Образ Жилина в рассказе «Кавказский пленник»

В центре сочинения – образ героя, созданный писателем. Поэтому, рассказывая о Жилине, напишите о его говорящей фамилии, портрете, поступках героя, его взаимоотношениях с другими людьми.

План сочинения

  1. Офицер Жилин – главный герой рассказа Л.Н. Толстого.
  2. Характеристика героя.
    1. Социальное положение Жилина.
    2. Смысл фамилии.
    3. Портрет героя.
    4. Почему Жилин попал в плен?
    5. Как герой ведёт себя в плену?
    6. Жилин и Дина.
    7. Первый и второй побег Жилина.
    8. Черты характера героя.
  3. Моё отношение к герою.

Материалы к сочинению

  1. «Говорящая « фамилия. Что это такое? Это фамилии, которые характеризуют героя, подчёркивают наиболее важную, яркую черту его характера.
    • Жилин. Фамилия героя связана со словами «жилы» и  «жилистый».
    • Жилы — кровеносные со­суды, сухожилия. (Толковый словарь
    • Жили­стый — сухощавый, мус­кулистый, с выступаю­щими жилами.

Черты характера героя:

  1. Доброта. Он жалеет мать, помогает ей, хотел навестить мать по её просьбе. Хорошо относится к Костылину и к девочке Дине, горянке, с которой он подружился.
  2. Храбрость. Когда подстрелили его лошадь, он не сдался в плен и не пытался бежать, а сопротивлялся, однако горцев было очень много, и они одолели его.
  3. Энергичность, трудолюбие. Жилин нашёл себе занятие и в плену: плёл корзины, мастерил из глины фигурки людей. Он «на всякое рукоделье мастер был».
  4. Наблюдательность. Когда днём ходил по аулу, приглядывался, готовясь к побегу.
  5. Упорство. После неудачного первого побега он решился на второй побег.
  6. Верность, преданность в дружбе. Жилин не бросил Костылина во время побега, хотя тот был для него обузой. «Бросить товарища не годится», — решил он.

Цитатный материал

  • «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»
  • «Написал Жилин письмо, а на письме не так напи­сал, — чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду»». «А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бе­жать».
  • «Ходит по аулу, насвисты­вает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетёнки из прутьев. А Жилин на вся­кое рукоделье был мас­тер».
  • «…Не дамся же жи­вой…»
  • « …С ними что робеть, то хуже»

Слова, характеризующие героя

смелость, выносливость, мужество, стойкость, трудолюбие, верность дружбе, человечность, активность, целеустремлённость, способность бросить вызов судьбе и обстоятельствам.

Вариант сочинения

Жилин — главный герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Это русский офицер, служащий на Кавказе. Жилин попадает в плен к горцам, из которого ему удается сбежать.

Образ ЖилинаЖилин — смелый и мужественный человек, настоящий русский офицер. Он никогда не теряет самообладания и чувство собственного достоинства. Жилин до последнего оказывает сопротивление численно превосходящему его противнику. В плен его удается взять с трудом.

Оказавшись в положении пленника, Жилин не струсил и не стал молить о пощаде. Он даже вступил в пререкания с горцами и заслужил за это одобрение.

Жилин знает, что за попытку побега его могут сурово наказать или попросту убить. Но покоряться неизбежной судьбе, как Костылин, он не намерен.

Длительное бездействие может полностью сковать волю человека, поэтому в плену Жилин ведет себя очень активно. Изготовление детских игрушек может показаться бессмысленным, но таким образом пленник постепенно входит в доверие к своей будущей спасительнице.

«Золотые руки» Жилина вообще играют большую роль в его судьбе. Если Костылина горцы воспринимают только в качестве источника выкупа, то Жилина они ценят и по-своему любят.

Бесстрашие, инициативность и решительность — вот главные качества, которые помогли Жилину спастись.

В начале рассказа Костылин совершил непростительный грех, предав товарища. Жилин не держит на него никакого зла. Он даже обрадовался, когда встретил его в плену. Благодаря Жилину отношение к пленникам становится немного лучше.

Еще до побега Жилин понимал, что неповоротливый и слабый Костылин станет серьезной помехой. Он без труда мог сбежать в одиночку и, скорее всего, добился бы успеха. Чувства жалости и сострадания не позволили Жилину бросить приятеля в беде. Но его опасения полностью подтвердились: Костылин сильно замедлял бегство. Жилин всячески пытался подбодрить товарища, а в конце концов был вынужден тащить его на себе.

Жилин устоял перед огромным искушением, когда Костылин сам попросил бросить его. Этот поступок делает его настоящим героем. Стонущий офицер мог сыграть роль приманки для преследователей, но Жилин твердо решил: «Не годится товарища бросать».

Жилин не испытывает ненависти к поработившим его горцам. Он понимает, что таковы законы войны на Кавказе. Жилин с достоинством признает свое поражение, но все же диктует свои условия при определении размера выкупа.

Русский офицер с интересом наблюдается за образом жизни и обычаями горцев. Многое ему кажется странным и непонятным. Жилин не осуждает чужие нравы, а пытается как-то приспособиться к этим людям, понять их.

Первую «победу» Жилин одерживает над душой Дины с помощью незамысловатых игрушек. Починкой оружия и часов он располагает к себе хозяина и жителей всего аула: «Ай, урус! Ай, Иван!».

Слава мастера Жилина, вероятно, спасла жизни обоим пленникам. «Красный татарин» и старик, потерявший на войне всех сыновей, неприязненно относились к русским и постоянно требовали их казни. Выкуп задерживался, но Жилин был полезен, поэтому расправа постоянно откладывалась.

Толстой отрицательно относился к любой войне и доказывал, что она приносит только страдания. В образе Жилина писатель показал, что даже непримиримые враги могут найти общий язык.

В рассказе Жилин никого не убивает. Только во время взятия в плен в целях самообороны он думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой»

Дружба Жилина с Диной — лучший пример того, как человеческие чувства и разум одерживают верх над многолетней враждой. С точки зрения горцев девочка предала свой народ. На самом деле Дина еще не была заражена лютой ненавистью и смогла увидеть в русском «звере» человека.

Текст: Елена Бочкова, 14.2k 👀