Левша • повесть
краткая информация
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»» – известное произведение Н. С. Лескова про талантливого тульского мастера по прозвищу Левша, который с тремя помощниками превзошел английских мастеров тем, что подковал их механическую блоху, которая умела «дансе танцевать».
Жанр: повесть/сказ Дата написания: 1881 Дата первой публикации: 1881, журнал «Русь».
История создания
«Сказ о тульском Левше и о стальной блохе» Н. С. Лесков написал в 1881 году и сразу опубликовал своё произведение в журнале «Русь». Позже автор включил его в сборник «Праведники». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. По словам Николая Семёновича, легенда о блохе и подковавшем её мастере была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке. Однако позднее Лесков отказался от публикации предисловия и заявил, что его сказ – литературный вымысел. Историк С. А. Зыбнин в 1905 году предположил, что прототипом Левши мог оказаться тульский оружейник Алексей Михайлович Сурнин. Филолог Б. Я. Бухштаб разглядел в Левше умельца Илью Юницына, мастера по изготовлению микроскопических механизмов.
Жанр и направление
Жанровая принадлежность «Левши» до сих пор вызывает споры среди литературоведов. Одни исследователи считают, что произведение обладает типичными чертами повести. Об этом говорят следующие детали: обилие героев и исторических личностей, изображение нескольких эпизодов из их жизни. Другие уверены, что «Левша» – это сказ. Сам же Николай Лесков определял своё произведение как сказ. Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам литературы. Повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, весёлой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.
В данном произведении прослеживаются черты романтизма:
- Автор идеализирует прошлое и обращается к преданиям глубокой старины.
- Образ Левши приукрашен и противопоставлен окружающему его миру и обществу.
- Писатель сталкивает городскую среду и тихий деревенский мир, где люди живут в гармонии друг с другом.
Художественные и языковые особенности
Особенность произведения заключается в уникальном языке. Чтобы оживить речь тульского мастера, Лесков вводит в повествование просторечия и устойчивые обороты: «откудова», «пустяковина», «как снег на голову». Автор намеренно искажает заимствованные и специальные слова. Например, «Египетская керамида» (пирамида), «студинг» (пудинг), «двухсестная» карета двухместная), «мелкоскоп» (микроскоп), «Твердиземное море» (Средиземное море), «долбица умножения» (таблица умножения), «публицейские» (полицейские), «гульвар» (бульвар), «укушетка» (кушетка) и др. Подобные выражения не затрудняют чтение, а создают атмосферу беседы с человеком из народа. Кроме того, таким способом создаётся комичность повествования. Лесков использует следующие литературные приёмы:
- Антитеза – на этом приёме построено всё произведение. К примеру, взгляды двух императоров на способности русских мастеров в сравнении с иностранными противоположны, противопоставлены и условия труда, жизни русских и английских рабочих.
- Историзм – достоверность событий подчёркивается именами реальных исторических фигур (Александр I, Николай Павлович, генерал Платов и др.).
- Фольклорные сказочные мотивы: блоха помещается в орех, орех – в табакерку, потом в дорожную шкатулку и др.
- Гиперболизация (преувеличение) – подчёркивает талант и искусность русского народа (работали много дней, не выходя из дома; подковали блоху и т.д.).
Главные герои
Левша – косой, неуклюжий тульский оружейный мастер, имя которого неизвестно. Безмерно любит отечество, православный христианин. Не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии.
Платов Матвей Иванович – генерал, приближенный царя, атаман казачьего войска. Скептически относится к заграничным чудесам. Патриот, на чужбине скучает по родному хозяйству. Верит в русских людей.
Император Александр I – равняется на европейские страны и страдает от недоразвитости русского государства.
Император Николай Павлович – даёт задание усовершенствовать английскую блоху. Верит, что русский народ может сделать что-то лучше всех. Не любит ни в чём уступать иностранцам.
Тульские мастера– надежда нации, прекрасные ружейники. Люди православные, полны церковного благочестия.
Конфликт
В произведении несколько конфликтов. Первый раскрывается в борьбе-состязании между Россией и Англией в мастерстве. Кажется, что весь рассказ направлен на то, чтобы доказать превосходство русских умельцев. Тульские мастера совершили чудо: без микроскопа подковали механическую блоху. Однако блоха утратила свои первоначальные свойства: перестала танцевать.
Второй более глубокий конфликт выражается в неумении и нежелании власти заботиться о талантливых людях своей страны. Одарённый от природы и трудолюбивый Левша очень беден и не образован. Параллельно автор говорит о благополучной жизни английских работников. В финале повествования Левша приезжает из Англии в Санкт-Петербург, у него отбирают все подарки и требуют документы. Левши умирает на полу в больнице для бедняков. Никто не позаботился о мастере, отстоявшем честь страны. По мнению Лескова, именно равнодушие и потребительское отношение правительства к народу порождает отставание России от других европейских держав.
Композиция
Читатель знакомится с главными героями постепенно, в течение первых глав. Сюжет разворачивается линейно. Композиционно «Левша» делится на четыре части:
- первая излагает историю появления блохи в России;
- вторая описывает, как английскую блоху подковали тульские мастера;
- третья посвящена путешествию Левши в Англию и его возвращению;
- четвёртая рассказывает о бесславном конце великого мастера.
Все эти сюжетные линии перекликаются, и основная перекличка развивается по линии «Россия – Европа». Ключевой композиционный приём – противопоставление (разница в отношении к мастеру, его труду, оружию, техническому прогрессу). Действие произведения связано с историческими событиями, реальными людьми и географическими названиями. Есть упоминание о Венском конгрессе, после которого Александр I решил в европейских государствах «чудес посмотреть», повествуется о кончине царя в Таганроге в 1825 году, рассказывается о правлении Николая I, не признававшего превосходство иностранных мастеров и стремившегося доказать с помощью народных умельцев высокий уровень мастерства русских.
Темы и проблемы
- Тема талантливых русских ремесленников. Левша смог сделать маленькие гвоздики, чтобы прибить подковы металлической блохе. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Они создают не только удивительные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
- Тема патриотизма. Левша умирает на холодном полу в больничном коридоре, но при этом думает об отчизне. Последние мысли перед смертью: сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, потому что они станут непригодными. Однако до государя слова мастера не доходят из-за пренебрежения царских чиновников к народу и к отечеству.
- Социальная несправедливость в России. Автор размышляет о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Писателя волнует проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
- Проблема любви к родным местам, к родной природе. Родная земля дорога человеку. Воспоминания о ней пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие блага не смогут заменить родительскую любовь, отчий дом и искренность верных товарищей.
- Проблема отношения талантливых людей к труду. Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлечённые своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как не думают о себе.
Основная мысль
Левша – символ талантливости русского народа. Герой Лескова наделён трудолюбием, скромностью, честностью, любовью к родине. Он до последней капли отдаёт себя отечеству, ничего не требует взамен. Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.
Главная мысль Лескова «Левши» состоит в том, что в России есть творческие люди, готовые идти за свою Родину до конца, однако они оказываются незащищенными в собственной стране. Эти скромные люди живут в невыносимых условиях. Они тяжело работают и приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Они часто умирают в бедности и муках. Государство не может развиваться и процветать, если простые труженики не будут получать уважительное отношение от представителей власти, хорошее образование и достойные условия жизни.
Критика
Произведение Н. С. Лескова было воспринято неоднозначно. Одни полагали, что в образе Левши воспеты любовь к Родине, талант и бескорыстие русского человека, думающего даже перед лицом смерти о благе государства. Другие считали образ Левши издевательской насмешкой над простоватостью, грубостью, невежеством и непрактичностью русского народного умельца, растратившего свой талант впустую. Так, рецензент газеты «Новое время» писал, что Лесков изображает русского человека «существом низшего порядка»:
«Гениальный «Левша» (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего своё ничтожество рабочего, который безропотно идёт своей серенькой, неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля: под «куцапые пальцы» казака Платова, или «свалит его в участке на пол», а потом в больницу, «где неведомого сословия всех умирать принимают»…
А. Л. Волынский (1901 г.):
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» весь от начала до конца представляется набором шутовских выражений – в стиле безобразного юродства. Разные сатирические ухищрения не прикрывают собою некоторого национального самохвальства, которое жило в душе Лескова и, можно сказать, сохранилось до конца его дней – в постепенно бледнеющих чертах».
В. Шкловский (1927 г.):
«Написана же вся вещь в страшно хвастливом стиле: русские хвалятся своей изобретательностью и кроют англичан, как хотят».
Интересные факты
- В России есть два памятника, посвящённых Левше. Один из них расположен в родном городе мастера – Туле. Памятник был установлен в 1989 году, скульптор Бронислав Кривохин.
- В 2004 году памятник Левше появился в центре Челябинска, скульптор Игорь Брунеткин.
- В России XIX века ружейные каналы чистили перетопленным бараньим или говяжьим салом, в их отсутствии – горячей мыльной водой, раствором золы от костра, в крайнем случае – смоченной слюной тряпкой. Кирпичная пыль использовалась для чистки внешних поверхностей стволов, медных и латунных частей ружья.
- Лесков вёл записные книжки с общим заглавием «Порча слов и речений», где записывал слова, подслушанные у народа. Многие из этих слов вошли в его «сказ», сделав произведение неповторимым.
- Слово «левша» в русском языке стало именем нарицательным, обозначающим даровитого народного умельца, мастера на все руки, a выражение «подковать блоху» стало фразеологизмом.
- Лев Толстой, бывший большим поклонником творчества Лескова, не оценил «Левшу» по достоинству. Писателю не очень понравились «мудреные словечки» вроде «безабелье». Толстой считал, что «в народе так не говорят».
- В 1986 году повесть «Левша» была экранизирована режиссером Сергеем Овчаровым.
Краткое содержание
Путешествие по Европе
Император путешествовал по Европе и не переставал восхищаться заграничными чудесами. Только казак Платов не разделял его восторгов, так как считал, что в России чудеса нисколько не хуже. В конце своего путешествия царь решил посетить Англию.
Английские мастера наперебой хвастались своими достижениями. В результате император пришел к выводу, что Россия безнадежно отстала от Запада в техническом плане. Платов же продолжал настаивать на своем, доказывая англичанам, что русские все равно их обошли.
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2018/10/а-тюрин-265x300.jpg)
Иллюстрация художника А. Тюрина
Посещение кунсткамеры произвело на императора еще большее впечатление. Здесь ему показали механическую заводную блоху натуральной величины, которая умела прыгать и танцевать. Заплатив англичанам, царь стал обладателем этого чуда. Поместив блоху в табакерку, он отправился на родину.
Приказ императора
Блоха пролежала в табакерке до самой кончины императора. После его смерти ее владельцем стал новый император. Он долго не мог понять ее назначение, пока во дворец не прибыл Платов. Он привез с собой мелкоскоп и показал царю, как прыгает и танцует блоха. Новый царь решил удивить иностранцев ответным чудом.
Для исполнения государева приказа Платов отправился в Тулу. Там он показал блоху местным мастерам. Задача стояла сделать что-нибудь подобное, чтобы доказать иностранцам, что в России тоже умеют делать чудеса. Мастера попросили Платова оставить им блоху на некоторое время.
Разгадать секрет блохи согласились три мастера. Они поклонились иконе Св. Николая и отправились к Левше. Никто из соседей не мог догадаться, что в течение нескольких дней происходит в доме Левши. После завершения работы мастера не захотели открывать секрет Платову. Тот был вынужден взять Левшу с собой в Петербург.
Секрет тульских мастеров
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2018/10/кукрыниксы-300x214.jpg)
Иллюстрация художников Кукрыниксы
Император с дочерью обнаружили, что блоха не работает. Платов разгневался и стал ругать Левшу. Мастер посоветовал рассмотреть блоху при помощи самого сильного мелкоскопа. Однако и теперь никто ничего не заметил. Тогда Левша велел рассмотреть не всю блоху, а только ее ножку. И тут император увидел, что блоха оказалась подкованной. Левша же сообщил, что при большем увеличении можно было бы на каждой подкове увидеть имя мастера. А гвоздики, выкованные им, вообще нет возможности рассмотреть.
Платов извинился перед Левшой. Мастера помыли в бане, подстригли, одели и послали передать блоху в качестве подарка англичанам. В пути Левша не ел, а только пил вино и пел песни. В Англии мастер остаться не согласился, сославшись на родителей и собственную веру, которую считал самой правильной. Его ничто не прельщало в чужой стране. Даже предложение жениться он отверг, неодобрительно отозвавшись о худобе и одежде английских женщин. Побывал мастер и на заводах Англии. Особенно его заинтересовало оружейное производство.
Конец истории о Левше
Вскоре мастер стал тосковать по родине. Сев на корабль, Левша поспорил со шкипером о том, кто больше выпьет. В результате они напились до такого состояния, что им стали мерещиться черти. По прибытии в Петербург Левшу отправили в квартал. Там у него потребовали документы, отобрали подарки и доставили в больницу. На следующий день шкипер нашел Левшу. Мастер пожелал поговорить с императором. Англичанин решил помочь ему и отправился к Платову. Однако тот уже был в отставке и англичанина направили к Скобелеву. К Левше послали доктора, но он уже был при смерти. Единственное, что попросил Левша передать императору, это то, что англичане не чистят ружья кирпичом. Перекрестившись в последний раз, Левша скончался. Доктор передал его слова Чернышеву, однако тот не придал им значения, потому что генералам лучше знать чем чистить ружья.