Проблема недоверия людей

сочинение по тексту ЕГЭ •
по К.П. Победоносцеву (1)В тёмные эпохи истории бывало такое состояние общества, в котором над всеми гражданами тяготело чувство взаимного недоверия и подозрения. (2)Читая об этом, мы радуемся, что живём в иную пору и что события прошлого составляют для нас предание. (3)Но всмотримся ближе в совершающиеся около нас явления – и принуждены будем сознаться, что и настоящее изобилует признаками подобного же состояния. (4)Взаимное недоверие между нами пустило, может быть, корни ещё глубже во внутреннюю жизнь общества, нежели в ту пору. (5)Всего более поражает в состоянии нашего общества в последние годы отсутствие той простоты и искренности в отношениях, которая составляет главный интерес общественной жизни, оживляет её веянием свежести и служит признаком здоровья. (6)Как редко случается видеть, что люди сходятся просто, без искусственного заднего плана, на котором рисуются смутные тени, мешающие свободному общению! (7)Таких теней образовалось в последнее время бесчисленное множество, точно множество тёмных духов, рассеивающих смуту в воздухе. (8)Откуда взялись они?.. (9)Посмотрите, как сходятся люди в нашем обществе, знакомые и незнакомые, для дела и без дела. (10)Едва взглянули в глаза друг другу, едва успели обменяться словом, как уже стала между ними тень. (11)С первого приёма речи, который употребил один, у другого возникла уже задняя мысль: «А вот какого он мнения, вот какой он школы, вот какого он убеждения?» (12)Присмотритесь, прислушайтесь, как вслед за этим первым впечатлением разгорается всё сильнее взаимное подозрение. (13)Как оно потом переходит в раздражение. (14)Как затем всякий спокойный обмен мыслями становится невозможен. (15)Как отрывистые и резкие фразы сменяются в принуждённой беседе столь же резкими паузами. (16)И как, наконец, люди расходятся, не узнав друг друга и осудив уже друг друга с первой встречи. (17)Сколько сил пропадает даром или лежит в бесплодии из-за этой бессмысленной игры во впечатления и в призраки убеждений! (18)Люди, в сущности, честные, добрые, способные, вместо того, чтобы делать практическое, насущное дело жизни, на них положенное, складывают руки, теряют энергию, истощаются в бесплодном раздражении и негодовании. (19)Они ещё руки не приложили к своему делу, а оно им уже противно, они изверились в нём потому, что оно не соответствует воображаемой теории дела. (20)Случается слышать, как воспитатель, управляющий заведением, презрительно отзывается о педагогах, отстаивающих строгость дисциплины в воспитании; как военный офицер с негодованием громит отсталых людей, доказывающих необходимость дисциплины для армии; как судья и учёный юрист обзывает невеждами людей, требующих наказания вору... (21)Все пошли врознь, всем стало трудно соединяться для деятельности, потому что все с первых же шагов расходятся в мыслях о деле, или, вернее сказать, во фразах, облекающих неясные мысли.
Генрих Ипполитович Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу.

Генрих Ипполитович Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу.

Вступление

Доверие – фундамент, на основе которого строятся все добрые человеческие взаимоотношения. Недоверие же, напротив, разрушает как общество, так и самих людей изнутри. Это крайне опасное состояние, которое мешает простому общению людей, заранее навешивая ярлыки на его участников. Отсюда повсеместная отстраненность людей, ставшая закономерностью для современного социума.

Проблема

В тексте Константина Петровича Победоносцева, русского правоведа и писателя-историка, поднимается проблема человеческого недоверия, приводящего к все увеличивающейся разъединенности общества. Людям необходимо пересмотреть свои взгляды на отношения друг с другом, иначе доверие может быть утрачено полностью. С каждой эпохой ситуация усугубляется, и затронутая проблема становится все актуальнее.

Комментарий

К.П. Победоносцев для раскрытия глубины проблемы начинает свои размышления с «темных эпох», когда люди особенно остро чувствовали подозрительность по отношению друг к другу. Постепенно авто убеждает читателя, что его современность мало чем отличается от тех давно ушедших времен. Напротив, уровень недоверия возрастает с геометрической прогрессией. Совершенно исчезла «простота и искренность» в отношениях, возможность легкого непринужденного общения. Люди начинают оценивать друг друга уже с первых сказанных фраз, первых произнесенных слов. И если они слышат то, что настораживает, общение заканчивается. Люди расходятся, не успев узнать друг друга, навешивая часто нелестные определения на собеседника. Даже при попытке продолжить разговор, они не могут совладать со своими эмоциями – от недоверия возникает раздражительность и негодование. На эти пустые действия тратится энергия человечества, которая могла быть направлена в созидательное русло.

Авторская позиция

Автор предостерегает читателя о том, что от недоверия общество может окончательно разрушиться. Это сделает невозможным соединение «для деятельности», потому как люди расходятся уже в самих мыслях. Но даже мыслями это назвать сложно – они не находят понимания друг с другом «во фразах, облекающих неясные мысли».

Своя позиция

Я поддерживаю точку зрения автора. Недоверие и разобщенность людей, действительно, очень серьезная проблема современного общества. Неумение общаться без оглядки на собственные домыслы и поиски скрытых смыслов постепенно способны привести к ожесточению людей, к формированию у них равнодушного отношения ко всему происходящему вокруг.

Аргумент №1

Русская литература много раз поднимала тему человеческого недоверия к окружающим и, как следствие, формирования в людях душевной черствости. К примеру, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» раскрыт образ современного писателю молодого человека Григория Печорина. В своем персонаже автор рисует портрет целого поколения. Одно из главных качеств Печорина – неумение доверять окружающим. Он не верит, что его можно по-настоящему любить. Он не реагирует на теплое отношение Максима Максимыча, потому что думает, что это человек ограниченный, не способный понять его высоких устремлений. Дружба для него тоже не привлекательна. Он считает, что в дружбе «один всегда раб другого». Такое вселенское недоверие рождается в герое от недоверия самому себе. И душа его постепенно угасает.

Аргумент №2

В зарубежной литературе тоже немало произведений, посвященных размышлениям о взаимоотношениях людей, постепенно возрастающем отстранении их друг от друга из-за недоверия к чувствам и мыслям. В рассказе «Там, где чисто, светло» Эрнест Хемингуэй рисует мир, где герои перестали понимать ценность дружбы, отделились от остального общества. Одинокие и пустые, они больше похожи на живых мертвецов.

Заключение

Когда недоверие к искренности окружающих закрадывается в сердце, ни о каком успешном взаимодействии не может быть и речи. Ведь только умение полагаться на другого, принимать его помощь, а также самому не забывать предлагать поддержку, способно сделать людей счастливее, а общество более крепким и сплоченным.

Текст: Елена Бочкова, 6.3k 👀