👀 967 |

Смысл жизни и поиск предназначения

сочинение по тексту ЕГЭ

по М. Веллеру (1)Надо быть храбрым, верным данному слову, сильным, трудолюбивым. (2)Почему надо? (3)А потому. (4)Вот так принято. (5)Иначе накажут, или выгонят, или будут презирать… (6)С одной стороны, это хорошо и правильно. (7)Культивировалось поведение, которое позволило выстоять и подняться в борьбе с природой и врагами. (8)То, что способствует выживанию и процветанию общества, то есть большинства людей, и есть истинно, иначе все погибнем. (9)Тут критерием истины выступает практика, всё выясняется через опыт поколений. (10)С другой стороны, эти практические предписания отбивали у людей необходимость думать и решать самим. (11)Большинство всегда и не хотело (и не могло) думать и решать самостоятельно. (12)Но некоторые умственно непоседливые всегда хотели докопаться до всех первопричин сами… (13)Дети всегда спрашивают: «Почему?». (14)И получают ответ: «Потому». (15)В юности этот вопрос приобретает всё более общий характер, а ответ становится всё менее вразумительным: «Потому что есть такой закон природы», или «Потому что надо поступать хорошо, а не плохо», или «Потому что за это накажут, а за это поощрят»… (16)Естественно, что именно в юности, при выборе пути, человек пытается осознать своё предназначение: зачем он явился на этот свет? (17)Потом эти мысли и движения души обычно исчезают, сглаживаются – некогда: работать надо, семью кормить, карьеру строить, купить то-сё. (18)А потом в старости сидит человек и думает: и зачем мне нужны были все эти мои труды и мучения? (19)На тот свет ничего с собой не возьмёшь… (20)И кто поумней отвечает ему: человек должен делать в жизни самое большее, на что он способен. (21)Большому кораблю – большое плавание. (22)Кому полмира покорить, кому сад посадить, кому детей поднять – каждому своё. (23)Мог ты сделать то-то и то-то, а вот не сделал. (24)Не угадал своё предназначение. (25)Глуп был и слаб, отвечает старик, да и на кой чёрт оно всё, мир не переделаешь, всё суета сует, все помрём. (26)Во, отвечает другой, поэтому не надо вообще дёргаться и напрягаться, а надо жить в святости и размышлять о вечном и бренности бытия, раз конец всё равно один. (27)Тамерлан говорил так: «Миру нужен владыка, и этим владыкой должен быть я». (28)Тут с местом и ролью человека всё понятно. (29)По крайней мере ему самому и всему окружению… (30)Однако большинству людей их место не нравится, и своей ролью они не удовлетворены. (31)И почему судьба их сложилась так, а не иначе, они объясняют двумя словами: «характер» и «обстоятельства». (32)Что есть одна из форм старого родительского ответа «а потому что так». (33)А почему такой характер? (34)А почему такие обстоятельства? (35)Потому что генетика и уровень развития общественно-экономических отношений. (36)А почему? (37)И зачем?
Дэниел Мерриам. Предназначение неизвестно.

Дэниел Мерриам. Предназначение неизвестно.

Вступление

Существует множество вопросов, на которые человечество не может найти ответы. Испокон веков люди размышляют о смысле жизни и поиске предназначения. Философы, писатели и ученые предлагают самые разнообразные мнения. Нам остается только прислушиваться к ним и выбирать наиболее близкие по духовному развитию и жизненному опыту версии.

Проблема

Зачем же мы приходим в этот мир? Какое предназначение у каждого из нас? Наверное, нет таких людей, которые хотя бы однажды в определенный период жизни не ломали голову над этим вопросом.

Комментарий

Похожую тему затрагивает в своем тексте Михаил Веллер, писатель и публицист. Он пытается понять природу общечеловеческих убеждений, основанных на том, что все мы должны быть «храбрыми, верными данному слову, сильными, трудолюбивыми». Критический ум заставляет автора задаться вопросом – а кто же сказал, что мы должны быть такими? М.И. Веллер объясняет эти истины «опытом поколений», стремлением человечества выжить в борьбе с природой и врагами. При этом писатель уверен, что подобные установки мешают людям думать и размышлять самостоятельно.

На самом деле, люди с раннего детства начинают задавать вопрос «Почему?», но на протяжении жизни получают ответы, сводящиеся, в конце концов, к простейшему «Потому». Без лишних объяснений и аргументов. Часто это приводит к осознанию бессмысленности прожитой жизни.

Авторская позиция

Автор убежден, что «человек должен делать в жизни самое большее, на что он способен», развивать и преумножать то, что имеет. Не ссылаться при неудачах на «характер» и «обстоятельства», не проводить жизнь в бесконечных размышлениях о смысле бытия. Иначе ему будет сложно смириться с возможным осознанием собственных ошибок.

Своя позиция

Я разделяю мнение автора. Вместо того чтобы мучиться над вопросами смысла жизни и предназначения, бесконечно впадая в уныние от неизбежности смерти, лучше выбрать для себя цель и следовать ей неустанно. Только при таком условии, оглянувшись назад в старости, можно увидеть, ради чего ты жил. И прожитые годы не будут казаться пустыми.

Аргумент №1

В литературе немало героев, безудержно ищущих смысл существования. Например, персонаж М.Ю. Лермонтова из романа «Герой нашего времени» Григорий Печорин не способен понять смысл жизни из-за застилающих глаза пороков его поколения – эгоизма, страха человеческих отношений, хандры и апатии. Он не замечает людей, любящих его искренне. Отталкивает их, наказывая холодностью и пренебрежением. От ощущения нескончаемого одиночества он не может увидеть собственного предназначения. Герой утратил всякую надежду на счастье: он не удовлетворен службой, у него нет семьи, он не нашел себя в творчестве. Нигде его знания и навыки не нашли применения. Он оказался «лишним» в современном ему мире.

Аргумент №2

Другой герой русской литературы – Евгений Онегин А.С. Пушкина тоже всю жизнь пытался понять свое предназначение. Но за что бы он ни брался, все сводилось к скуке и унынию. Светское общение в столице не приносило радости, провинция также быстро надоела. Игра судьбами людей заменила ему дружеские и любовные отношения. Уже спустя много лет он понял, что любовь Татьяны могла бы стать смыслом его жизни. Но было уже поздно, только одинокие скитания ожидали его впереди.

Заключение

Неумение разглядеть то, что могло бы наполнить смыслом жизнь современного человека – одна из трагедий нынешнего общества. Все мы пытаемся понять неизведанное, разгадать загадки бытия. Тратя на это свое время и силы, мы часто упускаем то единственное, что могло бы спасти нас от бессмысленно текущих лет и бесцельно прожитой жизни.


Даниил Романович | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *