ЕГЭ по русскому сдают все без исключения. В нашей авторской статье разбираемся в вариантах подготовки и составляем примерный план подготовки по месяцам. Это статья будет полезна ученикам, родителям и школьным учителям. Необходимо понимать, чтобы показать максимальный результат, нужно начинать готовиться к ЕГЭ по русскому языку как можно раньше. Систематичность избавит от стресса и даст хорошие результаты. Запомните, что самое сильное оружие в подготовке к экзамену — привычка работать.
? Постановка цели. Мотивация
Прежде чем приступить к подготовке, сформулируйте цель: «Хочу сдать ЕГЭ по русскому языку на 90+ баллов». Ничего сложного, правда? Лучше написать цель и прикрепить на видное место, так вам будет труднее оправдаться, что не было времени или цели поменялись. Цель должна вдохновлять на работу и помогать справляться с переживаниями. Представьте, какие возможности откроются перед вами после успешной сдачи экзамена: поступление в вуз мечты, освоение любимой профессии, путешествия, новые знакомства. Никогда не забывайте, ради чего вы стараетесь. Найдите личность, которая будет вас вдохновлять. Это может быть известный журналист, писатель, режиссёр. Читайте книги об этом человеке, узнайте о его жизненном пути. Смотрите интервью известных людей, которые добились успеха в интересной для вас области. Не стоит брать редкие примеры, где человек добился успеха, не имея образования. Это большое исключение!
? Определение текущего уровня
Для успешной подготовки определите свой текущий уровень знаний. Не ориентируйтесь на школьные оценки, лучше решите несколько демоверсий и пробных вариантов экзамена! В каждой школе или даже классе разный уровень подготовки и разные учителя, а ЕГЭ – единый для всех. Проверьте тесты самостоятельно, а сочинение попросите проверить учителя. Так вы поймёте, какие темы вы знаете хорошо, а над какими стоит хорошо поработать.
Скачайте демонстрационный вариант и выполните все задания . Если учитель не поможет, сверьте свои ответы с ответами, представленными в конце всех заданий!
Также можно проверить свои знания в тестовом режиме. Плюсы в том, что проверка осуществляется автоматически. Если на какой-то из вопросов ответите неверно, то ниже можно посмотреть подробное разъяснение.
? Знакомство с критериями оценок
При подготовке к ЕГЭ обращаетесь ТОЛЬКО к достоверному источнику информации – сайту Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (для нашего сайта мы используем практически все задания из ФИПИ, реальных ЕГЭ прошлых лет, открытых вариантов, поэтому тренируйтесь без опаски). На сайте размещаются демоверсии, кодификаторы, спецификации и методические рекомендации. Из этих материалов вы узнаете структуру государственного экзамена, требования к работе, количество баллов за каждое задание, список тем и т.д. Обязательно ознакомьтесь со спецификацией — в ней подробно расписана тематика каждого задания и баллы за каждое задание.
Обратите внимание на списки тем, где выпускники допускали больше всего ошибок на экзамене. Проверьте свои знания по этим темам. Если есть проблемы, поставьте галочку.
Рассмотрим типичные ошибки участников ЕГЭ прошлых лет:
- Задание № 2. Темы: «Грамматика». «Морфология». «Синтаксис». «Речь». Ошибки в подборе слова, которое должно стоять на месте пропуска в указанном предложении текста.
Ошибки при выполнении этого задания связаны с недостаточными знаниями морфологии. Чтобы не потерять заветный балл, нужно повторить разряды предлогов, союзов, частиц, местоимений, группы местоимённых наречий и группы вводных конструкций.
- Задание № 4. Тема: «Языковые нормы». Ошибки, связанные с правильной постановкой ударения.
Чтобы заработать балл за это задание, нужно выучить слова, которые представлены в орфоэпическом словнике (скачайте и сохраните у себя).
- Задание № 5. Тема: «Языковые нормы». Ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Для качественного выполнения этого задания нужно отработать паронимы, представленные на сайте ФИПИ в виде словника (скачайте и сохраните у себя). В ЕГЭ будут использованы не все паронимы, которые есть в русском языке, а только те, которые перечислены в словнике! При отработке этого задания вы можете обращаться за справками на сайты paronymonline и грамота.ру.
- Задания № 9-12. Тема: «Орфография». Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-), личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
При выполнении задания №9 важно различать чередующиеся и омонимичные корни. Например, в слове «гореть» есть корень с чередованием, а в слове «горевать» – корень, проверяемый ударением (гОре).
Для успешного выполнения задания № 10 необходимы знания по морфемике. Многие не могут правильно выделить приставку. Также нужно обращать внимание на смысловое различие слов: преступить (закон) – приступить (к работе), пребывать (в Тверь) – прибывать (в хорошем настроении) и т.д.
Чтобы получить балл за задание № 11 (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)), нужно уметь правильно определять часть речи, а уже потом применять определённое орфографическое правило.
Самое сложное задание в блоке «Орфография» – задание № 12 (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий). Причина ошибок кроется в неумении восстанавливать неопредёленную форму глагола (например: колЮтся – многие определяют спряжение по глаголу колотиться, а не колоть, а значит, делают ошибку).
- Задания № 21. Тема: «Пунктуация». Ошибки, связанные с соотнесением предложений и конкретных правил постановки знаков препинания (запятых, тире, двоеточий).
Это задание охватывает весь материал, изучаемый в разделе курса русского языка «Синтаксис и пунктуация». Затруднения в пунктуационном анализе вызваны неумением видеть структуру сложного предложения и устанавливать границы его предикативных частей.
Самыми ценными с точки зрения баллов считаются задания № 8 и № 26:
- Задание № 8. Тема: «Языковые нормы». Ошибки, связанные с соотнесением предложений и конкретных грамматических ошибок.
За это задание даётся максимальное количество баллов – 5. Сложность этого задания заключается в комплексной проверке знаний большинства синтаксических норм современного русского литературного языка. Чтобы не потерять баллы, нужно систематизировать синтаксические ошибки. Для этого хорошо подойдёт таблица, в которой будут представлены типы ошибок, примеры предложений с ошибками и примеры с исправленными ошибками.
- Задание № 26. Тема: «Выразительность русской речи». Ошибки, связанные с определением изобразительно-выразительных средств.
Максимальный балл, который можно получить за это задание – 4. Из приведённого в задании списка языковых средства нужно выявить четыре, которые должны стоять на месте пропусков в рецензии к тексту. Обратите внимание на подсказки в самой рецензии. Обычно в рецензии указывается характер языкового средства – лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи) средства. Основные ошибки связаны с незнанием терминологии. При подготовке к экзамену необходимо обзавестись списком всех используемых в экзаменационном тесте терминов с примерами.
? Формат подготовки
Выберите способ работы, удобный именно вам:
? Самостоятельно
Мотивированные выпускники могут заниматься самостоятельно. Изучить теорию можно с помощью видеоуроков, конспектов, учебников, справочников, сайтов с заданиями. Также хорошей практикой станет регулярное решение тестов и написание сочинений. Вам придётся рассчитывать только на свои силы и готовиться усерднее, чем при других форматах. Это наиболее время- и трудозатратный способ.
В интернете большое количество ресурсов, которые содержат материалы для подготовки к ЕГЭ, но многие тексты могут вызвать сомнение, так как подготовлены не экспертами в данной области. Именно поэтому к подбору ресурсов нужно подходить внимательно. Так, массу полезных и бесплатных материалов (разборы, теория, тренировочные варианты), соответствующих ФИПИ и ФГОС, можно найти у нас (и не только по русскому). Вы будете готовиться к экзамену самостоятельно, но с использованием автоматизированной системы и плана. Этот навык пригодится вам в будущем.
?? Онлайн-школы
Относительно новый вид подготовки. Занятия проходят в формате онлайн-вебинаров в дружной обстановке. Преподаватель, который уже знает все нюансы и подводные камни (ну, по крайней мере должен по определению) объясняет материал и общается с учениками через чат. Выдают и проверяют домашнее задание. Здесь без дисциплины тоже никак, потому что нужно самостоятельно выполнять дз.
Плюсы этого способа подготовки: небольшая цена, обратная связь и удобное расписание.
??? Репетитор
Плюс в том, что вы будете заниматься с преподавателем один на один, то есть это индивидуальная подготовка. Репетитор скорректирует личный план подготовки именно под Вас. Всегда можно попросить репетитора объяснить тему ещё раз и выбрать удобное время занятий. Однако это самый дорогой способ подготовки к ЕГЭ.
Составить компанию при подготовке может одноклассник, с которым у вас общая цель – хорошо сдать ЕГЭ по русскому. Скорее всего, ваши знания будут приблизительно на одном уровне. Вы сможете обсуждать задания в комфортной обстановке, поддерживать и подбадривать друг друга.
Вид подготовки | Сам | Школа/курсы | Репетитор |
плюсы | 1.Минимальные затраты (на учебники, пособия и т.д.). | 1. Приемлемая стоимость.
|
1.Индивидуальный подход.
|
2. Возможность заниматься тогда, когда есть время и силы. | 2. Обратная связь.
|
2. Удобное расписание.
|
|
3. Развитие навыков поиска и отбора информации, самодисциплины | 3. Проведения занятий по установленному график.
|
3. Контроль успеваемости. | |
4. Не нужно тратить время на дорогу. | |||
минусы | 1. Отсутствие контроля за правильностью выполнения заданий. | 1. Нет индивидуальной отработки пробелов.
|
1. Высокая цена.
|
2. Низкая эффективность без должной мотивации. | 2. Отсутствие гарантий. | 2. Нет гарантии качества.
|
|
3. Минимальный контроль выполнения заданий. | 3. Потребность в регулярном посещении репетитора, отнимающая время и силы.
|
План подготовки к ЕГЭ по русскому по месяцам
Как лучше готовиться к экзамену? Распределите задания на тематические блоки. Темы из кодификатора разделите по месяцам. Попробуйте прикинуть, на какие темы понадобится больше времени, а какие можно пройти быстрее. Сделайте пометки на полях: на изучение сложных тем нужно заложить больше времени. Регулярность – это ключ к успеху при подготовке к экзамену.
Нужно начинать подготовку с изучения теории. Например, можно обратиться к справочникам Е. С. Симаковой «Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» и Д. Э. Розенталя «Русский язык на отлично. Орфография и пунктуация», в которых можно найти все правила по орфографии и пунктуации в соответствии с программой изучения русского языка в школе.
Для отработки заданий отлично подойдёт пособие «Я сдам ЕГЭ! Русский язык. Практикум и диагностика», созданное Федеральной комиссией разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ (И. П. Цыбулько, И. П. Васильевых, В. Н. Александров). Также можно воспользоваться «Открытым банком заданий ЕГЭ» на сайте ФИПИ.
Отличный помощник в написании сочинения – пособие Г. Т. Егораевой «ЕГЭ 2022 Русский язык. Тренажер. Учимся писать сочинение».
Многие пособия содержат как теоретическую часть, так и практические задания (например, Г. Т. Егораева, О. А. Серебрякова «ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл»). Такие пособия помогают закрепить материал в последние месяцы подготовки.
Не скачивайте первые попавшиеся пособия, учебники, сборники заданий и другие материалы для подготовки к ЕГЭ – они могут оказаться устаревшим или просто не самыми лучшими!
Много полезного можно узнать на онлайн-консультации разработчиков КИМ ЕГЭ «На все 100!». Консультация ЕГЭ по русскому языку будет транслироваться в онлайн-режиме на странице Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube 15 октября в 15:00.
Пример плана (с расчётом занятий три раза в неделю):
Месяц | Неделя | День и число | Тема, которую нужно пройти |
Сентябрь | 1 неделя | Звуки и буквы | |
Фонетический анализ слова | |||
Лексическое значение слова | |||
2 неделя | Повторение.
Синонимы |
||
Антонимы | |||
Омонимы | |||
3 неделя | Повторение | ||
Фразеологические обороты | |||
Группы слов по происхождению и употреблению | |||
4 неделя | Повторение | ||
Значимые части слова (морфемы) | |||
Морфемный анализ слова | |||
Октябрь | 1 неделя | Повторение
Последовательность работы над сочинением |
|
Основные способы словообразования | |||
Самостоятельные части речи | |||
2 неделя | Повторение
Служебные части речи |
||
Словосочетание | |||
Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
|||
3 неделя | Повторение
Формулировка проблемы сочинения. Комментирование сформулированной проблемы |
||
Второстепенные члены предложения | |||
Двусоставные и односоставные предложения | |||
4 неделя | Повторение
Формулировка позиции автора |
||
Распространённые и нераспространённые предложения | |||
Полные и неполные предложения | |||
Ноябрь | 1 неделя | Повторение
Аргументирование собственного мнения по проблеме |
|
Осложнённое простое предложение | |||
Сложное предложение | |||
2 неделя | Повторение
Работа над композицией сочинения |
||
Сложные бессоюзные предложения.
Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения |
|||
Сложные предложения с разными видами связи между частями | |||
3 неделя | Повторение. Написание сочинения | ||
Способы передачи чужой речи | |||
Отработка заданий ЕГЭ по русскому языку | |||
4 неделя | Повторение
Отработка заданий ЕГЭ по русскому языку |
||
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц | |||
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц | |||
Декабрь | 1 неделя | Повторение.
Отработка написания сочинения |
|
Употребление Ь и Ъ | |||
Правописание корней | |||
2 неделя | Правописание приставок | ||
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | |||
Правописание -Ни -НН- в различных частях речи | |||
3 неделя | Правописание падежных и родовых окончаний | ||
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | |||
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | |||
4 неделя | Повторение
Отработка написания сочинения |
||
Правописание отрицательных местоимений и наречий | |||
Правописание НЕ и НИ | |||
Январь | 1 неделя | Правописание служебных слов. Правописание словарных слов | |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | |||
Отработка заданий ЕГЭ по русскому языку | |||
2 неделя | Повторение
Отработка написания сочинения |
||
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым | |||
Знаки препинания в простом осложнённом предложении | |||
3 неделя | Знаки препинания при обособленных определениях | ||
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | |||
Знаки препинания при сравнительных оборотах | |||
4 неделя | Повторение
Отработка написания сочинения |
||
Знаки препинания при уточняющих членах предложения | |||
Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение) | |||
Февраль | 1 неделя | Повторение. Знаки препинания в предложениях
со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
|
Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение) | |||
Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение) | |||
2 неделя | Повторение
Отработка написания сочинения |
||
Знаки препинания в сложносочинённом предложении | |||
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | |||
3 неделя | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | ||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | |||
Знаки препинания в сложном предложении с союзной
и бессоюзной связь |
|||
4 неделя | Повторение. Тире в простом и сложном предложениях | ||
Двоеточие в простом и сложном предложениях | |||
Пунктуация в простом и сложном предложениях
Отработка заданий ЕГЭ по русскому языку |
|||
Март | 1 неделя | Отработка заданий ЕГЭ по русскому языку
Текст как речевое произведение. |
|
Смысловая и композиционная целостность текста | |||
Стили и функционально-смысловые типы речи | |||
2 неделя | Орфоэпические нормы. Лексические нормы | ||
Грамматические нормы (морфологические нормы) | |||
Грамматические нормы (синтаксические нормы) | |||
3 неделя | Повторение
Отработка написания сочинения |
||
Выразительные средства русской фонетики | |||
Выразительные средства словообразования | |||
4 неделя | Выразительные средства лексики и фразеологии | ||
Выразительные средства грамматики | |||
Отработка заданий ЕГЭ по русскому языку |
Нужно оставить время на повторение пройденного, написание сочинений и решение КИМов. Это поможет закрепить изученный материал и позволит ему надолго отложиться в памяти.
Повторение изученного | ||||
Месяц | Неделя | День и число | Тема, которую нужно пройти | Отчёт о проделанной работе |
Март | 1 неделя | |||
2 неделя | ||||
3 неделя | ||||
4 неделя | ||||
Апрель | 1 неделя | |||
2 неделя | ||||
3 неделя | ||||
4 неделя | ||||
Самопроверка
Без самопроверки не обойтись. Проверка самого себя нужна, чтобы отслеживать прогресс. Если прогресса нет, то вы выбрали неправильный способ подготовки или приложили недостаточно усилий. На следующий день после изучения темы вы помните только половину того, что узнали. Ещё через несколько дней от информации остаётся всего 25%. Для успешной сдачи экзамена заканчивайте занятие блицопросами по пройденным темам, каждую неделю пишите диктанты по теории (несколько тематик), повторяйте материал.
Кроме того, нужно стремиться выполнять задания быстрее, так как время написания экзамена строго ограничено. Нужно «набить руку», чтобы укладываться в определённые временные рамки. Доведите тестовую часть до автоматизма. В этом деле таймер будет отличным помощником.
Также необходимо регулярно писать сочинения формата ЕГЭ. Самая «ценная» содержательная часть сочинения – комментарий. Чтобы правильно формулировать комментарий, структурировать сочинение и не допускать ошибок, показывайте свой текст неравнодушному учителю. Преподаватель укажет на недочёты и объяснит, как их исправить.
Весной во многих учебных заведениях и образовательных заведениях будут проводиться пробные тренировочные экзамены. Проверьте свои силы! Участие поможет справиться с волнением и выработать алгоритм выполнения заданий.
Полезные советы
Несколько советов, которые помогут подготовиться к ЕГЭ:
- Развивайте внимательность.
Больше всего баллов на экзамене набирает не везунчик, а самый внимательный. Очень легко неправильно понять задание и написать в ответе не ту цифру или слово. Из-за невнимательности теряется около 30 % баллов. Чтобы избежать этого, сначала несколько раз повторите задание про себя и только потом приступайте к его выполнению. Несколько эффективных приёмов, которые развивают внимательность: счёт определенных объектов или предметов, запоминание деталей, игры на поиск отличий, головоломки, мобильные приложения.
- Учите правила в стихотворной форме.
Рифмизация облегчает запоминание необходимой информации. Намного проще выучить ударения таким способом:
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Или:
Ко второму же спряженью
отнесем мы, без сомненья,
все глаголы, что
на -ИТЬ, исключая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
Также эффективно запоминать такие предложения:
Одеть Надежду, надеть одежду.
Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и цыкнул: «Цыц».
- Работайте с карточками, таблицами и алгоритмами.
Эти материалы значительно облегчают подготовку. Например, выучить корни с чередованием легко с помощью ярких таблиц, в которых можно самостоятельно выделить орфограммы. Список средств выразительности лучше всего сделать в виде карточек.
- Тренируйтесь заполнять бланк ЕГЭ.
Все знают, что на ЕГЭ ответ в клеточках нужно записывать печатными буквами и цифрами. В теории это несложно, а на практике – весьма затруднительно. Многие начинают писать прописью по привычке. Во избежание этого потренируйтесь вносить информацию в бланк.
- Запоминайте словарные слова.
В русском языке часто встречаются слова, правописание которых нужно запомнить. Время от времени пролистывайте орфографический словарь. Правописание некоторых слов останется в памяти.
- Распечатайте словник (есть в демоверсии) крупным шрифтом, приклейте листы на видных местах.
Так вы быстрее запомните правильную постановку ударения в словах, а также натренируете память.
- Читайте.
Чтение – это очень действенный способ подготовки к ЕГЭ по русскому. Однако к выбору книг нужно подходить серьёзно. Это может быть не только художественная, но и научно-популярная литература. Например, «Русский язык на грани нервного срыва» М. А. Кронгауза.
Учебники. Пособия
- Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., серия пособий по подготовке к ЕГЭ (издательство «Экзамен»).
- Драбкина С. В., Субботин Д. И. «Готовимся к итоговой аттестации» (издательство «Интеллект-Центр»)
- «ЕГЭ. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий» / Бисеров А.Ю., Текучёва И.В.;
- «ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания» / Львов В.В.;
- «ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания» / Пучкова Л.И.
- «ЕГЭ. Русский язык. Практикум. Культура речи» / Козлова Т.И.
- «ЕГЭ. Русский язык. Практикум. Орфография» / Груздева Е.Н.
- «ЕГЭ. Русский язык. Практикум. Пунктуация» / Потапова Г.Н.
- «Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг по новой демоверсии. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ» / Сенина Н.А., Гармаш С.В.
- Симакова «Русский язык. Справочник»
- Цыбулько «36 тренировочных вариантов»
Вывод
Получить по ЕГЭ высокий балл сможет трудолюбивый и ответственный выпускник. К экзамену легко подготовиться без стресса и бессонных ночей. Ключ к успеху – планирование и сила воли. Не откладываете подготовку на последние дни, тогда всё получится! От команды Спадило желаем всем удачи!