Читательский дневник «Ревизор»

«Ревизор» — это бессмертная комедия, в которой автор «собрал в одну кучу всё дурное в России». Причем, Николая Васильевича беспокоят не только пороки, присущие обществу его времени в целом, но и нравственное, духовное состояние людей.

«Ревизор» оказал значительное влияние на русскую литерату­ру, в частности драматургию. Фразы из комедии стали крылатыми, а имена героев нарица­тельными.

Автор: Николай Васильевич Гоголь

Год написания: 1835

Жанр: комедия социально-сатирической направленности

Время и место действия

Действие комедии происходит в первой половине девятнадцатого века, в 1831 году. События разворачиваются в небольшом уездном городе Саратовской губернии. Его точное название не упоминается — автор хотел этим показать, что таких городков в России тысячи.

Структура

Комедия «Ревизор» внесла новизну в русскую литературу. Гоголь полностью изменяет традиционную сценическую завязку и развитие сюжета в своей пьесе.

Главной особенностью структуры произведения является то, что пьеса начинается сразу с завязки, а не с экспозиции. Кроме того, в «Ревизоре» присутствует кольцевая структура: начинается и заканчивается сообщением о том, что в город N приехал ревизор.

Еще одной отличительной чертой структуры комедии являются ремарки и замечания, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Только благодаря этому автору удалось создать удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе.

Композиция

Завязка – известие о предстоящем приезде ревизора.

Экспозиция – описание и истории жизни Хлестакова и чиновников уездного города N.

Развитие действия – Хлестаков входит в роль и заставляет всех поверить в его значимость. Купцы и чиновники идут к нему с подношениями.

Кульминация № 1 – сцена безудержного вранья Хлестакова в третьем действии.

Развязка – чтение письма Хлестакова. Чиновники узнают правду.

Кульминация № 2 – Известие о приезде настоящего ревизора.

Финал – немая сцена.

Главные герои

Иван Александрович Хлестаков – молодой дворянин, мелкий чиновник из Петербурга, мнимый ревизор. Пустой бездельник, хвастливый, легкомысленный, бесполезный человек.

Осип – старый слуга Хлестакова. Схож чертами характера со своим барином, однако умнее и хитрее его.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский –  городничий, типичный взяточник. Пользуется властью и влиянием в своих корыстных целях.

Анна Андреевна – жена городничего. Глупая и недалёкая женщина. Развлекается карточными играми, увлекается романами.

Марья Антоновна – 18-летняя дочь городничего. Привлекательная, но поверхностная и тщеславная девушка.

Другие персонажи

Лука Лукич Хлопов смотритель училищ, титулярный советник. Всего боится, старается быть тихим и незаметным. Любитель карточных игр на деньги.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин уездный судья в чине коллежского асессора. В соответствие со своей фамилией, службу несёт «тяп-ляп». Невоспитанный, глупый чиновник.

Артемий Филиппович Земляника попечитель богоугодных заведений, надворный советник. Неуклюжий, льстивый, подлый человек. Халатно относится к своим обязанностям по обеспечению больниц.

Иван Кузьмич Шпекин почтмейстер. Как и остальные жители города, безответственно относится к своим обязанностям, поэтому почта работает из рук вон плохо. Простодушный и наивный человек, не видит ничего плохого в своем увлечении читать чужие письма.

Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский  городские помещики, похожие не только фамилиями, но и внешне. В характеристике героев нет ничего достойного: они ничтожные люди, никому не интересны.

Христиан Иванович Гибнер – уездный врач, иностранец. Совершенно не говорит на русском языке, поэтому лечить пациентов не может.

Степан Ильич Уховертов – начальник полиции, который не чтит закон. Не имеет авторитета даже у подчиненных.

СвистуновПуговицынДержиморда — полицейские, тем не менее, первые правонарушители в городе. Любят пьянствовать, участвовать в драках.

Тряпичкин – приятель Хлестакова, столичный литератор. Любитель сенсационных новостей. Именно ему пишет Хлестаков о случившемся, подкидывая ему тему для статьи о глупости чиновников.

Главная мысль

Главная мысль комедии заключается в обличении пороков, которые не дают нашей стране развиваться, делают жизнь народа невыносимой. Однако погрязшие в преступлениях и пороках чиновники, все же должны понести наказание. Поэтому смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все виновные ответят за свои деяния перед высшим и неподкупным судом.

Сюжет

Чиновники уездного города N узнают о том, что к ним едет с проверкой ревизор. Все были очень напуганы, потому что за каждым из них имелись грехи. В это же время один мелкий чиновник (коллежский регистратор) Иван Александрович Хлестаков оказывается в этом городе проездом. Он снова проигрался в карты, поэтому едет из Петербурга в Саратов вместе со своим слугой Осипом, для того чтобы в очередной раз просить денег у своих родителей.

Увидев в гостинице Хлестакова, перепуганные чиновники принимают его за ревизора. Начинается переполох. Каждый пытается привести в порядок свои дела, точнее сделать видимость порядка. Городничий Сквозник-Дмухановский после недолгих раздумий отправляется на поклон к мнимому ревизору.

При первой встрече Хлестаков испугался городничего, стал оправдываться, что ждет денег, для того чтобы расплатиться за гостиницу. А городничий, в свою очередь, воспринял эти слова как намек на взятку. Так, Хлестаков не только получил деньги, но и попал в дом к пытавшемуся услужить ему городничему.

Далее действие продолжается в доме городничего. Хлестаков решает пустить всем «пыль в глаза» и со временем сам начинает верить в свои нелепые истории, которые внушают страх всем местным чиновникам. В итоге все они начинают нести ему взятки в надежде на хороший отчет о своей деятельности. Кроме того, Хлестаков решает приударить и за женой, и за дочерью городничего. Осип, предчувствуя беду, уговаривает хозяина уехать из города. Перед отъездом Хлестаков пишет письмо своему другу в Петербург, в котором рассказывает о глупости чиновников. А затем уезжает, пообещав вернуться.

Тем временем происходит неожиданное – все узнают из вскрытого почтмейстером письма о том, что Хлестаков не ревизор. Не успевших отойти от такой новости чиновников сразу же настигает следующий удар: в их город приезжает настоящий ревизор и требует их всех к себе. Комедия заканчивается немой сценой.

Личное мнение

Вариант 1

Комедия «Ревизор» отображает недостатки и человеческие пороки, которые остаются актуальными и в наши дни. Прежде всего, автор высмеивает ложь, лесть, взяточничество, чинопочитание, безответственность и тщеславие. Однако главным пороком людей, имеющих отношение к власти, по его мнению, является алчность. Именно поэтому мысли всех чиновников и Хлестакова заняты собственным благополучием. Они из всего пытаются извлечь выгоду, забывая о собственных обязанностях.

В современном мире тоже нередко встречаются государственные служащие, которые своей целью считают лишь собственное обогащение. Поэтому, несмотря на то, что «Ревизор» комедия, после прочтения остается чувство грусти, ведь именно эти люди имеют отношение к власти.

Вариант 2

Несмотря на то, что город, в котором происходит действие комедии, вымышлен, выглядит он вполне типичным. Сотни таких городов были разбросаны по России. В них было все необходимое для достойной жизни народа: суд, полиция, учебные заведения, почта, больницы. Однако в каком состоянии это все находилось! В суде выигрывал тот, кто даст больше взятку, лечением больных никто не занимался, полиция вместо поддержания порядка сама нарушала закон. Поэтому город N – не самый худший город в России, это обычный город, где чиновники не выполняют своих обязанностей.

Главное значение комедии «Ревизор» заключается в том, что в ней показано истинное лицо общества и государства. И, возможно, и сейчас какой-нибудь Хлестаков обманывает чужое доверие, а очередные чиновники пользуются своим влиянием. Однако, благодаря Гоголю мы знаем «все дурное в России», и, возможно, именно нам удастся изменить сложившийся порядок вещей.

Вывод

Вариант 1

Иван Александрович Хлестаков является представителем отдельного типа людей, сформировавшегося в современной Гоголю России. Хлестаковы настолько часто встречались в столице и даже занимали высокие должности благодаря протекции, что даже хитрый городничий принял Ивана за настоящего ревизора. Видимо, он знал многих чиновников, которые, несмотря на свою глупость и ничтожность, получали повышение по службе и становились начальниками, ничего не смысля в том, что делают. Именно в обыденности такой несправедливости и состояла причина ошибки чиновников.

А на самом деле Хлестаков имеет самый низкий чин и домой едет только ради того, чтобы вновь просить денег у родителей. Однако в своих мечтах он большой начальник и даже друг Пушкина. Поэтому обманывая окружающих, герой, словно становится на шаг ближе к желаемому. К тому же он был совсем не против чрезмерного внимания, лести и взяток. От избытка внимания в нем даже проснулось хвастовство и развилось воображение. Его пустая жизнь преобразилась.

Образ Хлестакова олицетворяет глупость, ложь и тщеславие. Он создаёт только видимость важности, но на деле пускает пыль в глаза. К сожалению, и в наши дни можно встретить людей, похожих на главного героя комедии.

Вариант 2

Стремясь придать пьесе обличительно-сатирическую направленность, автор среди всех героев выделяет лишь Хлестакова и городничего, а все остальные только дополняют, углубляют и расширяют их образы. При характеристике второстепенных персонажей Гоголь использует индивидуальные отличительные черты, но главными являются все-таки типичные: взяточничество и казнокрадство, деспотизм вышестоящих лиц и угодливость подчиненных. Все эти признаки среди чиновников — обычное и распространенное явление. Уездные чиновники, зная, что взятки берут и высокопоставленные лица, следуют их же примеру. Таким образом, автор пытается раскрыть общие черты всего чиновничьего аппарата: каждый чиновник — участник общего действия, поэтому и появляются они всегда вместе, а не по отдельности.

Текст: Елена Бочкова, 1.8k 👀