Успешное написание итогового сочинения является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускаются только те выпускники, которые получили «зачет» по итоговому сочинению. По желанию итоговое сочинение могут писать и выпускники прошлых лет, если это необходимо для их поступления в высшее учебное заведение.
Данная работа нацелена на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме и аргументировать свою позицию, опираясь на литературный материал. Результат итогового сочинения отражает сформированность у выпускника умения писать связные тексты в соответствии с поставленной задачей. Качество этого результата – зона ответственности разных участников образовательного процесса, работы системы образования в целом, эффективной деятельности специалистов на всех уровнях общего образования.
На 2021-2022 учебный год утверждены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание – вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм – про меня).
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Выбор тематических направлений связан с 200-летием в 2021 году со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Н.В. Гоголя (11 ноября).
Тему итогового сочинения выпускник узнаёт за пятнадцать минут до начала экзамена. Тема объявляется непосредственно в месте проведения итогового сочинения.
Время написания итогового сочинения: 3 часа 55 минут.
Для того чтобы итоговое сочинение было допущено к проверке по критериям оценивания, необходимо соблюдение следующих требований:
- Объем итогового сочинения. Максимальное количество слов не указывается, рекомендуемое – 350 слов. Сочинение, содержащее менее 250 слов, – не оценивается.
- Самостоятельность написания итогового сочинения. Итоговое сочинение должно быть написано самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или отдельных его фрагментов. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательным указанием источника.
Критерии оценивания итогового сочинения
- Соответствие теме. Оценивание по данному критерию зависит от выбора учащегося раскрытия предложенной темы. Проверяется содержание сочинения. «Незачет» ставится, если сочинение не соответствует указанной теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания.
- Аргументация. Привлечение литературного материала. Оценивание по данному критерию зависит от умения учащегося строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. «Незачет» ставится, если сочинение написано без опоры на литературный материал или этот материал только упоминается в работе.
- Композиция и логика рассуждения. Оценивание по данному критерию зависит от умения учащегося логично упорядочивать свои мысли, понимать соотношения между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится, если отсутствует тезисно-доказательная часть или нельзя понять смысла изложенного из-за отсутствия логичной последовательности рассуждения.
- Качество письменной речи. Оценивание по данному критерию зависит от речевого оформления текста сочинения. Учащийся должен уметь точно выражать свои мысли, использовать разнообразную лексику, правильно строить различные грамматические конструкции. «Незачет» ставится, если качество речи и речевые ошибки затрудняют понимание смысла сочинения.
- Грамотность. Оценивание по данному критерию зависит от грамотности учащегося. На 100 слов сочинения должно приходиться не более пяти ошибок, в число которых входят и грамматические, и орфографические, и пунктуационные. В ином случае ставится «незачет».
С результатами итогового сочинения можно ознакомиться в местах сдачи итогового сочинения.
Типичные ошибки, допущенные учащимися 11 класса в итоговом сочинении
Соответствие теме
- непонимание формулировки темы;
- более широкое понимание темы, без учета конкретного аспекта рассуждения;
- неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса;
- нечеткое понимание терминов;
- неумение строго следовать теме в ходе рассуждения;
- большое количество лишней информации.
Аргументация. Привлечение литературного материала
- неумение сформулировать главную мысль сочинения;
- отсутствие доказательства главной мысли в основной части сочинения;
- несоответствие тезиса и доказательства;
- отсутствие фактов и утверждений;
- замена аргументации своим отношением к теме рассуждения;
- неудачный подбор литературного материала для аргументации;
- неумелое включение литературного материала в сочинение;
- искажения содержания литературных произведений.
Композиция и логика рассуждения
- неправильное построение композиции сочинения;
- отсутствие необходимой части композиции;
- несоразмерность частей сочинения;
- нарушение последовательности высказывания;
- ошибки в делении текста на абзацы или полное отсутствие абзацев;
- отсутствие связи между частями сочинения;
- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
- перестановка частей сочинения;
- неуместная замена лица, от которого ведется повествование.
Качество письменной речи
- неправильное понимание лексического значения слова;
- отсутствие единого стиля;
- логичность построения предложения;
- употребление речевых штампов, канцеляризмов;
- неуместное использование эмоционально-окрашенных слов;
- неуместное применение диалектизмов и просторечных слов;
- неоправданное употребление лексики другой исторической эпохи;
- плеоназм – излишнее повторение одинаковых и близких по значению слов;
- неправильное употребление фразеологизмов;
- неправильный порядок слов в предложении;
- пропуск необходимого слова;
- однообразие синтаксических конструкций;
- отсутствие средств выразительности речи.
Грамотность
- словообразовательные ошибки: правописание приставок, корней, суффиксов и окончаний;
- неправильное образование новых форм разных частей речи;
- нарушение согласования;
- нарушение управления;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- ошибки в построении предложения с однородными членами;
- ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами;
- ошибки в построении сложного предложения;
- смешение прямой и косвенной речи;
- нарушение границ предложения.