Анализ “Бедность не порок” | сочинение по литературе 9 класса
История создания и постановки
Пьеса “Бедность не порок” была задумана и написана А. Н. Островским летом 1853 г. Первоначально комедия носила название “Гордым Бог противится”. В ходе работы замысел драматурга расширился. Он значительно изменил и обогатил образы Мити и Любима Торцова.
В ноябре 1853 г. Островский дважды читал свое новое произведение в узком кругу друзей. Писатель с гордостью признавался, что такого успеха “не имела до сих пор ни одна моя комедия”.
Драматург надеялся поставить комедию на сцене к святкам, так как именно в эти праздничные дни разворачивается ее действие. Однако цензурная проверка и репетиционная подготовка затянули время постановки.
Премьера пьесы состоялась в конце января 1854 г. в московском Малом театре. Небывалому успеху способствовал удачный актерский состав, в котором особо отмечали П. М. Садовского, исполняющего роль Л. Торцова. В сентябре 1854 г. комедия была поставлена в Петербурге. В этом же году она была впервые опубликована отдельным изданием.
Теплый прием пьесы публикой во многом основывался на использовании вставных музыкальных номеров с песнями и плясками. Островский включил в нее множество старинных народных, записанных и лично сочиненных песен.
Смысл названия
Использовав в качестве окончательного названия поговорку, Островский подчеркнул народный характер своей комедии. Выражение “бедность не порок” отражает весь нравоучительный смысл произведения, возвышает образы главных положительных героев (Мити и Любима Торцова) и противопоставляет их мнимым добродетелям Гордея Карпыча и Коршунова.
Центральная тема произведения также заложена в названии
Молодой приказчик Гордея Карпыча Митя обладает самыми лучшими человеческими качествами: добротой, отзывчивостью, мягкостью характера, честностью. Единственным его недостатком является беспросветная бедность, что в глазах хозяина выглядит пороком. Митя никак не может поправить свое положение. К тому же он пересылает большую часть своего и без того небольшого жалования матери.
Для способного приказчика, конечно, есть вариант перейти на службу в другую семью. В доме Торцова его удерживает любовь. Страсть Мити к Любови Гордеевне – настоящее, искреннее и чистое чувство. Девушка чувствует это и сама влюбляется в скромного молодого человека. Взаимному счастью опять же мешает бедность Мити. Для богатого купца брак дочери с нищим подчиненным – вещь невозможная.
Гордей Карпыч считает идеальным мужем для дочери фабриканта Коршунова. Он находится под его полным влиянием и предпочитает не замечать нечистых действий Африкана Савича. Ослепленный купец даже готов пожертвовать счастьем своей действительно любимой дочери. В душе он понимает, что обрекает Любовь на муку, отдавая ее за жадного старика.
Спасителем и главным положительным героем в пьесе выступает еще один “порочный” человек. Любим Торцов и правда ведет недостойный образ жизни. Однако через рассказ об истории своего “падения” образ Любима Торцова очищается.
Раздел отцовского имущества, скорее всего, был произведен Гордеем нечестно. Любим признается, что и сам виноват вследствие молодости и глупости: “…такого-то дурака разыгрываю, что на редкость”. Внезапно свалившееся в руки богатство вскружило голову молодому человеку, в которой “как в пустом чердаке, ветер так и ходит!”. Пристрастившись к пьянству, Любим промотал свою долю наследства, чему активно способствовал Коршунов.
Просветление нашло на Любима после попадания в больницу. Тогда у него и возникла мысль обратиться за помощью к родному брату. Искреннее и горячее желание “за ум взяться” не смягчило сердце Гордея. Он грубо встретил Любима и отказал ему в помощи, почитая это за стыд.
Любим с горя вновь начал пить и “позорить” брата своим поведением. При этом в душе он остается очень хорошим человеком. Горький жизненный опыт позволяет Любиму прекрасно разбираться в людях.
Появление хмельного Любима Торцова в финале произведения – центральный эпизод пьесы. Его иносказательное обличение Коршунова (“я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил”) наконец-то открывает Гордею глаза на все происходящее. После речи Любима Африкан Савич показывает свое истинное лицо, чем вызывает гнев Гордея Карпыча. В порыве он обещает отдать дочь за Митю.
В результате Гордей вынужден поблагодарить брата за то, что он его “на ум наставил, а то бы свихнулся совсем”. Истинная порочность благодаря Любиму выявлена. Очень показательна оговорка Разлюляева в финале: “пьянство не порок… то бишь – бедность не порок”.
Проблематика
Наравне с проблемой различения истинных пороков и добродетелей Островский поднимает вопрос об чрезмерном увлечении мнимыми культурой и образованностью в ущерб национальным традициям. Гордей Карпыч стыдится своего “мужицкого” происхождения. Он простодушно считает, что красивая “небель”, ученый “фицыянт” и шампанское делает его культурным человеком. Действительный уровень развития купца отражает его фраза: “жить в Москве али бы в Питербурхе, а бы, кажется, всякую моду подражал!”.
Защищая народные культурные традиции, Островский в то же время осуждает традиционный взгляд на семейные отношения. В XIX веке в народной среде продолжало господствовать мнение о том, что дети должны беспрекословно подчиняться родительской воле.
Любовь Гордеевна обязана выйти замуж за выбранного отцом жениха. Несмотря на любовь к Мите и его предложение обвенчаться тайно, она заявляет: “Должна я ему [отцу] покориться, такая наша доля девичья”.
Композиция
Пьеса состоит из трех действий. Она насыщена большим количеством народных песен и их фрагментов, пословиц и поговорок. Герои разговаривают живым, образным языком, поэтому воспринимаются читателями и зрителями спектакля очень близко.
Счастливая концовка немного натянута автором. Спасительное появление Любима Торцова можно сравнить с классическим древнегреческим приемом (“бог из машины”).