Познание человеком самого себя

Нужно ли познавать самого себя? Как использовать результаты сложного процесса самопознания для дальнейшего развития? Насколько полезна рефлексия и нужна ли она вообще? Эти вопросы будут в центре внимания тех тем, которые будут сформулированы в подразделе 1.3.

Тема 1. К чему приводит нежелание анализировать свои поступки?

Аргумент 1. Когда герой не хочет или не считает нужным анализировать свои поступки, то это о многом говорит. Например, герои романа Льва Толстого «Война и мир» Элен и Анатоль Курагины вообще не склонны к тому, чтобы думать о том, что они делают и каковы будут последствия их действий. Сами лишённые совести, они делают всё только в личных интересах, ради собственного удовольствия или корысти. Например, Анатоль без зазрения совести пытается соблазнить юную Наташу Ростову, зная, что никогда не может быть вместе с ней – ведь он был женат. Его мало интересует то, что он разрушает судьбу девушки. Он действует, ни о чём не задумываясь, а после произошедшего не только не анализирует свои поступки, а делает из всего предмет купли-продажи: он вынуждает Пьера Безухова выкупить у него письма Наташи. Не случайно Пьер говорит о Курагиных как о «подлой, бессердечной натуре». Анатоль, неумный, крайне циничный, развращённый, не осознаёт меру своего нравственного падения, поскольку не способен оценивать и анализировать свои поступки. (154 слова)

Аргумент 2. А вот герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» молодой врач Дмитрий Ионович Старцев, конечно, иногда задаёт себе вопросы, но со временем всё реже и реже. Он перестаёт анализировать всё, что делает, чтобы не волноваться и не тревожиться. Отказ от самоанализа приводит к разительным переменам в человеке: он становится совершенно иным и внешне, и внутренне. Теперь он «свой» в этом городе, поэтому по-свойски его зовут Ионычем. Отказ от идеалов юности, неспособность сопротивляться человеческой пошлости, нежелание думать о происходящем и анализировать совершаемые поступки превращают человека в некое существо, которое мало напоминает того Дмитрия Старцева, который когда-то приехал в это городок полный надежд и желаний. (100 слов)

Тема 2. Нужно ли уметь разбираться в своих чувствах?

Аргумент 1. Героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Софья Фамусова — дочь важного московского чиновника. В неё влюблён Александр Андреевич Чацкий, который ждёт от Софьи ответных чувств. Однако ему неведомо, что сердце девушки занято Молчалиным, секретарём Фамусова. По мере развития сюжета читатель узнаёт, что Молчалин — человек низкий и подлый: он ухаживает за ней лишь потому, что она дочь человека, который может помочь ему сделать карьеру. Но Софья находится во власти своих чувств, она видит в Алексее Молчалине тихого, скромного, бедного человека, которого она может сделать счастливым. Поглощённая своей романтичной любовью, Софья и не пытается разобраться в чувствах. Лишь в финале пьесы Софья словно прозревает, говоря: «Себя я, стен стыжусь». Она только теперь стыдится чувств, которые испытывала к мерзавцу и цинику. Но прозрение приходит слишком поздно.(126 слов)

Аргумент 2. Неумение разобраться в своих чувствах приводит к ошибкам, которые могут не только изменить человеческую жизнь, но и разрушить её. Так, герой романа Пьер Безухов принимает увлечение Элен Курагиной за любовь, и это заканчивается женитьбой на женщине, внешне изумительно красивой, но холодной, циничной и корыстной. Добрый, по-детски наивный Пьер только позже поймёт, какую ошибку он совершил, не сумев понять свои чувства и связав себя с «подлой, бессердечной» курагинской породой.

Наташа Ростова всегда живёт во власти чувств. Она искренне влюбляется в Андрея Болконского. Отъезд Болконского, отложенная на год по настоянию его отца свадьба потрясают её. Оставшись одна, она оказывается игрушкой в руках интриганов Курагиных. Анатоль Курагин – светский красавец, которого привлекает в Наташе её беззащитность, неопытность и неискушённость. Наташа, чувствуя порочность чувств, которые она начинает испытывать к Курагину, тем не менее поддаётся им. Уже не пытаясь разобраться в своих ощущениях, Наташа готова бежать с Анатолем. Раскаяние придёт позже, оно будет горьким. Жизнь изменится, будет расторгнута помолвка с Болконским. И это произойдёт от неумения разобраться в своих чувствах. (164 слова)

Тема 3. Нужно ли познавать самого себя?

Аргумент 1. Пытается понять самого себя, свои действия и поступки герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин. Лучшее тому подтверждение – его дневник, в котором он подробно рассказывает о событиях своей жизни, размышляет о своей судьбе, о вечных вопросах, на которые стремится найти ответ. Мы видим, что перед нами незаурядный человек, стремящийся понять мотивы собственного поведения. Казалось бы, это раскрывает перед ним неограниченные возможности для движения вперёд, развития и самосовершенствования, однако рефлексия Печорина словно чрезмерна: она касается и действий, и чувств героя. Самоанализ настолько беспощаден, что становится саморазрушительным, он не приносит герою ни счастья, ни удовлетворения, а несёт лишь разочарование в себе, в окружающих людях, которых Печорин видит насквозь, в мире, который не даёт возможности проявить потенциал человека, способного на многое. «Было мне предназначение высокое», — убеждён герой, но свою цель он не угадал. Поэтому в этом случае попытка понять себя не приносит герою ничего, что могло бы стать для него тем, ради чего можно было бы жить. (159 слов)

Аргумент 2. Стремление к пониманию собственной души отличает героиню рассказа И.А.Бунина « Чистый понедельник». Эту девушку сложно представить в состоянии обычного земного счастья. Она предстаёт перед нами человеком думающим, размышляющим о важных проблемах бытия. Внутренняя неуспокоенность героини говорит о поиске ею своего пути в мире, частью которого она на первый взгляд является. Рестораны, модные вечера, литературные концерты, современный театр – всё это есть в её жизни, однако неожиданные поездки в монастырь, посещение раскольничьего кладбища, цитирование древнерусских летописей и библейских текстов говорит о том, что в душе девушке идёт глубокая работа, которая должна помочь ей разобраться в самой себе, найти свой путь. Её уход в монастырь, ставший полной неожиданностью для героя, не отличающегося особой проницательностью, скорей всего, и есть тот результат, к которому привела внутренняя работа, духовные поиски, попытка понять себя, свои стремления, предугадать свой истинный путь, сделав правильный выбор.(136 слов)

Текст: Елена Бочкова, 516 👀