👀 805 |

Проблема мировосприятия

сочинение по тексту ЕГЭ

по Д. Утенкову (1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся закатом, птичками или кошками, – это больше так, замыленные восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри неё. (5)Однажды на листочке бумаги мой сын Серёжа нарисовал двух котов, собирающих в лесу грибы. (6)Большой кот и котёнок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а за руки. (8)Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с Серёжей. (11)Острота и незамыленность в детском взгляде – это ещё не всё. (12)Он обладает также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы комара, крылья мухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучков-паучков, травинки, цветочки я показывал сыну, когда он был ещё младенцем. (14)Вместо ярких и безвкусных пластмассовых погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние листья клёна, цветы по сезону, шишки еловые да сосновые. (15)И видел его явное удовольствие от них. (16)Лет с пяти-шести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог, а потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине с нашей общей работой. (19)Кошки и котята дома у нас не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики. (23)Громадные берёзы и вётлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во всём стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закаты-рассветы росные, град. (27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал высоченную берёзу. (28)А какие туманы в полнолуние мы с ним видели! (29)Помнится, показал я Серёже в сильную лупу снежинки на улице. (30)Нашёл фотографии в книгах. (31)И сказал, что среди миллионов снежинок одинаковых никогда не будет. (32)Серёжа это понял и стал уже по-другому смотреть на это белое чудо. (33)И рисовать. (34)Вот отсюда и сюжеты его картинок появлялись. (35)Могут спросить, мол, почему он так много кошек рисует и… сорок? (36)Просто у нас их много, и он вместе с нами их любит. (37)А черепашек-ниндзя или динозавров, не говоря уж о телепузиках, он никогда не рисовал. (38)Флоренский писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет творчества – в сохранении юности. (40)Секрет гениальности – в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь… (41)Эта-то конституция и даёт гению объективное восприятие мира… и потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как бы блестяще оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть гениального мировосприятия – проникновение в сущность вещей, а суть иллюзорного – в закрытии от себя реальности».
Валентин Серов. Дети.

Валентин Серов. Дети.

Вступление

Каждый воспринимает мир по-своему. Глядя на одни и те же вещи, мы можем видеть совершенно разное. Отсюда возникает творческое мышление, умение выражать то, чего не замечают другие, вызывать тем самым чувства и мысли, дремлющие в потайных закоулках человеческих душ. Чем точнее отражение окружающей действительности, тем талантливее художник, тем необычнее человек.

Проблема

Художник Д.М. Утенков поднимает проблему восприятия мира, его формирования у человека с раннего детства и реализации в произведениях искусства и в жизни. Особенное внимание он уделяет становлению детского мировосприятия, развитию точности в осознании реального мира.

Комментарий

Автор на примере своего сына показывает особенности детского восприятия. Он говорит о том, что ребенок в своем становлении и взрослении берет то, что дают ему родители. Если с малышом заниматься, показывать ему истинную красоту жизни, детали, из которых состоит действительность, он научится видеть то, чего не замечают окружающие. Ему перестанет быть интересна искусственно созданная иллюзия в виде телевизионных шоу или мультфильмов. Он поймет и оценит прелесть и неповторимость снежинок, грациозность кошек и легкость полета птиц.

Авторская позиция

Д. Утенков убежден, что секрет гениальности кроется в сохранении у взрослого человека детского взгляда на жизнь, «острота и незамыленность» восприятия мира. От этого идет объективность, цельность и реальность изображаемых панорам и событий жизни, проникновение в самую суть вещей.

Своя позиция

Не могу не согласиться с автором. Детская наивность и открытость миру позволяет увидеть вещи, недоступные взрослому опытному взгляду. Человек, сумевший сквозь жизнь пронести способность удивляться новому и восхищаться окружающей жизнью, как ребенок, сможет открыть нечто новое в привычном распорядке вещей.

Аргумент №1

Иногда люди, сохранившие детскую манеру во взаимодействии с окружающими, воспринимаются другими как «странные», не похожие на остальных. Таким предстает в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» князь Мышкин, которого никто не считает разумным человеком, полностью понимающим жизнь. Тем не менее, наивность главного героя, умение буквально воспринимать происходящее вокруг позволяют ему сильнее остальных чувствовать страдания людей, их душевные мучения и смятения. Он видит в Настасье Филипповне глубоко несчастную женщину, тогда как остальные воспринимают ее распущенной и падшей. В разбойнике Рогожине он распознает боль и страдание и прощает ему греховные деяния. Все попытки князя помочь людям, спасти их оборачиваются жестокостью и непониманием. Мир его отвергает.

Аргумент №2

Наивность, детскость главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза» также не принимается жестоким миром мещанства и консерватизма. Воспринимающая жизнь как счастье, девушка оказывается в семье самодуров Кабановых, которые не знают, что такое человеческое счастье, настоящая любовь и страсть. Они живут по своим законам, которые исключают возможность реального взгляда на мир, которым обладает Катерина. Попытки девушки изменить реальность, показать всем истинные ценности заканчиваются крахом, и она в отчаянии убивает себя. Порой люди не способны взглянуть на мир с детской непосредственностью, и часто не понимают и не принимают тех, кто видит в течении жизни что-то другое, непонятное и чуждое большинству.

Заключение

Детское восприятие мира связано не только с творчеством. Есть люди, которые видят мир иначе, без пелены условностей и общепринятых закономерностей. Все мы должны стремиться к этому – видеть истину привычных вещей и событий. Но зачастую общество настороженно относится к непохожим на них людям, и в этом одна из трагедий человечества.

✍️ Автор: Даниил Романович | 📄 Скачать PDF |Поставить огонёк:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *