Человек и общество

Темы сочинений данного подраздела обращены к проблемам взаимоотношений человека и общества. Что влияет на жизнь человека в обществе? В какой степени общество может контролировать жизнь человека и определять его судьбу? Что произойдёт, если этот контроль станет тотальным? Может ли один человек влиять на жизнь общества? Эти сложные вопросы будут в центре вашего внимания.

Тема 1. Может ли общество подавить человеческую индивидуальность?

Подавить человеческую индивидуальность общество, конечно же, может. Сложившиеся правила, стереотипы, привычка жить, ориентируясь на старые взгляды, вполне устраивают абсолютное большинство людей, потому что это гарантирует стабильность, комфорт, отпадает необходимость в том, чтобы подстраиваться к изменениям. И вдруг появляется человек, который очень отличается от окружающих. Таким, например, предстаёт герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Он не похож на окружающих его людей. Его яркая индивидуальность выражается в том, что он искренен и правдив, «умён, остёр, красноречив, в друзьях особенно счастлив». Но самое главное, что он думает иначе, что не хочет идти по тем дорогам, по которым идёт большинство людей, что руководствуется иными принципами, чем остальными. Эта непохожесть на фамусовское общество вызывает сначала недоумение, потом раздражение и негодование. Присутствие Чацкого, который живёт по-своему, выводит из себя. Поэтому Фамусов, например, пытается его образумить, наставить на путь истинный, напомнив о тех примерах, на которые он сам смотрит с благоговейным уважением. Нужно взять их за образец – и тогда жизнь пойдёт по привычной дороге и сложится более чем успешно, тем более что Чацкий – «малый с головой, и славно пишет, переводит». Вот только Чацкий не хочет и не может быть таким, как все. Возмутитель спокойствия, он сначала объявлен сумасшедшим, а затем изгнан из Москвы. Однако, получив свой «мильон терзаний», Чацкий всё же сохраняет свою индивидуальность, он не словлен «количеством старой силы». Старые общественные «лекала» не могут изменить героя.(225 слов)

Аргумент 2.

А вот в романе Евгения Замятина «Мы» общество Единого государства делает человека одним из многих, лишая его тех индивидуальных черт, которые и делают человека неповторимой личностью. Для этого уничтожаются таланты и способности, чувство любви, дружбы, привязанности, фантазия, даже сны, то есть всё, что может отличать одного человека от другого. Цифры, математические расчёты становятся идеалом. Никаких заблуждений, никаких колебаний. Человек становится «нумером», который лишён имени, который видит своё счастье в несвободе и в своей похожести на других. Отказ человека от собственного «я» и присоединение к безликому «мы» — в этом цель Единого государства: управлять миллионами таких людей куда легче, чем миллионами думающих, чувствующих и мечтающих. Финал трагичен: герой романа Д-503 присоединяется к большинству, равнодушно смотрит, как погибает под колоколом женщина, которую он любил. Поэтому замятинский роман звучит как предупреждение о том, к чему может привести стремление общества не просто подавить, но и уничтожить человеческую индивидуальность. (144 слова)

Тема 2. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

Аргумент 1. Одиноким чувствует себя в обществе герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени « Григорий Александрович Печорин. Все его попытки найти своё место в мире, понять цель своего существования безуспешны. Люди, с которыми сводит его судьба, для Печорина не представляют интереса: их мысли и намерения слишком очевидны, поступки предсказуемы, цели мелки. Мечтая о поприще высоком, Печорин не может найти своё место среди людей, которые думают лишь о том, как проложить себе путь в гостиные московских богачей. Его привлекает то, что непонятно, таинственно. Но, например, тайна людей, которые кажутся ему сильными и смелыми, раскрывается, и всё становится на свои места: романтические герои оказываются простыми контрабандистами, тайна исчезает, и всякий интерес к этим людям пропадает вместе с ней. Остаётся лишь скука и одиночество. Незаурядный человек не находит применения своим силам и способностям, а потому презирает то общество, которое его окружает. (135 слов)

Аргумент 2. Не менее одинок ерой рассказа А. П. Чехова «Тоска» Иона. Он человек другой эпохи, обыкновенный извозчик. Он далёк от возвышенных целей и мечтаний. Его тоска порождена трагедией – у Ионы умер сын, совсем ещё молодой человек. И теперь в душе этого простого человека живёт неизбывная боль, которой он хочет поделиться. Однако всех, кто садится в его повозку, мало интересует его рассказ. Люди равнодушны, и разговор заканчивается, по сути дела и не начавшись. Вернувшийся на постоялый двор Иона всё же находит своего слушателя: его лошадёнка жуёт овёс и внимает рассказу человека, который страдает и чувствует своё одиночество среди людей, равнодушных и безразличных к горю маленького человека. Куда более «человечной» оказывается лошадь, разделившая горе отца, потерявшего сына. Ведь ему много и не надо – лишь поделиться своей печалью, своим горем. Вот только мир равнодушен и холоден, он обречён на одиночество. Поэтому вопрос из Библии, ставший эпиграфом к чеховскому рассказу («Кому повеем печаль мою?»), не получает ответа. (152 слова).

Тема 3. Всегда ли общество ценит достойных людей?

Аргумент 1. Люди, достойные уважения, далеко не всегда оцениваются обществом так, как это должно бы быть. Пример тому – великий мастер, подковавший блоху, — знаменитый тульский Левша, герой сказа Николая Семёновича Лескова. Настоящий мастер своего дела, Левша живёт в нищете, но даже в таких условиях способен творить настоящие чудеса. Попав в Англию, он не поддаётся на уговоры местных мастеров, которые хотят, чтобы он остался на чужбине. Ему сулят богатство, сытую жизнь. Однако Левша не соглашается. Кроме того, он стремится попасть назад как можно быстрее, чтобы рассказать о том, как правильно хранить и чистить ружья. Рожина же встретила его так, что Левша оказался в больнице. Там он продолжает говорить о том, что нужно передать государю важный секрет: ружья нельзя чистить кирпичом, как это делали в русской армии. Но его никто не хотел слушать, объяснив это тем, что этим вопросом должны заниматься генералы. Так и умер великий мастер, никому не нужный и никем не оценённый. (150 слов)

Аргумент 2. Не менее показательна судьба героя поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Григория Добросклонова. Выросший в нищете среди вахлаков, он готовит себя к великому поприщу. Благодарный крестьянам за то, что они вырастили его и спасли от голодной смерти, Григорий решил для себя, что посвятит свою жизнь борьбе за народное счастье. В его образе слились три ипостаси: он сын народа, гражданин, поэт. К его голосу прислушиваются простые люди, ждущие его помощи и совета. Он верит в народ, воспевает Русь великую, в которой «силы скажутся несокрушимые». Григорий – это, по мнению Некрасова, истинный достойный сын Руси, «отмеченный печатью дара Божьего». Однако ему, как и многим другим, уготована горькая судьба:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

(120 слов)

Текст: Елена Бочкова, 612 👀