Нравственный выбор человека

сочинение по тексту ЕГЭ •
по А. Владимирову (1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу. – (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы? – (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась! – (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его: – (11)Ты точно антилопу видел? – (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится! – (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год. (19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку. (26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли. (32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала. – (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад... (43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом. – (45)Вкусно, миленькая? – (46)Вкусно! (47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.
Николай Николаевич Ге. Совесть. Иуда.

Николай Николаевич Ге. Совесть. Иуда.

Вступление

Вся наша жизнь — череда непрекращающихся выборов. Мы выбираем, с кем общаться, чем хотим заниматься в жизни, в какой вуз пойти учиться, в какую компанию устроиться на работу, кого любить. Рано или поздно каждый из нас сталкивается с необходимостью принятия решений относительно собственной судьбы или жизни близких нам людей.

Проблема

Иногда людям приходится заключать сделку с собственной совестью в процессе достижения вынужденных целей. Тогда речь заходит уже о нравственном выборе, самом сложном выборе в жизни человека. Поступит ли он в соответствии со своими принципами, или предаст самого себя, зависит от твердости характера, умения ставить себя на место другого, способности к сочувствию. Проблему нравственного выбора затрагивает А.П. Владимиров, писатель-прозаик.

Комментарий

Автор описывает непростую ситуацию, в которую попадает главный герой его рассказа – Николай Савушкин. Мужчина оказывается перед выбором – попытаться облегчить страдания дочери и при этом уничтожить антилопу, от которой зависит жизнь маленького олененка, или оставить все, как есть. Насколько невыносимо главному герою видеть пустоту и боль в глазах собственного ребенка, настолько же невозможным становится обречь другое живое существо на точно такие же страдания. Так уж вышло, что помочь его дочке могло только лекарство из рогов антилопы. Он так долго искал животное в лощине, но, не найдя следов, от отчаяния заплакал. И тогда антилопа, словно по волшебству, предстала перед ним. Герой называет ее «миленькая». Это обращение дает понять читателю, что Савушкин жалеет ее, переступает через себя во имя ребенка. Но когда он замечает жмущегося к матери олененка, выстрелить не может. В конце текста он использует слово «миленькая» при обращении к дочери.

Авторская позиция

Автор заставляет нас задуматься о том, почему Савушкин выбирает сострадание к животному, о том, как поступили бы мы на месте героя. Возможно, пытается понять, как бы поступил он сам. Когда читаешь текст, становится понятно, что автор полностью принимает поступок своего героя, одобряет его, восхищается им. А. Владимиров убежден, что, выбирая какое-то действие, необходимо руководствоваться своей совестью, своими чувствами, убеждениями.

Своя позиция

Мое мнение совпадает с мнением автора текста. Нельзя жертвовать одними ради других, иначе совесть не оставит в покое никогда. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу, слушать себя. Когда читаешь текст, ненадолго возникает чувство недоумения – почему же герой, имея возможность помочь своему больному ребенку, делает выбор в пользу олененка. А потом понимаешь, что в этом олененке он видит свою маленькую, беззащитную дочку. И единственный, кто может укрыть ее «фиолетовым покрывалом» от невзгод, это он, ее отец. А для олененка таким защитником была антилопа. Он понимал, что если проявить жестокость к ним, рано или поздно жизнь распорядится так же и с его семьей.

Аргумент №1

Проблема нравственного выбора интересовала многих русских писателей. К примеру, в повести В. Распутина “Прощание с Матерой” герои становятся жертвами спорного решения “новаторов” уничтожить их островок во имя развития технического прогресса. Жители Матеры вынуждены смириться с утратой, никто, кроме них, не понимает духовной ценности этого места – старожилам сложно оставить наследие предков, многовековые традиции, понятный уклад жизни. Односельчане разделились на две группы: одни совсем не принимали перемен, другие надеялись на пользу переезда. Распутин поднимает острый вопрос нравственного выбора — можно ли во имя развития цивилизации уничтожать вековые традиции народа. Не потеряет ли человечество от этого больше, чем приобретет?

Аргумент №2

Результат неправильного нравственного выбора человека представлен в повести Василя Быкова “Сотников”. Два товарища Сотников и Рыбак попадают в плен. Они точно знают, что им уготована гибель через повешение. Рыбаку немцы предлагают сделку – если он предаст Родину и своего друга, то его оставят в живых. Уже накануне казни герой принимает окончательное решение – становится предателем. На тот момент, он думал, что поступил правильно, но в дальнейшем не смог жить с непреодолимым чувством вины и раскаяния за то, что сделал. И жизнь оказалась ему не нужна.

Заключение

В самых сложных жизненных ситуациях человек встает перед выбором, ответственность за который он несет сам. Нравственный выбор – одно из самых сложных решений в жизни практически каждого человека. Если пойти на сделку с собственной совестью и сделать неправильный выбор, то дальнейшая жизнь может оказаться невозможной, ненужной. Человек должен жить по законам милосердия, сострадания и нравственности. Только при таком условии он сможет быть счастливым.

Текст: Елена Бочкова, 3.2k 👀