Иван Жилин

главный герой в произведении "Кавказский пленник"

Льву Николаевичу Толстому в свое время довелось служить на Кавказе и участвовать в обороне Севастополя. Этот опыт сподвиг его на написание цикла произведений о войне, одним из которых является рассказ «Кавказский пленник». На примере героя Жилина писатель раскрывает самые лучшие качества русского офицера-патриота. Толстой предельно реалистично изображает события того времени. Некоторые фрагменты рассказа написаны на основе собственных воспоминаний автора.

Описание героя

Иван Жилин. Актер Ю. Назаров. Фильм «Кавказский пленник». 1975

В основе сюжета лежит история двух русских офицеров, плененных татарами. Условием для их освобождения является выкуп. Один из офицеров, Костылин, соглашается на эту сделку, в то время как для Жилина единственным спасением становится побег.

Краткая характеристика персонажа

Лев Николаевич Толстой награждает своего героя символичной фамилией Жилин, которая говорит о силе человека, его несгибаемости и устойчивости к жизненным испытаниям. Иван Жилин – достойный офицер, смелый и справедливый. Он хорошо относится к подчиненным и пользуется заслуженным уважением. «Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать».

Внешне Жилин не производит впечатления физически сильного человека: он невысок ростом, да и телосложение у него далеко не атлетическое. Тем не менее, он отличается необыкновенной выносливостью, ловкостью, энергичностью. Он уверенно сидит в седле, быстро взбирается на горы, хорошо бегает, отлично владеет шашкой.

Уже в начале рассказа читатель видит, что Жилин – очень добрый и отзывчивый человек. Это видно по его отношению к матери, о которой он заботится и помогает деньгами. Получив письмо, в котором она переживает, что не успеет увидеть сына, он тут же берет отпуск и отправляется домой.

Попутчиком его становится офицер Костылин. Едут они в сопровождении обоза, без которого в то время пускаться в дорогу было очень опасно. Посоветовавшись, приятели приходят к выводу, что без обоза они гораздо быстрее доберутся до места. Но в какой-то момент их замечают противники. Несмотря на то, что у Костылина имеется ружье, он, струсив, бросает Жилина. Раненый Иван в одиночку пытается отбиться от отряда татар, но силы оказываются неравными и его захватывают в плен. Через некоторое время в аул доставляют и Костылина.

Кадр из фильма «Кавказский пленник». 1975

В этой одиночной схватке с врагом ярко проявляется бесстрашие офицера Жилина. Верхом на лошади он несется прямо на врагов: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».  Понимая, что силы неравны, он, тем не менее, намеревается вступить в бой. Но лошадь погибает от пули и Иван, придавленный к земле тушей животного, уже не может сопротивляться. Раненого и избитого, его доставляют в аул, где передают Абдул-Мурату, который планирует взять за пленников хороший выкуп.

В эпизоде про обсуждение выкупа проявляется настойчивость и внутреннее сопротивление Жилина. Так, он решительно настаивает и добивается, чтобы сумма была уменьшена в несколько раз. Также он требует  лучших условий заключения, чем те, в которых они изначально оказались с Костылиным. Таким образом, Абдул-Мурат оказывается перед выбором: или выполнить требование упрямого пленника, или лишиться выкупа. Ему приходится уступить. После этого враги невольно проникаются уважением к русскому офицеру, который всем своим поведением дает понять, что он не бессловесный раб своего «хозяина», а человек, с которым придется считаться.

В плену

Оказавшись в неволе, Жилин не падает духом. Он и здесь находит себе занятия и никогда не сидит без дела. Так, он постепенно изучает местность, раздает местной детворе поделки и игрушки, сделанные своими руками, заводит знакомство с жителями аула, прикармливает свирепых кавказских собак. Жилин очень наблюдательный. Он подмечает особенности поведения местных жителей, понемногу начинает понимать их язык, интересуется обычаями, традициями, кухней, тем, как они проводят свободное время. Аульчане постепенно привыкают к русскому пленному офицеру, начинают все больше доверять ему, а однажды даже обращаются к нему за помощью в лечении больного.

Жилин не собирается платить за свое освобождение не только потому, что у его матери нет денег, но и из чувства собственного достоинства. Указав в письме домой неправильный адрес, он начинает разрабатывать план побега. По ночам делает подкоп под сараем и из своего скромного рациона умудряется откладывать часть еды на предстоящую дорогу.

Неудачная попытка

Кадр из фильма «Кавказский пленник». 1975

В один из дней, когда в ауле остаются только женщины, Жилин решается бежать. Он предлагает Костылину бежать вместе, хотя тот не принимал никакого участия в подготовке к побегу. Совесть не позволяет ему бросить товарища в стане врагов. Не оставляет он его и тогда, когда быстро выбившийся из сил Костылин уже не может двигаться дальше. Ивану приходится тащить на себе тяжелого сослуживца, несмотря на то, что Костылин уговаривает Ивана оставить его. Так как из-за Костылина передвигаются они слишком медленно, их замечает проезжавший мимо татарин. Он докладывает о беглецах хозяину, и тот тут же организует погоню с собаками. Пленников настигают и снова доставляют в аул.

Жилин и Дина

В плену, Жилин знакомится с дочкой хозяина Диной. Поначалу девочка дичится и не идет на контакт, но спустя некоторое время начинает по-другому относиться к Ивану. Происходит это вовсе не из-за глиняных кукол, которые делает для нее Жилин, а из-за доброты и бескорыстия, которые исходят от него. У Ивана нет никакого намерения превратить юную девочку в свою сообщницу, он лишь хочет, чтобы она порадовалась тому немногому, что он может сделать для нее. В итоге Дина проникается доверием и отвечает Ивану добром на добро. Она тайком приносит ему лепешки и молоко и, рискуя собой, помогает Жилину совершить побег.

Спасение

Кадр из фильма «Кавказский пленник». 1975

После неудачного побега пленникам ужесточают условия содержания. Теперь они сидят в глубокой яме с колодками на ногах. Но Жилин все так же мечтает о свободе, иначе его ждет неминуемая смерть – ведь в ауле уже принято решение о его казни. Бесстрашие и отчаянное желание жить не дают ему права признать поражение даже в такой критической ситуации, и он решает бороться до конца.

При помощи Дины герой выбирается из ямы. Истощенный, ослабленный побоями и долгим нахождением в яме, с колодкой на ноге Жилин, собрав последние силы, убегает от преследующих его горцев. Русский гарнизон находится еще очень далеко, и он не уверен, что ему удастся добежать до своих, но его отчаянный крик услышан. Боевые товарищи спасают его, и он остается дальше служить на Кавказе. Неизвестно, как бы сложилась судьба данного героя, если бы им не руководили мужество и огромная воля к жизни.

Роль героя в произведении

Иван Жилин воплощает в себе лучшие качества русского офицера: храбрость, преданность, честь, смекалку, отвагу. Лев Николаевич Толстой показывает, как человеку, попавшему в плен, удается не только сохранить достоинство, но и заставить врагов проявлять к себе уважение. В Жилине присутствует та надежность, которая не позволяет ему предать товарища, а природная смекалка и решительность помогают ему осуществить задуманный побег.

Основной идеей произведения является резкое противопоставление смелого, сообразительного, жизнелюбивого Жилина своему сослуживцу – слабому, безвольному Костылину. Если первый старается найти выход из любой ситуации, оставаясь при этом, человеком, то второй сдается и способен предать при первой же опасности. Жилин, даже будучи в неволе, напролом идет к своей цели и добивается ее, Костылин остается все таким же пассивным, нерешительным и трусливым. Надеясь, что его спасет выкуп, он не присоединяется к Жилину и лишь чудом остается в живых.

Используя образ главного героя, Л.Н. Толстой демонстрирует силу воли человека, оказавшегося в опасной ситуации, показывает его веру в себя и стойкость характера. При наличии всех этих качеств становится преодолимым любое препятствие, нужно лишь очень сильно этого захотеть.

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении повествования образ Жилина не претерпевает каких-либо глобальных изменений. Большая часть сюжета посвящена нахождению Ивана в плену, где в каждом эпизоде проявляется определенное качество героя. Но все эти черты изначально присущи персонажу, они лишь ярче раскрываются в экстремальной ситуации и еще полнее характеризуют главного героя.

Уже с самого начала Жилин вызывает к себе расположение читателя. Он заботлив по отношению к старенькой матери, уважителен и справедлив к сослуживцам и подчиненным. Попав в плен, с пользой использует каждую минуту. Находит общий язык с врагами, добивается уменьшения суммы выкупа и приемлемых условий содержания. Благодаря своим «золотым рукам», всегда находится при деле: чинит, мастерит, лепит из глины кукол, даже пытается вылечить заболевшего горца.

В плену как никогда остро проявляется его любовь к свободе, жизнелюбие и оптимизм. Его ни на минуту не оставляет мысль о побеге, и он делает все возможное, чтобы его осуществить. Надежность героя проявляется в его отношении к Костылину. Он уговаривает его бежать вместе, несмотря на его недавнее предательство и трусость. Все эти качества говорят о том, что Иван Жилин – благородный человек, сумевший от начала и до конца сохранить свое достоинство, честь и порядочность.

Отношение автора к герою

Об авторском отношении к герою можно судить по описанию его характера. Толстой скупо, лишь в нескольких словах дает читателю представление о внешности Жилина: «…невелик ростом, а удал был». Характер же героя автор показывает через его поведение и поступки. Для большего раскрытия образа Толстой присваивает своему персонажу особенную фамилию Жилин, которая наводит на мысль о человеке крепком, словно жила, несгибаемом, мускулистом. Второй герой, слабый и инертный Костылин, постоянно нуждается в поддержке извне, в некой опоре (костыле), без которой он не в состоянии ни принимать самостоятельные решения, ни, тем более, действовать. На этом основании можно сделать вывод, что Жилин симпатичен автору, а к Костылину Толстой испытывает стойкую неприязнь.

Прототипы

У героев рассказа нет реальных прототипов, но в основе сюжета лежат реальные истории, участником одной из которых был сам автор. В 1853 году, во время службы на Кавказе, Лев Николаевич с сослуживцем по имени Садо отстал от своего отряда. Через некоторое время их заметили чеченцы и пустились в погоню. Офицеров окружили и уже готовились взять в плен, но Садо решил пойти на хитрость. Он схватил незаряженное ружье и направил его в сторону врагов. Так, благодаря его смекалке и отваге офицерам удалось вырваться из окружения и добраться до русских позиций.

Предполагается также, что поводом для написания «Кавказского пленника» могли послужить «Воспоминания кавказского офицера», автором которых был барон Фёдор Торнау. Они были напечатаны в «Русском вестнике», и Толстой, прочитав их, решил взять воспоминания барона за основу сюжета своего будущего рассказа. Полковник Торнау так же, как и герой произведения Жилин побывал в плену у кавказцев, где познакомился с местной девушкой Аслан-Коз, которая помогла ему при побеге.

Экранизации героя

Первая экранизация рассказа Л.Н. Толстого состоялась в 1975 году. Фильм вышел под оригинальным названием «Кавказский пленник». Режиссер Георгий Калатозашвили пригласил на роль Жилина популярного актера Юрия Назарова, который великолепно справился со своей задачей. Используя самый минимум выразительных средств, он сумел очень точно передать характер главного героя. Благодаря его таланту образ Жилина получился ярким и запоминающимся.

Вторая экранизация датируется 1996 годом. Фильм российско-казахстанского производства также носит название «Кавказский пленник», но адаптирован под современные реалии. Режиссер ленты Сергей Бодров-старший называет свою работу вольной интерпретацией рассказа Л.Н. Толстого. Действие фильма происходит во время чеченской войны без указания точного времени действия. Но явно прослеживается параллель с событиями войны с чеченцами 19 века. Роль Жилина в этой киноверсии исполнил сын режиссера, актер Сергей Бодров-младший.

Литература

  1. Вологодская А.П. Кавказский пленник как образ самоотверженного героя. Витебск. 1984.
  2. Гуданова Г.И. Тема дружбы в рассказе Кавказский пленник. Витебск. 1986.
  3. В.И. Лукьяненко Образ Жилина как идеал храбрости в рассказе «Кавказский пленник». М., 1985.
  4. Л.Гинзбург. О литературном герое. — Л., 1979.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 41 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *