Проблема человеческого непонимания

сочинение по тексту ЕГЭ •
по Л.Е. Улицкой (1)Поздравляю тебя, дорогой Александр! (2)Тебе шестнадцать лет, и ты совершил свой первый взрослый поступок – ушёл из дому. (3)Это рано или поздно делают все люди – уходят от родителей. (4)Но ты это сделал особенным образом: ты уехал потому, что родители тебя не понимают и вообще все их понятия тебе не по душе. (5)В какое положение ты поставил сестру? (6)Она, конечно, приютит тебя, но ведь ей перед родителями неловко! (7)Вроде получается, что она тебя одобряет! (8)Знаешь, ты прав: трудно жить в семье без понимания. (9)Но дело в том, что ведь это процесс взаимный, они не понимают тебя, а ты не понимаешь их. (10)По большому счёту, в нашем мире с пониманием возникают проблемы: никто никого не понимает. (11)Я бы даже сказал, что человек очень часто не понимает сам себя: скажи, к примеру, вот зачем ты сказал отцу, что его понимание жизни ограничивается знанием устройства карбюратора и коробки передач? (12)Зачем ты сказал своей матери, что она в состоянии понять только кур со своей фермы? (13)Это надо было такую глупость сказать! (14)Она понимает своих кур, чувствует, что им надо! (15)Когда была эпидемия и вымерли все куры в округе, у неё все птицы остались живы! (16)Веками считалось, что только колдовство может защитить животных от таких поветрий, а твоя мать – одним пониманием – сохранила пять тысяч своих птиц! (17)Да такое понимание, как у неё, – редкий дар! (18)А карбюратор и коробка передач? (19)Да это же сложные механизмы, а отец твой их глубоко понимает и даже сам изобрёл столько маленьких механических вещей! (20)Да если бы он был коммерсант и умел продавать свои маленькие изобретения, он давно был бы богачом! (21)У него такая острая техническая мысль, а ты как будто считаешь, что это неважно, незначительно! (22)Человек связан с миром растений и животных, даже с космосом, через понимание. (23)Это понимание высшего порядка, а не низшего! (24)Честно говоря, ты попал в больное место – всю жизнь я об этом думаю: почему мир полон непонимания? (25)На всех уровнях! (26)Старики не понимают молодёжь, а молодёжь – стариков; друг друга не понимают соседи, учителя и ученики, начальники и подчинённые, государства не понимают свои народы, а народы – своих правителей. (27)Нет понимания между классами – это Карл Маркс придумал, что одни классы должны непременно ненавидеть другие. (28)Всё это даже в тех случаях, когда люди говорят на одном языке! (29)А когда на разных? (30)Как один народ может понять другой? (31)Вот и ненавидят друг друга от непонимания! (32)Не буду приводить примеры: в зубах навязли. (33)Не знаю, почему так. (34)А с чего я начал? (35)Поздравляю тебя с днём рождения! (36)Давай повидаемся! (37)У меня для тебя подарочек заготовлен!
Даени Пино. Уход.

Даени Пино. Уход.

Вступление

Отсутствие понимания – вот причина всех конфликтов и раздоров между людьми. Из-за непонимания мотивов и поступков рождается неприязнь между близкими и родными, часто неразрешимая. Ведь человек не привык легко признавать свои ошибки или запросто менять годами сформировавшиеся взгляды. Хотя бы попытки встать на место другого, посмотреть на жизнь его глазами способны изменить мир.

Проблема

В тексте Людмилы Евгеньевны Улицкой  рассматривается ситуация непростых взаимоотношений сына и родителей. Проблема человеческого непонимания становится главной в рассматриваемом отрывке.

Комментарий

Из письма рассказчика шестнадцатилетнему юноше Александру становится ясно, что тот ушел из дома из-за отсутствия понимания с родителями. Молодой человек не способен осознать ценность родительских взглядов и интересов, которые кажутся ему ограниченными уходом за курами и разбором карбюраторов. Автор письма пытается убедить молодого человека, что не только он сталкивается с такой проблемой. Родителям тоже тяжело понять его, его увлечения и жизненную позицию. И вообще, непонимание – одна из главных проблем человечества, с которой сталкиваются родители и дети, учителя и ученики, соседи, начальство и подчиненные, государства, говорящие на разных языках. Это часто происходит от неумения понимать самих себя. К примеру, слова самого Александра в отношении родителей кажутся автору письма «глупостью». Ведь он не до конца осознает пользу способностей матери ухаживать за животными и отца изобретать новые механизмы.

Авторская позиция

Л.Е. Улицкая высказывает свою позицию при помощи слов автора письма. Она считает, что все проблемы людей от неумения понять друг друга, нежелания идти на компромисс. Писатель не знает, почему так происходит, и как с этим бороться. Единственный выход – попытаться понять того, кто находится рядом с тобой, и разъяснить ему свою позицию.

Своя позиция

Я думаю, что люди часто провоцируют конфликты из-за недопонимания. Мы должны научиться договариваться, ставить себя на место другого, иногда соглашаться с противоположной нашим убеждениям точкой зрения. Только при таком условии станет возможным дальнейшее успешное взаимодействие поколений и людей различных социальных категорий.

Аргумент №1

Практически в каждой написанной художественной книге проявляется конфликт интересов, проблема непонимания, столкновение различных взглядов на жизнь. Одним из самых ярких противостояний является неприятие друг другом различных поколений. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представители молодого поколения не принимают не только «отцов», но и друг друга. Главный герой Чацкий высмеивает законы и убеждения старших, он становится глашатаем новой эпохи, новых принципов и убеждений. Из-за этого между ним и представителями «судей» возникает непреодолимая пропасть, которая еще много лет будет мешать становлению общества будущего. Ни Чацкий, ни Фамусов не желают понять друг друга, не способны пойти на компромисс, отсюда и неразрешимые конфликты, от которых страдают все. Но и среди молодежи есть те, кто останавливает развитие нового поколения – Молчалины. Они своим подхалимством готовы разрушить любые устремления молодежи только ради собственной выгоды. Таким образом, ситуация непонимания связана с любыми категориями людей – от отношения «отцов» и «детей» до взаимодействия между представителями одного поколения.

Аргумент №2

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» также рассматривает непонимание между людьми различных поколений. Базаров – главный герой, проповедующий взгляды нигилизма, не понимает принципов, поступков и убеждений поколения прошлого, представителями которого становятся братья Кирсановы. Их противостояние приводит к тому, что традиции прошлого постепенно разрушаются, а на их месте практически ничего не выстроено. Непонимание поколений приводит к остановке в развитии общества.

Заключение

Проблема непонимания людей – одна из ключевых в современном обществе и мировой литературе. Из-за отсутствия понимания, человечество не способно договориться, выстроить единый план действий. Отсюда конфликты и войны, столкновения и кровопролитие. Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо чаще идти на компромисс и делать более глубокие попытки понять других.

Текст: Елена Бочкова, 6.5k 👀