Главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму» – глухонемой крестьянин Герасим. На примере этого образа автор показывает судьбу физически сильного и доброго, но безропотного человека. Законы крепостного права предполагают полное повиновение подневольных людей своим хозяевам, но даже их терпение оказывается не безграничным.

Описание Герасима

История Герасима

Герасим. Актер А. Балуев. Фильм «Муму». 1998 год

В одно из посещений своих владений барыня замечает крепкого, работящего мужика, который поражает ее своей выносливостью. Крепостного зовут Герасим, и в деревне он считается самым сильным и трудоспособным работником: он и землю пашет, и траву косит, и зерно молотит. При этом мужчина отличается покорностью и послушанием. Живет один в старой маленькой избушке, при  общении мычит, так как с рождения является глухонемым.

Барыня проживает в Москве, в большом доме с колоннами и имеет многочисленную дворню. Кого только нет среди ее прислуги: личный лекарь, парикмахер, прачка, конюх, швея, вечно пьяный башмачник Капитон. Есть даже дворецкий в лице управляющего Гаврилы. Нет у нее только сторожа, так как на эту должность нужен человек надежный и честный. Именно таким человеком представляется ей деревенский работник Герасим.

Недолго думая, барыня привозит Герасима в Москву и назначает его сторожем и дворником. Мужчине не по душе большой и шумный город. По сравнению с деревней он кажется ему неприветливым и холодным. Герасим чувствует себя неловко в новой обстановке, среди чужих людей. Первое время он сильно скучает по родным местам, но слово барыни для него закон, поэтому он вынужден мириться со своим новым положением.

Иллюстрация И. Пчелко

Работа у барыни дается Герасиму легко. По сравнению с тяжелым деревенским трудом она кажется ему детской игрой. В его обязанности входит уборка двора, заготовка дров, доставка воды и охрана поместья. Благодаря выносливости, работает он быстро, поэтому у него остается много свободного времени. Живет герой в скромной и тесной каморке, расположенной над кухней. Из мебели только самое необходимое – небольшой столик, стул и кровать. Несмотря на то, что Герасим ведет себя тихо и спокойно, остальные работники относятся к нему настороженно и даже побаиваются из-за его немоты и недюжинной, почти нечеловеческой силы. Между собой они называют Герасима Лешим.

Внешность и характер

Внешне Герасим выглядит, как самый настоящий богатырь. Рост почти два метра, могучее телосложение, широкие плечи, огромные руки, в которых заключена невероятная сила. Лицо обрамляет густая, окладистая борода, на голове, наоборот, волос мало, из-за этого его прическа создает впечатление какого-то хаоса. Лицо героя почти никогда не выражает эмоций, но изредка оно оживляется в зависимости от настроения. При такой брутальной внешности очень необычно выглядят глаза Герасима, излучающие доброту. Это говорит о том, что сердце мужчины не очерствело, что он так же, как и все способен любить и дарить душевное тепло.

Иллюстрация И. Пчелко

Герасим отличается спокойным характером. Он нетороплив и основателен в принятии решений, привык все заранее продумывать и никогда ничего не делает в спешке. Честное отношение к работе и к окружающим – одно из положительных свойств натуры Герасима.  В силу своего физического недуга (немоты) и невозможности речевого общения он остро чувствует свое одиночество. По этой причине у него быстро возникает чувство привязанности к тем людям, к которым он испытывает симпатию. К сожалению, не все идут на контакт с героем, многих отпугивает его грозный вид и постоянное молчание. Герасим верит в бога, очень ответственен, ему можно доверить любое дело и быть уверенным, что он не подведет. Трудолюбивый и старательный, «усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни copy…». Окружающие недолюбливали и побаивались Герасима за его суровый и строгий нрав, «даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»

В отличие от деревни, где Герасим видел плоды своего труда, работа в Москве не приносит ему удовлетворения. Он с трудом привыкает к новой обстановке. Суетливая жизнь огромного города чужда и непонятна ему. В свободное время он часами лежит в своей каморке, предаваясь теплым воспоминаниям о деревенской жизни. Родную, пусть и неказистую избушку, радость от труда, хотя и тяжелого, родную природу, знакомых с детства людей – все, что было дорого его сердцу, забрала у него  своенравная барыня, искренне верящая, что оказала Герасиму несказанное благодеяние.

Герасим и Татьяна

Татьяна служит у барыни прачкой. Автор описывает ее, как молодую, работящую и честную, но совершенно забитую женщину. Она уже давно смирилась с тем, что не вольна распоряжаться своей судьбой, поэтому в ее душе не возникает даже отголосков какого-либо протеста. Герасиму нравится Татьяна. Не имея возможности выразить свое отношение словами, он делает ей маленькие подарки в виде сладостей. Он неловок и неуклюж в своих ухаживаниях, но по-другому он не умеет. Его чувство к девушке можно назвать платоническим и немного наивным. Он ничего не требует от нее, лишь желает каждый день видеть ее и защищать от злых нападок дворовых. Надо сказать, что это приносит свои плоды. В эпизоде, когда кастелянша грубо отчитывает Татьяну, подходит Герасим и со свирепым выражением лица кладет свою огромную руку на голову обидчице. После этого мало кто осмеливается даже приблизиться к Татьяне, видя, какой у нее грозный и надежный заступник.

Иллюстрация И. Пчелко

К сожалению, судьба разлучает Герасима с Татьяной. Барыня решает выдать ее замуж за горького пьяницу Капитона. Робкая и бессловесная девушка не смеет перечить и смиряется. Чтобы отвадить Герасима от Татьяны, дворецкий разрабатывает хитрый и подлый план. Он уговаривает ее притвориться пьяной и в таком виде появиться на глазах у Герасима. Это должно оттолкнуть его от девушки, потому что он на дух не переносит даже запах алкоголя.

План дворецкого срабатывает: Герасим отталкивает Татьяну, и она выходит замуж за Капитона. Но подарок Герасима, красный головной платок, наводит девушку на горькие мысли о своей сломанной судьбе. Глядя на него, она плачет, но уже ничего нельзя изменить.

После отъезда Татьяны Герасим еще острее чувствует свое одиночество. С невеселыми мыслями он часто прохаживается вдоль реки. В один из таких вечеров он замечает у самой воды маленького щенка. Нахлынувшая нежность не позволяет ему оставить бедную собачку, и он, спрятав за пазуху, приносит ее в свою каморку.

Муму

Иллюстрация И. Пчелко

С появлением Муму жизнь Герасима меняется. Впервые за все время он радостно смеется, наблюдая, как щенок, пыхтя и фыркая, с удовольствием опустошает миску с молоком. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Возможно, любовь к собаке, уход за ней в чем-то заменяют ему семью. Но, как бы то ни было, Герасим впервые по-настоящему счастлив.

Все заканчивается после того, как Муму, оскалившись, пугает барыню. В приступе очередного самодурства она решает избавиться от собаки. С болью в сердце Герасим послушно готовится выполнить приказание хозяйки. Облачившись в парадный кафтан, который он надевает в знак особенности события, он берет Муму и уходит из дома. В последний раз накормив свою любимицу в трактире, мужчина отправляется на берег. У Герасима не возникает мысли поручить расправу над собакой постороннему человеку. Он считает, что в момент гибели Муму должна ощущать присутствие родной и любящей, а не чужой и равнодушной души.

Иллюстрация И. Пчелко

Герасим долго гребет, отплывая на лодке все дальше и дальше от Москвы. Останавливается он только тогда, когда очертания города совсем скрываются из вида. Здесь он прощается с Муму и бросает ее в воду. После этого Герасим решает уйти из города, который лишил его всего, что было ему так дорого.

Возвращение в деревню олицетворяет пробуждение внутренней свободы Герасима, только здесь он снова обретает то, что отнял у него город – ощущение себя человеком! Ни обстоятельствам, ни барыне, так и не удается до конца поработить Герасима. Понимая это, хозяйка даже не пытается послать за ним, чтобы вернуть его в поместье. Она чувствует, что Герасим обрел ту внутреннюю силу, сопротивляться которой уже бесполезно.

Роль Герасима в произведении

В рассказе главный герой олицетворяет собой русский народ, живший в мрачную эпоху крепостничества. Он забит и бесправен, но в нем таится тот немой протест, против которого не решается выступить даже система. Протест этот пока еще стихиен, разобщен и неорганизован, но именно он предвещает те глобальные перемены, которые ожидаются в России в связи с отменой крепостного права. Поэтому в уходе Герасима заключается основная суть рассказа. На примере образа своего героя Тургенев демонстрирует, что за внешней грубостью может скрываться открытое для любви добрейшее сердце.

Развитие героя

По мере развития сюжета и под влиянием происходящих событий главный герой меняется. В начале рассказа это покорный работник, беспрекословно выполняющий волю самодурки-барыни. Против желания его переселяют в город, где он вынужден заниматься чуждой его природе работой. Покорно переносит Герасим и то, что барыня бесцеремонно вторгается в его жизнь, разлучая с любимой девушкой. Когда встает вопрос об избавлении от Муму, Герасим уже начинает ощущать зреющий в его душе протест. Тем не менее, он снова выполняет волю старухи и топит своего преданного друга. Все эти события не могут не ранить сердце героя. В конце рассказа перед читателем предстает не покоренный раб, а человек с проснувшимся осознанием собственного достоинства. Несмотря на надломленную душу, он находит силы для сопротивления произволу и навсегда, без разрешения покидает Москву.

Отношение Тургенева к герою

И.С. Тургенев неоднозначно относится к своему герою. Описывая Герасима, автор демонстрирует его богатырскую силу, выносливость, ответственность, честность. Сочувствием проникнуты страницы, описывающие любовь Герасима к Татьяне. Восхищается писатель и отношением героя к спасенной им собаке. Вместе с тем, автор не поддерживает Герасима в его абсолютной покорности и отсутствии какого-либо выражения протеста против творящегося произвола. Он смиренно переносит разлуку с Татьяной, безропотно выполняет сумасбродную прихоть барыни утопить Муму.

В финале рассказа Тургенев поддерживает поступок героя. Он одобряет его решение покинуть городской дом барыни вопреки ее воле. Это первое проявление тихого бунта, который до поры до времени зреет у человека против бесчеловечной системы, царившей в России в то непростое время.

Прототипы

По мнению большинства исследователей, в основе рассказа И.С. Тургенева лежат реальные события, имевшие место в усадьбе матери писателя, которая проживала в Москве. Прообразом Герасима послужил реально существовавший глухонемой работник Андрей по прозвищу Немой. Его так же, как и Герасима в свое время забрали из деревни, он отличался такой же физической силой, и у него тоже была собачка по кличке Муму. Как и в рассказе, Андрею пришлось утопить собаку по приказу Варвары Петровны Тургеневой. Но в отличие от Герасима, который после смерти Муму покинул барыню, Андрей после аналогичного события продолжил верой и правдой служить своей хозяйке.

Экранизации героя

В 1959 году режиссеры Анатолий Бобровский и Евгений Тетерин экранизировали знаменитый рассказ И.С. Тургенева. В главной роли снялся известный советский актер Афанасий Кочетков. Его Герасим поражает своей натуральностью, ни в одном кадре невозможно уловить фальшь или недостоверность воплощенного им образа. Гениальность режиссеров состоит в том, что они смогли погрузить современного зрителя в далекую эпоху середины 19 века, в то самое время, когда гениальный писатель подарил миру эту замечательную историю.

В 1998 году на российские экраны вышел фильм «Муму» в постановке Юрия Грымова. Роль Герасима исполнил популярный российский актер Александр Балуев. Он смог настолько тонко и проникновенно передать всю красоту души Герасима, его трагическую любовь к Татьяне, глубокую привязанность к собаке, что зрители не могли сдержать слезы при просмотре этого фильма.

Литература

  1. Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959.
  2. Орешин К. История рассказа «Муму» // Тургенев И. С. Муму. — М.: Государственное издательство детской литературы, 1964.
  3. Дубовиков А.Н., Дунаева Е.Н., Назарова Л.Н. Комментарии: И.С. Тургенев. Муму // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1980. Т. 4.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Капитон Климов
Татьяна
Текст: Ирина Зарицкая, 9.5k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии