Сочинение-эссе | школьные инструкции

Сочинение-эссе – довольно распространённый вид творческой работы, однако в процессе выполнения выясняется, что справится с ней сложно. Объяснение простое: пишущий не понимает особенностей жанра эссе, путая его с сочинением — рассуждением. Значит, надо в этих тонкостях разобраться, чтобы работа получилась.

Что такое эссе?

Что же такое эссе? Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание) — небольшой прозаический текст (некая разновидность очерка), выражающий индивидуальную точку зрения автора. Эссе не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета, темы. Это своеобразный «поток информации», в котором приоритетными становятся  чувства, эмоции, субъективное (личностное ) мнение и восприятие.

Эссеист — автор эссе; писатель, который пишет эссеистические произведения. В английском языке слово «эссеист» (англ. essayist) впервые использовал английский поэт и драматург Бен Джонсон  в 1609.

Добавим, что эссе требует отличного владения пером, широкого кругозора, глубокого понимания тех особенностей, которые присущи ему как жанру сочинения.

Задача эссе

Задачей  эссе не является изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации (эту задачу с успехом выполняет рассказ), а изображение авторских впечатлений, раздумий и ассоциаций. Если в сочинении на литературную тему мы стремимся к соединению анализа художественного произведения с собственными суждениями, то в эссе особенно важно яркое проявление  авторской позиции.

Особенности эссе

Для стиля эссе характерны:

  • образность (живость, красочность изображения)
  • афористичность (насыщение речи афоризмами – оригинальными, лаконичными изречениями, выражающими обобщенную мысль)
  • парадоксальность (неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме)

Чтобы передать своё отношение к миру и его восприятие  к нему, автору эссе нужно:

  • использовать многочисленные примеры
  • проводить параллели (порой очень неожиданные!)
  • подбирать аналогии
  • использовать всевозможные ассоциации

Об ассоциативных отступлениях скажем чуть подробнее. «Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при котором одно из них вызывает другое (например, между запахом и его зрительным образом)». Это делает рассуждения более богатыми, вводя в них дополнительные образы, факты, способствует развитию авторской мысли, связывает отвлечённые представления с конкретной темой, то есть позволяет совершать переходы из образного ряда в понятийный, из отвлечённого – в бытовой.

Пример. В споре с Аркадием Кирсановым его друг Евгений Базаров (напомню, что это герои романа И. Тургенева «Отцы и дети») с горечью говорит о несправедливо устроенном мире, о том, что человек всего лишь «математическая точка», «атом» перед лицом вечности. Я неожиданно вспомнила об этом, впервые оказавшись в великом городе – Петербурге. Помню своё ощущение: ты беспомощен и ни на что не способен в окружении архитектурных шедевров, созданных человеческим гением, бросившим вызов времени.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафор
  • аллегорий
  • символов
  • сравнений (в том числе развёрнутых)

Присутствие в эссе некоторых элементов сделает его намного интереснее.

  • Выводы должны быть неожиданны!
  • Повороты в развитии мысли непредсказуемы!
  • Сцепления  между смысловыми частями оригинальны!

С чего начать?

  1. «Но что делать? Как приступить?»
    • Прочитайте тему, подумайте. Не торопитесь! Время, которое необходимо для размышлений, определяется и сложностью темы, и даже вашим настроением. Иногда может хватить получаса, чтобы в голове появилась довольно чёткая концепция работы. Иногда это происходит долго.
    • Не надо стремиться раскрыть тему «до конца», можно остановиться на том, что вам интересно, опирайтесь на свой жизненный опыт, обязательно привносите свое видение проблемы, свои эмоциональные ощущения.
    • Запишите удачные, небанальные, по вашему мнению, высказывания по данному поводу.
    • Исключите употребление общеизвестных утверждений! Они никому неинтересны именно потому, что знакомы всем и не отражают индивидуальность автора.
    • Высказывания общего содержания (например, «Информационные технологии улучшают качество нашей жизни») нужно изменить, сделав их более конкретными.
    • Подумайте о том, что одних высказываний мало, важно убедить читающих, что они истинны.
  1. Систематизируем материал, продумываем композицию. Эссе будет сформировано на основе высказываний, которые вы считаете наиболее удачными.
    • Расположите высказывания в некотором порядке. Подумайте над тем, нет ли необходимости в изменении этого порядка.
    • Попробуйте определить, сколько абзацев будет в вашей работе, если учесть вступление, основную часть, заключение.
  1. Наполняем содержание деталями. Развивайте важную для вас мысль в каждом абзаце.
    • Подкрепляйте свои высказывания  доказательствами, приводите интересные факты.
    • Используйте яркие описания, цитаты и т.д., способные заинтересовать читателя.
    • Привлеките внимание читателя цитатой, стихотворением, вопросом, необычным фактом, идеей, смешной историей.
  1. Чтобы организовать текст эссе, можно использовать:
    • цитацию (чаще всего частичную), которая подтвердит собственную мысль авторитетным мнением;
    • риторические вопросы, помогающие привлечь внимание читателя к авторской мысли и чувству (например, «Можно ли отказаться от прошлого, понимая, что в нём – ключ к будущему?»; «Мыслима ли жизнь человека без любви к малой родине?»);
    • антитезу, подчёркивающую значимость проблемы («С одной стороны, можно согласиться с мнением критика Н. Михайловкого: «Гоголь никогда не будет… понятен Европе, потому что его типы чисто русские». Однако в обратном нас убеждает цитата французского литературоведа Вогюэ: «Гоголь вложил в свои чисто национальные картины столь широкое, столь глубокое знание человека, что эти местные образы заставляют биться сердце отовсюду, где только есть люди»;
    • моделирование диалогической ситуации (создание условного диалога), придающее изложению живость и непосредственность (различные формы обращений к реальному или воображаемому собеседнику (мой друг, мой читатель); формы 2 лица глаголов (прислушайтесь, вспомните, заметьте, согласитесь); местоимения 2 лица (ты, вы); выражения со значением долженствования (надо помнить, нельзя исключать, необходимо знать, нельзя не согласиться). Это может быть диалог с самим собой в виде вопросов и ответов (Как вести себя, если в ваш адрес вы услышали нелестные слова? Или откровенную грубость? Или бранные слова? Ответить в таком же тоне? Проигнорировать? Ударить? Вряд ли подействует. Но что тогда делать? Думаю, что…).

Проверка эссе

  • Перечитайте текст, который вы написали. Он должен быть лёгким, непосредственным, непринуждённым. Афористичность и эмоциональность речи, разнообразие лексики и синтаксических конструкций сделают текст по-настоящему интересным.
  • Проверьте, насколько последовательны ваши мысли, удалось ли вам от начала до конца повествования сохранить внутреннее единство текста. Рваный, нелогичный текст вызовет отторжение у читателя.
  • Помните, что использование юмора в эссе – отличный инструмент, но пользоваться им нужно очень аккуратно. Во-первых, настоящий юмор – удел немногих, во-вторых, всё хорошо в меру. Если вы решили использовать сарказм, то помните, что он может раздражать, особенно если он слишком сильно и неумеренно проявляется.
  • Эссе не должно быть огромным по объёму. Поэтому не заполняйте его пространство повторами одной и той же мысли, ненужными деталями, которые не имеют отношения к делу. Это только отвлекает внимание читателя, затмевая основную тему эссе.

Попробуем систематизировать сказанное и вывести алгоритм работы над эссе.

Алгоритм написания эссе

  1. Прочитайте тему, обдумайте её.
  2. Определите тот тезис (идею), который будет осмысливаться и доказываться вами.
  3. Подберите убедительный материал, который вы будете использовать в ходе доказательства:
    • логические доводы
    • яркие примеры, интересные ситуации, случаи,  важные факты из собственной жизни или примеры из литературы (художественной, публицистической);
    • высказывания авторитетных людей, важные цитаты.
  4. Расположите подобранные аргументы в том порядке, который обеспечит при свободной композиции внутреннее смысловое единство.
  5. Придумайте вступление (введение), которое отразит проблему эссе: это могут быть крылатые выражения, пословицы или поговорки, риторический вопрос или восклицание.
  6. Изложите свою точку зрения, стремясь к свойственному эссеистическому  стилю, который должен отличаться образностью, близостью к разговорному стилю. Общайтесь с читателем, словно вступая с ним в доверительную беседу.
  7. Сформулируйте вывод, который вряд ли станет точкой в конце разговора: он должен прокладывать путь к дальнейшим размышлениям, поскольку проблемы эссе по сути дела неисчерпаемы.

Чтобы овладеть искусством написания эссе, нужно много практиковаться самому, а кроме того, читать образцы лучших эссеистических произведений, которые есть у многих писателей как в русской, так и в зарубежной литературе. Это многому вас научит и обогатит ваш язык.

Текст: Базанов Даниил, 547 👀