Читательский дневник «Васюткино озеро»

«Васюткино озеро» — рассказ, в котором отображено единство человека и природы. Автор показывает, что человек – это часть природы и ему никуда от этого не деться. Поэтому нужно любить и понимать природу,  заботиться о ней.

Автор: Виктор Петрович Астафьев

Год написания: 1952

Жанр: рассказ

Время и место действия

Описанные в рассказе события происходят в 30-е годы 20 века. Место действия – заполярная тайга, разделенная Енисеем.

Структура

Рассказ имеет традиционную структуру с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет читателю прочувствовать все эмоции, пережитые главным героем, представить себя на его месте.

Экспозиция – описание природы Забайкалья, приезд бригады рыбаков на осеннюю путину.

Завязка – Увлекшись охотой, Вася теряется в тайге и, вспоминая наставления отца и деда, пытается там выжить.

Кульминация – Васю замечают на проплывающем мимо катере и спасают.

Развязка – Вася возвращается домой и рассказывает о рыбном озере. Рыбаки называют водоем «Васюткино озеро».

Главные герои

Васютка (Василий Шадрин) – тринадцатилетний мальчик, который любит приключения и считает себя взрослым, самостоятельным человеком. Смелый, смышленный, сын рыбацкого бригадира.

Григорий Афанасьевич Шадрин – отец Васютки, рыбацкий бригадир. Строго воспитывает своего сына, подготавливая его к реальной жизни в тайге.

Афанасий Шадрин – дед Васютки, опытный рыбак и охотник, ворчливый, но добрый человек. Всю жизнь прожил в тайге.

Анна – мать Васютки. Добрая, заботливая, любящая женщина.

Главная мысль

Главная мысль рассказа заключается в том, что даже в самой трудной ситуации нельзя отчаиваться и сдаваться без борьбы. Лучшие человеческие качества – мужество, смелость и находчивость.

Сюжет

Отец Васютки Григорий Афанасьевич был бригадиром рыбацкой бригады. В конце того лета ему и его бригаде не везло. Из-за частых дождей вода в реке поднялась, и вся рыба ушла на глубину. Рыбакам пришлось уйти далеко в низовья Енисея в поисках рыбы. Там они остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией, и остались ждать осеннего лова. Периодически удавалось поймать ценную рыбу, но уловы были небольшими. Все остальное время рыбаки отдыхали и чинили снасти.

Васютке было скучно. Поиграть не с кем, сходить некуда. Он с нетерпением ждал того времени, когда пойдет в новую школу. Его основной задачей был сбор кедровых орехов, которые очень любили рыбаки. С ближайших деревьев он уже собрал все орехи, поэтому с каждым днем уходил все дальше в тайгу. Мама Васютки волновалась из-за этих походов, поэтому каждый раз просила сына брать с собой еду и спички на всякий случай.

В один из таких походов за орехами Васютка увидел большого глухаря. Он давно мечтал подстрелить такую добычу, поэтому увлекся охотой и заблудился. Вначале мальчик испугался и побежал, куда глаза глядят. Потом его охватило отчаяние. Однако в итоге он вспомнил, что тайга «хлипких» не любит и стал припоминать всё, чему его учили отец и дед.

Прежде всего, Васютка разжег костер. Хорошо, что был спички. Затем запасся дровами на ночь и зажарил убитого глухаря. В этот раз пригодился и хлеб, взятый из дома. Вспомнив о матери, мальчику захотелось плакать, но он переборол себя. Да и не время было грустить, нужно было готовить ночлег.

На следующий день Васютка пытался определить, где находится Енисей и стрелял в воздух в надежде, что кто-нибудь его услышит. Потом он пошел на север, потому что в южном направлении тайга расстилалась на тысячи километров. По пути мальчик наткнулся на озеро, где было множество белой рыбы. Он сообразил, что белая рыба могла попасть в озеро только из речки. Вскоре он эту речку нашел и, надеясь, что она приведет его к Енисею, пошел вдоль берега. Через некоторое время он услышал гудок парохода и поспешил в ту сторону. Сколько же радости у него было, когда он увидел родную реку. Однако проплывающий мимо пароход не остановился.

Васютка не отчаялся и остался ждать на берегу следующее судно. Этим судном оказался рыбосборочный катер-бот. Капитан этого бота знал, где находилась семья мальчика, и быстро доставил его домой. Выяснилось, что Васютку ищут уже пять дней. Все были очень рады, что он, наконец-то, вернулся домой.

Васютка рассказал отцу о рыбном озере, и через два дня туда отправилась вся бригада. Рыбы в нем оказалось столько, что бригада стала заниматься не речным, а озерным промыслом. Озеро назвали Васюткиным.

Личное мнение

Вариант 1

Васюткино озеро — это история о мальчике, которому посчастливилось выжить, заблудившись в тайге. Даже не каждому взрослому это под силу, а тем более тринадцатилетнему мальчишке!

Васютка жил в тайге вместе со своей семьей, поэтому родители с раннего детства учили его, как правильно вести себя, оказавшись в тайге. Благодаря этому, ко времени, когда произошло событие, он много знал о законах тайги, умел охотиться, разводить костер и готовить себе еду. Таежная жизнь способствовала развитию в Васютке таких черт характера, как самообладание, мужество и умение побороть страх. Также главный герой был сообразительным, находчивым и умел ориентироваться в пространстве. Он выжил в глухой тайге только потому, что знал, что делать. Ему очень помогли советы, которые он получал от взрослых.

Мальчик не потерял силы духа, не отчаялся, не стал ждать чуда, а молча, но упорно шел вперед, и удача в итоге улыбнулась ему. Его дед и отец частенько говорили: «Тайга хлипких не любит». Именно эти слова придавали силы Васютке, помогли ему в наиболее трудные моменты. Рассказ «Васюткино озеро» учит, прежде всего, преодолевать трудности, искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности.

Вариант 2

После прочтения рассказа вспоминаются, прежде всего, слова дедушки Васютки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». И это действительно так. Жизнь в тайге – очень трудная. Детям приходится рано взрослеть. Несмотря на то, что главному герою всего лишь тринадцать лет, он уже умеет стрелять из ружья, разделывать добычу, готовить мясо в походных условиях, определять направление. Заблудившись в тайге, он не собрал всю свою волю в кулак и постарался вспомнить все, чему его учили. И только благодаря этим навыкам и умениям ему удалось выжить, продержавшись в тайге целых пять дней.

Другой бы человек на его месте запаниковал, сбился с толку, потерял надежду. Но не Васютка. Даже по ночам, когда становилось невыносимо страшно, он находил в себе силы бороться с отчаянием. Кроме того, главный герой запомнил, где находилось рыбное озеро, и помог своему отцу наладить рыбный промысел. В итоге это озеро назвали в его честь – в честь храброго и мужественного мальчика.

Вывод

Вариант 1

Главный герой рассказа – простой тринадцатилетний мальчик, растущий в Тайге, среди рыбаков и охотников. Его отец был бригадиром рыбной бригады и Васютка с ранних лет помогал отцу в рыбном промысле, что его родним с самим автором.

Мальчик всегда хотел быть полезным, помогать своим близким. Поэтому, зная о любви рыбаков к кедровым орехам, часто ходил за ними в лес. В один из таких походов Васютка нарушил одну из самых главных заповедей тайги – не отходить далеко от оставленных на деревьях зарубок. В итоге, увлекшись охотой на глухаря, он заблудился.

Более пяти дней скитался главный герой по тайге. А вернуться домой и выжить ему помогли необходимые знания и умения. А также желание жить, любовь к близким и родному краю, к родной природе. Если бы Васютка не знал, что возле речек находится лиственный лес, а белая рыба водится только в проточных озерах – он никогда бы не выбрался. В тайге выжить может только смелый и сообразительный. Остальным в дикой природе нет места.

Вариант 2

В рассказе «Васюткино озеро» важное место занимает тема природы. Главный герой провел целых пять дней наедине с бескрайним лесом. Его с раннего детства учили уважать законы тайги. Васютка знал, что тайга не любит слабых и покорных.

В лесах Заполярья люди пропадали очень часто, поэтому, по местным законам, отправляясь в лес даже ненадолго, нужно было брать с собой какую-нибудь еду и спички. Мама главного героя всегда ему об этом напоминала. Кроме того, Васютка брал с собой нож, которым делал зарубки на деревьях, для того чтобы найти обратную дорогу, и ружье. Ружье нужно было для охоты. В свои тринадцать лет мальчик уже отлично стрелял и мог сам разделать добычу, приготовить ее в походных условиях. Лишь благодаря этому умению ему удалось спастись от неминуемого голода.

После прочтения рассказа Астафьева становится понятно, что человеку не знакомому с условиями жизни в тайге, будет очень трудно выжить, практически невозможно. Нужно чувствовать тайгу, стать с ней одним целым. Васютка с самого детства проводил много времени в лесу, собирал орехи, охотился, ловил рыбу, а самое главное – он общался с природой, как с живым существом. Разговаривал с деревьями, речками, звездами, словно они слышат его и понимают. Все это свидетельствует о близости и гармонии с природой. Безусловно, именно это ему и помогло остаться живым и вернуться домой.

Текст: Елена Бочкова, 4.7k 👀