Проблема равнодушного отношения к людям

по А.П. Чехову (1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. (3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всем видимостям провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал. (7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал: – (9)Через час будет готово. – (10)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин. – (11)Мне решительно невозможно ждать. (12)Провизор не ответил. (13)Свойкин опустился на диван и принялся ждать. (14)Свойкин был болен. (15)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором. – (17)Должно быть, у меня горячка начинается. (18)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (19)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек! (20)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал. (21)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора. (22)«Странные люди, ей-богу! – подумал он. – (23)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры». – (24)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина. – (25)Внесите в кассу рубль шесть копеек! – (26)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь. – (27)А у меня только всего один рубль... (28)Как же быть-то? – (29)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету. – (30)В таком случае вы извините... (31)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю. – (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите! (34)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (36)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (37)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (38)Он прилёг, как бы на минутку. (39)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (41)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

Вступление

Брайтон Ривьер. Преданность.

Брайтон Ривьер. Преданность.

Равнодушие людей друг к другу способно уничтожить любые лучшие начинания, привести к непоправимой трагедии. Бесчеловечное отношение уничтожает наше настоящее, следовательно, и будущее. Оно взращивает в человеческой душе холодность, отсутствие чести, самолюбование и эгоизм. А доброта, честность и достоинство теряют былую значимость, постепенно приводя человечество к саморазрушению.

Проблема

Проблема равнодушного отношения к людям становится главной в тексте Антона Павловича Чехова, гениального русского писателя начала 20 века. Она не утратила актуальности по сей день. Все чаще можно встретить людей, которые не видят вокруг никого, кроме себя. Только интерес к собственной персоне, своим нуждам способен вызвать хоть какой-то отклик в их душе. Остальные же для них остаются невидимыми тенями, бесцельно блуждающими вокруг.

Комментарий

Проблему равнодушия А.П. Чехов раскрывает на примере домашнего учителя Егора Алексеича Свойкина, оказавшегося в трагической ситуации из-за безразличия людей, находящихся рядом. Болезнь заставила героя обратиться к доктору, от которого он направился прямиком в аптеку за лекарством. Провизор, которого встретил там учитель, оказался человеком черствым и безразличным к проблемам других. На попытки Свойкина по-человечески поговорить и просьбы сделать все побыстрее из-за подступающей горячки, провизор никак не реагировал. Он заставил больного ждать около часа, а затем и вовсе не продал лекарство, потому что у героя недоставало шести копеек. Даже видя крайне тяжелое состояние человека, провизор заставил его идти домой за деньгами. Еле добравшись до дома, больной лег на кровать, с которой уже не смог встать. Скорее всего, крайне бесчувственное отношение провизора привело к смерти человека.

Авторская позиция

А.П. Чехов пытается предостеречь читателя от подобных поступков. По его мнению, безжалостность, бесчувственность, равнодушие, бесчеловечность легко могут стать причиной жизненной трагедии тех, кто в определенный момент нуждается в помощи ближайшего окружения.

Своя позиция

Полностью разделяю позицию автора. Нельзя принимать или не замечать человеческого равнодушия по отношению друг к другу. Любое наше бездействие может спровоцировать ухудшение ситуации, а то и вовсе привести к необратимым последствиям, как в случае с героем АП. Чехова.

Аргумент №1

В литературе проблема равнодушия и бесчеловечного отношения нашла отражение во многих произведениях. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» изображен Акакий Акакиевич – небогатый, обыкновенный человек, представитель так называемых «маленьких» людей. Долгое время он копил на новую шинель, чтобы избежать насмешек окружающих по поводу своего внешнего вида. Ему приходилось экономить буквально на всем, чтобы в один прекрасный день коллеги оценили его наряд по достоинству. Но вскоре шинель украли, Акакия Акакиевича избили. Пристав не смог ему помочь, и герой заработал тяжелое переохлаждение, от которого впоследствии умер. В конторе, где он работал, отсутствие чиновника заметили лишь через несколько дней. Такое повсеместное равнодушие и безразличие стало причиной еще одной смерти.

Аргумент №2

В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» рассказана история взаимоотношений матери и дочери, на которых тоже лежит отпечаток равнодушия и безразличия. Много лет пожилая женщина Катерина Ивановна страдала от тяжелой болезни и отправляла телеграммы дочери с просьбой приехать и навестить ее. Женщина боялась, что может умереть и не увидеть больше дочери. Дочь не придавала значения просьбам матери, была равнодушна к ним. В результате, смогла навестить ее только во время похорон. Бессердечие и невнимательность к родным, любимым может оставить тяжелый след не только на их жизни, но и нас самих заставить сожалеть о том, чего не сделали в свое время.

Заключение

Душевность и умение сопереживать – главные качества для каждого человека. Их отсутствие приведет к омертвлению общества, неспособности помогать тем, кто нуждается в поддержке. А ведь рано или поздно в сложной ситуации может оказаться любой из нас.

Текст: Елена Бочкова, 12.7k 👀