося побега пребывание Жилина в плену стало практически невыносимым. Но и эти трудности не сломили его волю. Он не оставил попыток сбежать на Родину и в итоге ему это удалось! Ценой невероятных физических усилий, голодный, раненный, в колодках, со стертыми в кровь ногами он всё-таки добрался до своих. Лишь благодаря своей крепкой воле, он смог выжить и преодолеть все испытания.

Текст: Елена Бочкова, 5.1k 👀