Проблема власти и законности

сочинение по тексту ЕГЭ •
по В.Ф. Ходасевичу (1) До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то, что она была красивее и богаче его собственных деревень; за то, что она лежала всего в ста семидесяти верстах от Петербурга, у большой московской дороги: было легко, нехлопотно убегать сюда из столицы. (2) Но после отставки она стала ему дорога в особенности: вынужденное бездействие само собой превращалось здесь в добровольное, отставка - в отдых. (3) Душевная боль от этого утихала. (4) Хозяйство на Званке было обширное. (5) Первоначально имение было не велико, но за десять лет хозяйничанья Дарья Алексеевна исподволь скупила прилегающие земли, так что её владения протянулись по Волхову на девять вёрст и даже перешагнули на другой берег. (6) На Званке возделывались поля, растились леса. (7) Помимо водяной лесопилки, имелась диковина - паровая мельница. (8) Вместе с разными огородами, пчельниками, скотнями, птичниками всё это требовало забот и трудов. (9) Но Званка принадлежала Дарье Алексеевне. (10) Когда по утрам, после чаепития, в сопровождении старосты, являлся к ней толстый управляющий, Державин присутствовал в сих совещаниях лишь для виду. (11) Он почти ни во что не вмешивался и, радуясь, что находится здесь не у дел хозяйственных, легче сносил пребывание не у дел государственных. (12) Живя почти гостем на Званке, он привыкал к положению частного человека и как бы гостя в самой России. (11) Он звал себя отставным служивым — яд обиды старался растворить в шутке. (12) Горький осадок всё же отстаивался на дне души. (15) Научившись читать по-французски (говорить он не выучился), Державин часто теперь повторял стих Вольтера: «Возвышенно и прекрасно любить неблагодарных». (16) Эти слова ему полюбились - втайне он применял их к себе, разумея под неблагодарными прежде всего трёх царей, которым служил на своём веку. (17) Быть может, он кое в чём упрекал и само отечество. (18) Своё раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времён и народов. (19) В его кабинете стоял массивный красный диван, против которого на стене висела историческая карта: «Река времён, или эмблематическое изображение всемирной истории». (20) Часто, сидя перед ней, Державин неодобрительно качал головой: мир прекрасен, но история отвратительна. (21) Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества. (20) Другое дело — люди обыкновенные, маленькие. (23) Средней руки помещик, купец, мелкий чиновник, солдат, крестьянин - равно представлялись Державину жертвами исторических великанов, пушечным мясом истории. (24) Для этих людей всё более обретал он в себе участия, снисхождения, благости. (25) Ворча на сильных, всё более любил слабых. (26) Благотворил без улыбки, пожалуй - без ласки, даже без добрых (и лишних) слов — зато деятельно. (27) Дарья Алексеевна почла за благо все деньги прибрать к рукам, а Державину лишь выдавать на карманные расходы, ибо он всё щедрее одарял нищих, дворовых, слуг, всё легче давал взаймы - без отдачи. (28) Она же стала управлять и личными его землями, потому что он утешал оплошных приказчиков, когда полагалось с них взыскивать. (29) Он завёл на Званке больницу для крестьян, и врач каждодневно являлся к нему с отчётом. (30) Бедным мужикам покупал он коров, лошадей, давал хлеба, ставил новые избы. (31) Жизнь со всеми её утехами он всегда любил и того не стыдился. (32) Хотел «устроить её ко благу» — личному и общественному, ради чего и работал не покладая рук.

Вступление

Власть часто несправедлива по отношению к простым людям, она совершает действия из расчета движения истории, не принимая во внимание нужды и потребности народа. Другими словами, правительства, государства смотрят далеко в будущее, не глядя под ноги. Поэтому они с легкостью могут растоптать тех, кто выходит за рамки их воли, кто не приносит пользы их тщеславию, кто тихо принимает свою участь, не выдвигая никаких требований.

Проблема

Проблема власти рассматривается В.Ф. Ходасевичем на примере судьбы великого государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Его нелегкая судьба связана со служением трем государям, так и не оценившим его старания, не принявшим его мудрые рассуждения и советы.

Комментарий

Державин всегда любил деревеньку Званку, куда ему приходилось выбираться на отдых. Но настало время, когда Званка стала местом его ссылки, его отлучения от дел государственных. Природа и люди в деревне помогали превратить его вынужденную ссылку в ссылку добровольную, его отставку — в отдых. Тут утихала его внутренняя боль.

На Званке, расширившейся за несколько десятилетий, кроме возделывания полей и роста лесов имелись различные производства: лесопилка и паровая мельница. Живя там, Державин медленно привыкал к жизни простого, не причастного к государственным делам человека.

Перечитывая стихотворения французского поэта Вольтера, Державин думал о «любви неблагодарных», вспоминая царей, которым служил всю свою жизнь. Иногда его негодование направлялось на власть-имущих всех времен и народов. По его мнению, судьба человечества всегда находилась в руках отвратительных, безнравственных людей.

Простые же люди стали объектом его повышенной заботы. Он готов был отдать все свои сбережения, чтобы хоть как-то наладить жизнь местных крестьян: построил для них больницу, одалживал безвозмездно деньги, строил избы, покупал беднякам живность.

Державин любил жизнь, он мечтал направить ее в благое русло, как в личном, так и в общественном смысле. Именно для этого он работал без устали.

Авторская позиция

Автор восхищается стойкостью и целеустремленностью Державина, его жизненной позицией, умением правильно расставлять жизненные приоритеты, жаждой справедливости и всеобщего благополучия. Отстранение Державина от дел правительства была высшей степенью несправедливости, как считает Ходасевич.

Своя позиция

Я думаю, что Державин — редкий пример «справедливой» власти, его государственная служба поистине была полезной для людей, заставляющей высшие силы взглянуть на нужды крестьян. Скорей всего, именно поэтому его и отстранили от государственных дел.

Власть не может тратить время на спасение рядовых людей, поэтому часто мы сталкиваемся с ее несправедливостью и равнодушием.

Аргумент 1

В «Медном всаднике» А.С. Пушкин размышляет о том, может ли власть быть преобразующей и милосердной. Рассматривает эту проблему он на примере исследования правления Петра Первого, раскрывает пример столкновения личности с неизбежным и всепоглощающим ходом истории.

Герои поэмы показаны неоднозначными и противоречивыми персонажами. Петр — величайший правитель, одновременно тиран. Евгений — простой чиновник, в то же самое время человек, угрожающий «строителю чудотворному». Такие противопоставления утверждают основную мысль произведения — конфликт между государственными интересами и интересами отдельной личности.

Аргумент 2

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема власти рассматривается на примерах размышлений Иешуа и Понтия Пилата. Иешуа уверен, что любая власть насильственна, что идеальным для человечества станет полное отсутствие власти. Понтий Пилат убежден, что именно власть держит мир в равновесии. Однако, власть так и не принесла ему желаемого счастья.

Заключение

Закон и власть не являются синонимами справедливости и честности, и это пугает. Каждому из нас хочется быть уверенными в завтрашнем дне, в том, что в случае несчастья закон поможет нам, власть примет правильное решение. Однако, это не всегда так. А людей, которые реально думают о других, зачастую удаляют от государственных дел.

Текст: Елена Бочкова, 2.1k 👀