Рабочая программа для 5 класса по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.=
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
План
Введение. Биология как наука (сентябрь – первая половина октября)
- Биология – наука о живой природе
- Разнообразие живой природы. Царства живых организмов
- Среды обитания организмов
- Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Клеточное строение организмов (конец октября – декабрь)
- Химический состав клетки. Неорганические вещества
- Химический состав клетки. Органические вещества
- Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли
- Особенности строения клеток. Пластиды
- Процессы жизнедеятельности клетки
- Деление и рост клеток
- Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов
- Клеточное строение организмов
Многообразие организмов (январь – май)
Царство Бактерии
- Характеристика царства Бактерии. Строение и многообразие бактерий
- Роль бактерий в природе и жизни человека
Царство Грибы
- Грибы, их общая характеристика
- Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые
- Шляпочные грибы
- Плесневые грибы и дрожжи
- Грибы паразиты
- Роль грибов в природе и жизни человека
Царство Растения
- Ботаника – наука о растениях
- Характеристика царства Растения
- Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
- Роль водорослей в природе и жизни человека
- Лишайники
- Высшие споровые растения
- Голосеменные растения
- Покрытосеменные растения
- Основные этапы развития растительного мира
Царство Животные
- Общая характеристика царства Животные. Подцарство Одноклеточные
- Холоднокровные позвоночные животные
- Теплокровные позвоночные животные