Мцыри как романтический герой
Над поэмой «Мцыри» М.Ю. Лермонтов работал около 10 лет. Это романтическая поэма, в центре которой молодой, готовящийся к постригу человек. Его зовут Мцыри. Из вступления мы узнаём, что он ребёнком был захвачен в плен, занемог, не перенеся долгого пути, и был оставлен в монастыре. Из жалости один из монахов забрал больного мальчика, который «тихо, гордо умирал», и тот остался в монастыре. Он вырос, «стал понимать чужой язык», должен был во цвете лет «изречь монашеский обет», но однажды ночью во время грозы исчез.
Когда Мцыри нашли за стенами монастыря, он вновь оказался здесь, в этих стенах, которые он называет мрачными. Начиная с 3 строфы звучит монолог умирающего юноши, который рассказывает пришедшему к нему чернецу о том, почему он бежал, что делал он там, на воле. Поскольку это монолог самого Мцыри, то мы верим в искренность его слов.
Читатель слушает рассказ героя, который пытается «душу рассказать». Мы понимаем, что герой лишь внешне был смиренным. Как настоящий романтический герой, Мцыри отвергает то, что ему предлагает судьба: он не хочет жить в монастыре, называет его тюрьмой с тёмными, мрачными стенами и решётчатыми окнами. В нём жила «одна, но пламенная страсть» — вырваться на свободу, пройти в родимую страну, где он жил в раннем детстве. Ради этого он готов и способен преодолеть любое препятствие. Дух его не сломлен до последних минут его короткой жизни.
Герой поэмы обладает «львиной натурой», способной на подвиг. Мужественность, сила, твёрдая воля отличают его. Недаром он так героически сражается с яростным хищником – барсом и побеждает его. Лермонтов наделяет героя чертами исключительности и избранности. В герое сочетаются могучая сила и целеустремлённость с удивительным лиризмом, душевностью и чуткостью в общении с природой, которая для него является олицетворением свободы. Это делает его образ многогранным. В минуты неизбежной смерти он по-христиански примиряется с людьми («И никого не прокляну»), но всё же главным в облике героя является вольнолюбие, тяготение к родине и жажда настоящего дела.
Общение с природой в истории Мцыри занимает исключительно важное место. Он вступает во взаимодействие с ней, наслаждается её красками, ароматами. Природа предстаёт перед героем романтически возвышенной. Этот мир близок герою, потому что он противопоставлен несвободе монастыря. Кроме того, в нём таятся опасности и препятствия. Но герой признаётся, что «без этих трёх блаженных дней» его жизнь была б печальней и мрачней. Мцыри готов променять всю свою жизнь в монастыре на несколько минут между «крутых и тёмных скал», где он в ребячестве играл.
Поэма «Мцыри» — ярчайший образец романтического произведения. И характер героя, и события, и обстоятельства пребывания вольнолюбивого горца в глухих монастырских стенах, необычный ландшафт Кавказа отличаются исключительностью. Мцыри как романтический герой устремлён к свободе, он не смиряется с обстоятельствами, а находит силы им противостоять. Цель оказывается недостижимой, но герой не сломлен. В своей исповеди он не кается, а говорит о самом сокровенном, от чего никогда не откажется даже перед лицом смерти. Это вызывает искреннее сочувствие к судьбе героя, который умер, едва вкусив радость жизни.