Проблема отношения человека к природе

сочинение по тексту ЕГЭ •
по Л.М. Леонову (1)С глазами, полными слёз, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки. (2)Правда, добрая половина Облога стояла нетронутой, но в сознании мальчика бор перестал существовать одновременно с гибелью той могучей хвойной старухи, что осеняла Калинову кровлю. (3)Оставлять её было немыслимо: в первую же пургу, при падении, она раздавила бы Калинову сторожку, как гнилой орех. – (4)Теперь раздайсь маленько, – тусклым голосом сказал Кнышев. – (5)Дакось и мне погреться чуток! (6)Неожиданно для всех он сбросил с себя поддёвку и остался в белой рубахе, опоясанной кавказским ремешком с серебряным набором. (7)Десяток рук протянули ему пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее, как струна, и притоптал снежок, где мешал, – прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо, как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. (8)Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей древней красе, прямая, как луч, и без единого изъяна; снег, как розовый сон, покоился на её отяжелевших ветвях. (9)Пока ещё не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук. – (10)Вот как её надоть, – наставительно промолвил Золотухин. – (11)Учитеся! (12)И хотя Кнышев действовал без передышки, все понимали: он несколько подзатягивает своё удовольствие, чего простые люди никогда не прощали и заправским палачам. – (13)Пошла-а... – придушенно шепнул кто-то над головой Ивана. (14)Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. (15)Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грёзы детства! (16)Не дождавшись конца, весь содрогаясь, Иван отправился побродить по оголённому пространству. (17)Он вернулся, когда миновал приступ отчаяния. (18)Непонятно по прошествии стольких лет, откуда у тихого крестьянского отрока взялась такая ярость, но следует допустить одно для понимания всего дальнейшего: призвание смолоду ведёт человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нём сноровку и волю на осуществление его исторических целей. (19)Можно только гадать, каким чудом оказалась у Ивана рогатка, кто вложил ему камень в руку посреди зимы. (20)Кнышев успел выпустить первое облачко дыма, когда в щёку ему угодил Иванов гостинец. (21)Произошло замешательство, скверная брань вспыхнула. (22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своём недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всём снаряжении не подоспел сам Кнышев. – (26)Слазь, волчонок, – глухо сказал большой, еле переводя дух. – (27)Гнилой барин! – повторил маленький, словно знал, что для Кнышева, гордившегося своим здоровьем и плебейским происхождением, нет клички обидней. (28)Тут за дело взялся Титка: – (29)Покарауль его, сейчас мы его жердиной от туда сковырнём! (30)Кнышев щурко смотрел на мальчонку, на его под рваным треушком сверкающие глаза, на босую, в крови, слегка посиневшую ступню. (31)Что-то изменилось в его намерениях: вряд ли пожалел человеческого зверька в лохмотьях, но подивился, наверное, что за целое десятилетие его злодейской деятельности лишь один этот, во всей России, крестьянский паренёк с кулаками вступился за русские леса. – (32)Ступай отсюда, дурак! – приказал Кнышев Титке. – (33)Нет, погоди, валенок ему сперва отыщешь...

Вступление

Человечество неразрывно связано с природой. Несколько тысячелетий назад люди способны были влиять на мир растений и животных не больше чем другие существа на планете. Но с развитием цивилизации ситуация резко поменялась. С технологическим процессом все вероятнее становится скорая гибель природных ресурсов из-за бездумного пользования их представителями высшего разума.

Проблема

По сей день человечество воспринимает природу как возможность для опытов, вступает с ней в противоборство. Однако многие из нас уже сейчас понимают необходимость бережного отношения к ней, чтобы мир продолжал радовать нас своей совершенной красотой. По своей сути человек сочетает в себе два противоположных качества – способность созидать и стремление разрушать. Проблему взаимоотношений людей и мира природы рассматривает Л. М. Леонов, современный русский писатель.

Комментарий

Карел ван Мандер. Аллегория природы.

Карел ван Мандер. Аллегория природы.

Тема раскрывается на примере двух противопоставленных персонажей – мальчика, вставшего на защиту природы родного края, и Кнышева, бывалого лесоруба, которого наняли для срубки «старой матери Облоги», способной разрушить крыши домов при падении. Последний не умел сочувствовать или сожалеть о гибели природы, он просто выполнял порученное ему дело. Сама вырубка могучего дерева представлена автором как казнь. Мальчишка Иван не нашел в себе сил спокойно наблюдать за планомерным уничтожением «могучей хвойной старухи». Для него ее гибель ассоциируется с окончанием детской сказки, с которой связано множество воспоминаний из прошлой жизни.

Авторская позиция

Писатель Л. Леонов не стремится ясно выразить свою позицию относительно произошедшего. Но читатель понимает, что природа, по его мнению, не просто украшает жизнь людей, она связана с человеком невидимой внутренней связью на ментальном уровне. Окружающий мир, его растения и животные, выступают символом естества, вечности, человеческой души. Его разрушение подразумевает попытку уничтожить историческое прошлое, самих себя.

Своя позиция

Я разделяю точку зрения Л.М. Леонова. Мы обязаны беречь мир, в котором живем, осознавать его неповторимость, выстраивать с ним взаимовыгодные отношения.

Аргумент №1

В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» изображен герой Игнатьич, который ради денег занимается браконьерством, уничтожает невероятное количество рыбы. Он прекрасно осознает, что своим безответственным поведением разрушает, губит мир природы. После встречи с Царь-рыбой, которая чуть не унесла его в глубь реки, испытав ужас приближающейся смерти, герой начинает понимать ошибки прошлого и полностью меняет свое отношение к природе. Только благодаря искреннему раскаянию Игнатьич остается жить на свете, природа прощает его.

Аргумент №2

Видит смыслом своей жизни защиту природы и Егор Полушкин из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он внимательно наблюдает за вырубкой лесов, убирает загрязнения, подсаживает лебедей в озеро. Свое бережное отношение к природе герой пытается передать сыну Кольке. Он воспитывает в нем осознание природы как живого организма, который легко можно уничтожить жестокостью и потребительским отношением.

Заключение

В современном мире крайне важно ответственно относиться к окружающему живому миру. Природа – это храм, в котором все мы живем. Загрязняя ее, варварски уничтожая ее ресурсы, мы собственными руками убиваем то, что дает нам жизнь и процветание, умаляем возможность продлить существование планеты. Наша задача сейчас – обеспечить сохранность и преумножить природные богатства.

Текст: Елена Бочкова, 10.5k 👀