Между прошлым и будущим

Ритм современной жизни требует от человека быть гибким и быстро приспосабливаться к обстоятельствам. Всё, что ещё недавно казалось новым и удивительным, становится обыденным, привычным. Это касается не только материальных объектов, технологий, но и культурных ценностей, моральных принципов. Современный человек должен помнить о том лучшем, что он унаследовал от прошлого поколения, и предугадывать последствия своих шагов.

Тезис №1: «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»

По моему мнению, нравственные ориентиры нынешнего поколения формируются под влиянием множества факторов. К воспитанию в семье и школе, общению с окружающими добавляются средства массовой информации: телевидение, радио, интернет. Не перестаёт иметь значение и литература, преподающая читателю уроки жизни.

Аргумент №1

Комплекс факторов, влияющих на нравственную составляющую людей, исследуется различными русскими писателями. Прежде всего, стоит вспомнить комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор показывает нам типичных представителей общества того времени: образованного, широко мыслящего Чацкого, умную и романтичную барышню Софью, хитрого и амбициозного Молчалина, консервативного Фамусова. Взгляды, характеры героев, обусловленные воспитанием и социальным положением, находятся также под влиянием исторических факторов. Это касается моды на французскую культуру, иностранных гувернёров, увлечения либеральными идеями и попытки патриархально настроенных представителей общества противостоять им. Всё это формирует моральный облик каждого из указанных людей.

Аргумент №2

Вопрос о нравственных ориентирах общества рассматривается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой Печорин – собирательный образ молодого поколения 30-х годов XIX века. Являясь его типичным представителем, герой демонстрирует достоинства и недостатки своих современников: он умён, энергичен, но разочарован в жизни, поэтому ищет пищу своей страстной натуре в пустых интригах и мимолётных романах. Появление таких «умных ненужностей» объясняется не только их статусом, воспитанием, но и историко-культурным фоном: близкие по взглядам к декабристам, романтично настроенные молодые люди мечтали о переустройстве мира, чувствовали себя избранными, однако не находили этому подтверждения в реальной жизни. Не реализовав свой потенциал, они разочаровывались и теряли смысл жизни.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что моральный облик людей находится под воздействием целого ряда факторов. Важную роль в формировании наших идеалов, взглядов и принципов играют семья, окружающие люди и историко-культурный аспект.

Тезис №2: «Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?»

По моему мнению, материальные ценности оказываются важнее духовных у людей, в чьих семьях материальная составляющая была в приоритете. Кроме того, подобная ситуация может произойти со слабохарактерным человеком, не обладающим устойчивыми моральными принципами.

Аргумент №1

Во многих произведениях русской литературы встречаются герои, для которых материальное становится важнее духовного. Прежде всего, вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». На примере Фамусова, Молчалина и других персонажей автор показывает, на что готовы эти герои ради материальных ценностей. К примеру, амбициозный секретарь Молчалин ради карьерных успехов способен изображать героя-любовника, угождать любому, кто выше него статусом. Такая расстановка приоритетов – следствие воспитания. Молчалин придерживается завета отца «угождать всем людям без изъятья» и никак не заботится о своём духовном развитии. Неудивительно, что он легко вписался в панораму фамусовского общества, для которых важны чины, деньги, репутация и связи.

Аргумент №2

Забота о материальной составляющей характерна для многих героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Павел Чичиков с самого детства был приучен беречь копейку, поэтому всю свою жизнь он посвятил зарабатыванию денег. Свой ум и способность к критическому анализу Павел Иванович предпочитает использовать чисто практически, а не для заботы о духовном развитии. Главному герою хватает терпения, чтобы каждый раз при разоблачении начинать с нуля свой путь к богатству. Он не единственный герой, которому свойственна жажда наживы. Каждый из помещиков в той или иной степени одержим этой страстью. Такое духовное обнищание можно простить лишь Плюшкину, который превратился в скрягу и скупца из-за семейной трагедии.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что материальные ценности вполне могут вытеснить духовные, если человек заботится о накоплении внешнего богатства, а не внутреннего. Это можно объяснить как идеалами, унаследованными от семьи, так и жизненными обстоятельствами, которыми привели к такой ситуации.

Текст: Елена Бочкова, 13.2k 👀