Левша • повесть

краткая информация
Автор: Лесков Н.С. | Дата публикации: 1881 | Форма произведения: повесть | Жанр: легенда | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: мультфильм (СССР, 1964 год, реж. Иван Иванов-Вано) | Главные герои: Александр I (император), Николай I (император), Платов (казак, генерал), Левша (тульский мастер) Второстепенные герои: мастера из Тулы Темы: власть, дружба, жизнь и смерть, культурное наследие, милосердие и жестокость, образование и воспитание, патриотизм, религия и бог, самопожертвование, свобода, смысл жизни

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»» – известное произведение Н. С. Лескова про талантливого тульского мастера по прозвищу Левша, который с тремя помощниками превзошел английских мастеров тем, что подковал их механическую блоху, которая умела «дансе танцевать».

Жанр: повесть/сказ Дата написания: 1881 Дата первой публикации: 1881, журнал «Русь».

История создания

«Сказ о тульском Левше и о стальной блохе» Н. С. Лесков написал в 1881 году и сразу опубликовал своё произведение в журнале «Русь». Позже автор включил его в сборник «Праведники». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. По словам Николая Семёновича, легенда о блохе и подковавшем её мастере была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке. Однако позднее Лесков отказался от публикации предисловия и заявил, что его сказ – литературный вымысел. Историк С. А. Зыбнин в 1905 году предположил, что прототипом Левши мог оказаться тульский оружейник Алексей Михайлович Сурнин. Филолог Б. Я. Бухштаб разглядел в Левше умельца Илью Юницына, мастера по изготовлению микроскопических механизмов.

Жанр и направление

Жанровая принадлежность «Левши» до сих пор вызывает споры среди литературоведов. Одни исследователи считают, что произведение обладает типичными чертами повести. Об этом говорят следующие детали: обилие героев и исторических личностей, изображение нескольких эпизодов из их жизни. Другие уверены, что «Левша» – это сказ. Сам же Николай Лесков определял своё произведение как сказ. Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам литературы. Повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, весёлой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

В данном произведении прослеживаются черты романтизма:

  1. Автор идеализирует прошлое и обращается к преданиям глубокой старины.
  2. Образ Левши приукрашен и противопоставлен окружающему его миру и обществу.
  3. Писатель сталкивает городскую среду и тихий деревенский мир, где люди живут в гармонии друг с другом.

Художественные и языковые особенности

Особенность произведения заключается в уникальном языке. Чтобы оживить речь тульского мастера, Лесков вводит в повествование просторечия и устойчивые обороты: «откудова», «пустяковина», «как снег на голову». Автор намеренно искажает заимствованные и специальные слова. Например, «Египетская керамида» (пирамида), «студинг» (пудинг), «двухсестная» карета двухместная), «мелкоскоп» (микроскоп), «Твердиземное море» (Средиземное море), «долбица умножения» (таблица умножения), «публицейские» (полицейские), «гульвар» (бульвар), «укушетка» (кушетка) и др. Подобные выражения не затрудняют чтение, а создают атмосферу беседы с человеком из народа. Кроме того, таким способом создаётся комичность повествования. Лесков использует следующие литературные приёмы:

  1. Антитеза – на этом приёме построено всё произведение. К примеру, взгляды двух императоров на способности русских мастеров в сравнении с иностранными противоположны, противопоставлены и условия труда, жизни русских и английских рабочих.
  2. Историзм – достоверность событий подчёркивается именами реальных исторических фигур (Александр I, Николай Павлович, генерал Платов и др.).
  3. Фольклорные сказочные мотивы: блоха помещается в орех, орех – в табакерку, потом в дорожную шкатулку и др.
  4. Гиперболизация (преувеличение) – подчёркивает талант и искусность русского народа (работали много дней, не выходя из дома; подковали блоху и т.д.).

Главные герои

Левша – косой, неуклюжий тульский оружейный мастер, имя которого неизвестно. Безмерно любит отечество, православный христианин. Не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии.

Платов Матвей Иванович – генерал, приближенный царя, атаман казачьего войска. Скептически относится к заграничным чудесам. Патриот, на чужбине скучает по родному хозяйству. Верит в русских людей.

Император Александр I – равняется на европейские страны и страдает от недоразвитости русского государства.

Император Николай Павлович – даёт задание усовершенствовать английскую блоху. Верит, что русский народ может сделать что-то лучше всех. Не любит ни в чём уступать иностранцам.

Тульские мастера– надежда нации, прекрасные ружейники. Люди православные, полны церковного благочестия.

Конфликт

В произведении несколько конфликтов. Первый раскрывается в борьбе-состязании между Россией и Англией в мастерстве. Кажется, что весь рассказ направлен на то, чтобы доказать превосходство русских умельцев. Тульские мастера совершили чудо: без микроскопа подковали механическую блоху. Однако блоха утратила свои первоначальные свойства: перестала танцевать.

Второй более глубокий конфликт выражается в неумении и нежелании власти заботиться о талантливых людях своей страны. Одарённый от природы и трудолюбивый Левша очень беден и не образован. Параллельно автор говорит о благополучной жизни английских работников. В финале повествования Левша приезжает из Англии в Санкт-Петербург, у него отбирают все подарки и требуют документы. Левши умирает на полу в больнице для бедняков. Никто не позаботился о мастере, отстоявшем честь страны. По мнению Лескова, именно равнодушие и потребительское отношение правительства к народу порождает отставание России от других европейских держав.

Композиция

Читатель знакомится с главными героями постепенно, в течение первых глав. Сюжет разворачивается линейно. Композиционно «Левша» делится на четыре части:

  1. первая излагает историю появления блохи в России;
  2. вторая описывает, как английскую блоху подковали тульские мастера;
  3. третья посвящена путешествию Левши в Англию и его возвращению;
  4. четвёртая рассказывает о  бесславном конце великого мастера.

Все эти сюжетные линии перекликаются, и основная перекличка развивается по линии «Россия – Европа». Ключевой композиционный приём – противопоставление (разница в отношении к мастеру, его труду, оружию, техническому прогрессу). Действие произведения связано с историческими событиями, реальными людьми и географическими названиями. Есть упоминание о Венском конгрессе, после которого Александр I решил в европейских государствах «чудес посмотреть», повествуется о кончине царя в Таганроге в 1825 году, рассказывается о правлении Николая I, не признававшего превосходство иностранных мастеров и стремившегося доказать с помощью народных умельцев высокий уровень мастерства русских.

Темы и проблемы

  1. Тема талантливых русских ремесленников. Левша смог сделать маленькие гвоздики, чтобы прибить подковы металлической блохе. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Они создают не только удивительные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
  2. Тема патриотизма. Левша умирает на холодном полу в больничном коридоре, но при этом думает об отчизне. Последние мысли перед смертью: сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, потому что они станут непригодными. Однако до государя слова мастера не доходят из-за пренебрежения царских чиновников к народу и к отечеству.
  3. Социальная несправедливость в России. Автор размышляет о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Писателя волнует проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
  4. Проблема любви к родным местам, к родной природе. Родная земля дорога человеку. Воспоминания о ней пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие блага не смогут заменить родительскую любовь, отчий дом и искренность верных товарищей.
  5. Проблема отношения талантливых людей к труду. Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлечённые своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как не думают о себе.

Основная мысль

Левша – символ талантливости русского народа. Герой Лескова наделён трудолюбием, скромностью, честностью, любовью к родине. Он до последней капли отдаёт себя отечеству, ничего не требует взамен. Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

Главная мысль Лескова «Левши» состоит в том, что в России есть творческие люди, готовые идти за свою Родину до конца, однако они оказываются незащищенными в собственной стране. Эти скромные люди живут в невыносимых условиях. Они тяжело работают и приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Они часто умирают в бедности и муках. Государство не может развиваться и процветать, если простые труженики не будут получать уважительное отношение от представителей власти, хорошее образование и достойные условия жизни.

Критика

Произведение Н. С. Лескова было воспринято неоднозначно. Одни полагали, что в образе Левши воспеты любовь к Родине, талант и бескорыстие русского человека, думающего даже перед лицом смерти о благе государства. Другие считали образ Левши издевательской насмешкой над простоватостью, грубостью, невежеством и непрактичностью русского народного умельца, растратившего свой талант впустую. Так, рецензент газеты «Новое время» писал, что Лесков изображает русского человека «существом низшего порядка»:

«Гениальный «Левша» (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего своё ничтожество рабочего, который безропотно идёт своей серенькой, неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля: под «куцапые пальцы» казака Платова, или «свалит его в участке на пол», а потом в больницу, «где неведомого сословия всех умирать принимают»…

А. Л. Волынский (1901 г.):

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» весь от начала до конца представляется набором шутовских выражений – в стиле безобразного юродства. Разные сатирические ухищрения не прикрывают собою некоторого национального самохвальства, которое жило в душе Лескова и, можно сказать, сохранилось до конца его дней – в постепенно бледнеющих чертах».

В. Шкловский (1927 г.):

«Написана же вся вещь в страшно хвастливом стиле: русские хвалятся своей изобретательностью и кроют англичан, как хотят».

Интересные факты

  1. В России есть два памятника, посвящённых Левше. Один из них расположен в родном городе мастера – Туле. Памятник был установлен в 1989 году, скульптор Бронислав Кривохин.
  2. В 2004 году памятник Левше появился в центре Челябинска, скульптор Игорь Брунеткин.
  3. В России XIX века ружейные каналы чистили перетопленным бараньим или говяжьим салом, в их отсутствии – горячей мыльной водой, раствором золы от костра, в крайнем случае – смоченной слюной тряпкой. Кирпичная пыль использовалась для чистки внешних поверхностей стволов, медных и латунных частей ружья.
  4. Лесков вёл записные книжки  с общим заглавием «Порча слов и речений», где записывал  слова, подслушанные у народа. Многие из этих слов вошли в его «сказ», сделав произведение неповторимым.
  5. Слово «левша» в русском языке стало именем нарицательным, обозначающим даровитого народного умельца, мастера на все руки, a выражение «подковать блоху» стало фразеологизмом.
  6. Лев Толстой, бывший большим поклонником творчества Лескова, не оценил «Левшу» по достоинству. Писателю не очень понравились «мудреные словечки» вроде «безабелье». Толстой считал, что «в народе так не говорят».
  7. В 1986 году повесть «Левша» была экранизирована режиссером Сергеем Овчаровым.

Краткое содержание

Путешествие по Европе

Император путешествовал по Европе и не переставал восхищаться заграничными чудесами. Только казак Платов не разделял его восторгов, так как считал, что в России чудеса нисколько не хуже. В конце своего путешествия царь решил посетить Англию.

Английские мастера наперебой хвастались своими достижениями. В результате император пришел к выводу, что Россия безнадежно отстала от Запада в техническом плане. Платов же продолжал настаивать на своем, доказывая англичанам, что русские все равно их обошли.

Иллюстрация художника А. Тюрина

Посещение кунсткамеры произвело на императора еще большее впечатление. Здесь ему показали механическую заводную блоху натуральной величины, которая умела прыгать и танцевать. Заплатив англичанам, царь стал обладателем этого чуда. Поместив блоху в табакерку, он отправился на родину.

Приказ императора

Блоха пролежала в табакерке до самой кончины императора. После его смерти ее владельцем стал новый император. Он долго не мог понять ее назначение, пока во дворец не прибыл Платов. Он привез с собой мелкоскоп и показал царю, как прыгает и танцует блоха. Новый царь решил удивить иностранцев ответным чудом.

Для исполнения государева приказа Платов отправился в Тулу. Там он показал блоху местным мастерам. Задача стояла сделать что-нибудь подобное, чтобы доказать иностранцам, что в России тоже умеют делать чудеса. Мастера попросили Платова оставить им блоху на некоторое время.

Разгадать секрет блохи согласились три мастера. Они поклонились иконе Св. Николая и отправились к Левше. Никто из соседей не мог догадаться, что в течение нескольких дней происходит в  доме Левши. После завершения работы мастера не захотели открывать секрет Платову. Тот был вынужден взять Левшу с собой в Петербург.

Секрет тульских мастеров

Иллюстрация художников Кукрыниксы

Император с дочерью обнаружили, что блоха не работает. Платов разгневался и стал ругать Левшу. Мастер посоветовал рассмотреть блоху при помощи самого сильного мелкоскопа. Однако и теперь никто ничего не заметил. Тогда Левша велел рассмотреть не всю блоху, а только ее ножку. И тут император увидел, что блоха оказалась подкованной. Левша же сообщил, что при большем увеличении можно было бы на каждой подкове увидеть имя мастера. А гвоздики, выкованные им, вообще нет возможности рассмотреть.

Платов извинился перед Левшой. Мастера помыли в бане, подстригли, одели и послали передать блоху в качестве подарка англичанам. В пути Левша не ел, а только пил вино и пел песни. В Англии мастер остаться не согласился, сославшись на родителей и собственную веру, которую считал самой правильной. Его ничто не прельщало в чужой стране. Даже предложение жениться он отверг, неодобрительно отозвавшись о худобе и одежде английских женщин. Побывал мастер и на заводах Англии. Особенно его заинтересовало оружейное производство.

Конец истории о Левше

Вскоре мастер стал тосковать по родине. Сев на корабль, Левша поспорил со шкипером о том, кто больше выпьет. В результате они напились до такого состояния, что им стали мерещиться черти. По прибытии в Петербург Левшу отправили в квартал. Там у него потребовали документы, отобрали подарки и доставили в больницу. На следующий день шкипер нашел Левшу. Мастер пожелал поговорить с императором. Англичанин решил помочь ему и отправился к Платову. Однако тот уже был в отставке и англичанина направили к Скобелеву. К Левше послали доктора, но он уже был при смерти. Единственное, что попросил Левша передать императору, это то, что англичане не чистят ружья кирпичом. Перекрестившись в последний раз, Левша скончался. Доктор передал его слова Чернышеву, однако тот не придал им значения, потому что генералам лучше знать чем чистить ружья.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 2k 👀