Сравнительная характеристика героев | школьные инструкции

Приступая к работе над сочинением-характеристикой, учитываем ту задачу, которая стоит перед нами, поскольку мы можем иметь дело с сочинениями разных типов:

  1. характеристикой образа литературного героя («Татьяна Ларина – любимая героиня А.С. Пушкина»);
  2. cравнительной характеристикой героев («Чацкий и Молчалин»);
  3. характеристикой группы героев («Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»);
  4. обобщённой характеристикой литературного типа («Образ «лишнего человека» в русской литературе XIX века»).

Каждая такая работа имеет свои особенности, о которых мы и поговорим.

Сочинение-характеристика образа литературного героя

Произведение прочитано, теперь нужно создать собственную творческую работу, в которой мы будем говорить о литературном герое (героине).

  1. Можно начать, например, с его имени. Иногда это очень важно, особенно если имена носят не случайный характер и с ними связаны значимые контексты. Например, имя героя комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» – Митрофанушка, что в переводе с греческого значит «подобный матери», и это, конечно, существенно: ведь Митрофан действительно похож на свою мать в своём невежестве, грубости, жестоком обращении со слугами. А об имени Татьяны Лариной Пушкин говорит отдельно, подчёркивая его простонародность, что для поэта важно: ведь его героиня – носитель русского национального характера, «русская душою». А вот Базаров носит имя Евгений. Это вызывает ассоциации с Евгением Онегиным как героем своего времени, с типом «лишнего человека», каким Базаров является для эпохи 60-х годов XIX века. Наше последнее замечание позволяет перейти к следующему материалу, который должен у вас в работе появиться.
  2. Теперь мы скажем о социальном статусе героя в контексте эпохи, которая изображается писателем. Важно обрисовать общественно-политическую или идейную борьбу, обусловившую появление героя, жизненные обстоятельства и условия, в которых герой формировался как представитель определённой среды. Именно социальная характеристика героя многое объясняет в его словах, поступках, мировоззрении.
  3. Теперь самое время перейти к характеру героя, его индивидуальным и типическим чертам.
    1. Отметьте, какое место герой занимает в системе персонажей произведения:
      • он (она) главный герой;
      • один из двух главных героев;
      • второстепенный;
      • эпизодический;
      • внесценический (для драматических произведений);
      • «двойник» главного героя.
    2. Обязательно расскажите, какое участие принимает этот герой в конфликте произведения:
      • в каких сюжетных поворотах он участвует;
      • проблематика какого характера с ним связана (философская, нравственная, идеологическая, социальная и т.д.);
      • с кем герой спорит, сталкивается, чем заканчивается подобное столкновение.
    3. Напишите, какими способами пользуется автор в изображении героя.

Портрет

Обратите внимание на то, как изображена внешность героя или героини. Возможно, в ней есть ключевая деталь, с которой связаны глубинные особенности характера (например, глаза у Наташи Ростовой и Марьи Болконской в романе Л. Толстого «Война и мир»). Кстати, отсутствие портрета тоже многое значит. У Татьяны Лариной нет портрета, и это сделано Пушкиным сознательно: его куда больше интересуют её внутренние качества, душа, нежели то, как она выглядит. Зато подробный портрет Ольги Лариной заставляет поэта признаться: «Надоел он мне безмерно», ведь об Ольге говорить просто нечего в отличие от её старшей сестры. А вот портрет Григория Печорина даёт возможность увидеть в герое его двойственность, которая проявляется во многих его словах и поступках. Это по-настоящему психологический портрет человека, и не упомянуть о нём в сочинении нельзя.

Композиционные средства как способ раскрытия героя

  • герой может находиться во враждебном окружении (Чацкий в фамусовском обществе, Печорин в «водяном обществе»);
  • герой сопоставляется с другими героями (например, в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» есть целая система «двойников»: Мастер – Иешуа; Бездомный – Левий Матвей; Берлиоз – Каифа и др.);
  • герой противопоставляется другим героям. Этот приём очень распространённый. Он позволит вам увидеть особенности характера героя и его мировоззрения, которые наиболее отчётливо проявляются именно в антитезе. Базаров и Аркадий Кирсанов, Кукшина и Анна Одинцова, Печорин и Грушницкий, Чацкий и Молчалин, Наташа Ростова и Элен Курагина, Катерина и Варвара, Агафья Пшеницына и Ольга Ильинская. Этот список можно продолжать, поскольку антитеза используется очень часто в произведениях разных жанров.

Речь героя

Не забудем сказать и о речи героев. Речевая характеристика даёт возможность многое понять о человеке. Помните слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел»? Чтобы «увидеть» человека в его речи, надо прислушаться к тому, о чём говорит герой, о чём думает (ведь проза даёт нам такую возможность!). Посмотрите, в каких формах представлена речь героя:

  • монологи;
  • внутренние монологи, размышления (особенно это важно для характеристики рефлексирующих героев Достоевского и Толстого);
  • письменная речь (дневники, письма): особую роль она играет в раскрытии внутреннего состояния героев. Вспомните письмо Татьяны и письмо Онегина, дневники Печорина и Пьера Безухова. А история Родиона Раскольникова начинается со статьи в газете. Заметьте, что сама статья не приводится, но её содержание так или иначе вспоминает сам герой, обсуждают Разумихин и Порфирий Петрович, потому что она, несомненно, отражает умонастроение героя, его внутренние искания, ход его мыслей;
  • диалоги и споры героя с другими персонажами (как не вспомнить споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.Тургенева «Отцы и дети»!);
  • индивидуальный характер речи героя. Понаблюдайте за тем, как говорит герой, какие слова преобладают в его речи, насколько правильна его речь или он косноязычен. Это многое добавляет к характеристике героя. Помните, как высокопарно говорит Грушницкий, вызывая смех у Печорина своей напыщенностью и самолюбованием? То, как говорит Иван Бездомный, свидетельствует о его малообразованности, отсутствии интеллигентности.

Авторское отношение

В разговоре о герое нельзя не учитывать авторское отношение к герою, авторские замечания и характеристики. Учтите, что автор даёт характеристику герою в разной степени. Это определяется тем, с произведением какого рода и жанра мы имеем дело. В наибольшей степени этот приём используется в эпических жанрах, однако выражение авторской характеристики зависит от манеры и стиля писателя. Тургенев не даёт комментариев и больших пояснений к образу героя, делая это как «тайный психолог» в отличие от Толстого, который не скрывает своих оценок.

Отношение других героев

Примите во внимание и характеристики, которые дают герою другие персонажи. Например, Павел Кирсанов в своих оценках Базарова выражает неприятие героя, мировоззрение которого ему глубоко чуждо. Злые характеристики дают гости на балу у Фамусова Чацкому, которого боятся и ненавидят.

И наконец, нельзя оставить без внимания поступки и действия героя, которые его характеризуют.
  1. Обобщение или вывод
Обобщение делается на основе собранного материала. Он должен иметь отношение только к теме, о которой вы говорили. Нельзя говорить в финале работы о творчестве писателя вообще. Финал может содержать:
  • оценку героя в критической литературе, особенно если образ вызывает противоречивые оценки; материал о художественном вкладе писателя в создание данного литературного типа;
  • ваша собственная оценка литературного героя, основанная на фактах и материалах, которые вы собрали и использовали в работе.

Сравнительная характеристика героев

Такой тип сочинения встречается очень часто. Это и понятно. В сравнении черты характера героев, особенности их поведения, мировоззрения проступают отчётливее, рельефнее. Поэтому так часто мы выполняем подобные задания на уроках литературы. Каким же будет сочинение, написанное как сравнительная характеристика героев? Во вступлении к сочинению можно попробовать ответить на вопрос, почему эти герои сведены вместе в одной теме. Примите во внимание, что на вопрос могут быть даны различные варианты ответа:
  1. Это герои одного произведения:
а) они встречаются как противники и идеологи противоположных сторон в одном произведении, как Чацкий и Фамусов, Базаров и Павел Петрович Кирсанов; б) один из них – герой, другой – его «двойник», пародийный образ, который опошливает идеи герои или показывает его недостатки в смешном, уничижительном виде, как Чацкий и Репетилов, Базаров и Ситников; в) они не противники, а скорее друзья, до определённой степени близкие друг другу люди, но между ними есть различие, которое обнаруживается, возможно, не сразу (Онегин и Ленский, Базаров и Аркадий, Онегин и автор). Иногда сравниваются люди, которые могут быть и друзьями, и людьми очень разными в своём подходе к жизни. Таковы, например, Штольц и Обломов.
  1. Это герои разных произведений:
а) принадлежат к одному социально-психологическому типу, как Онегин и Печорин; б) на первый взгляд сильно отличаются друг от друга, принадлежат разным эпохам, возможно, различным социальным группам, имеют непохожие идейные установки, верования и т.д., но оказывается, что есть определённое типологическое сходство между ними; например, один образ оказывается развитием другого, более раннего типа в иной исторической обстановке («Печорин и Базаров», «Обломов и «лишние люди»). В основе сравнения (сопоставления) всегда лежит нехитрая логическая структура: между героями есть сходство, есть различия, которые объясняются тем-то и тем-то. Но простота схемы не должна привести к созданию примитивной работы. На схему, «скелет» сочинения, должна быть нанизана живая плоть: ваши рассуждения, наблюдения, аргументация, которую нужно подкрепить примерами из текста. Поэтому, выполняя работу, учитывайте следующее: а) Сходство и различие героев (социальное положение, образование, культурный уровень, взгляды и психология, характеры и душевные качества, поступки). На основе этих фактов сформулируйте вывод (тезис). б) Какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают их? в) Можно ли за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы, истинный и ложный патриотизм (гуманизм). Этот пункт может стать переходом к финалу, итоговым выводам. Не следует при сравнительной характеристике давать сначала описание одного героя, а потом другого. Такая характеристика называется последовательной. Но она уместна, скорей, для работ учеников средней школы, когда они только учатся собирать и систематизировать материал. Для более старших школьников и студентов рекомендуем делать так называемую параллельную характеристику, которая позволит показать общие и противоположные черты героев, при этом выявляя неповторимость каждого из героев.

Характеристика группы героев

Сочинения подобного типа встречается не очень часто. Назовём несколько тем, в основе которых лежит групповая характеристика: «Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; «Водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; «Горцы на страницах романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; «Поместное и столичное дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (в этой теме соединяется и групповой портрет, и сравнительная характеристика) «Чиновники города N в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Чиновники губернского города  в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Московское общество в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Внимание! В сочинении – групповой характеристике не следует рассматривать образы героев один за другим, механически соединяя их характеристики. Подобная работа выглядит примитивно, в ней будет много ненужных повторений. Здесь должен найти место анализ типических черт литературных героев и их индивидуальных особенностей. Разные подгруппы героев, а также отдельные персонажи сопоставляются, что даёт возможность раскрыть их идейно-художественную сущность. Функции групповых (коллективных) образов Чаще всего они выполняют следующие функции: – характеризуют «среду», то есть «обстоятельства», которые влияют на героев (например, ночлежники в пьесе М.Горького «На дне»); – влияют на развитие сюжета (в комедии «Горе от ума» сплетня о безумии Чацкого активизирует фамусовское общество, объединяет его, действие стремительно развивается, двигаясь к кульминации и развязке). Групповой образ может быть нерасчленённой, неиндивидуализированной массой, которая осмысливается как положительно (народ в романе «Война и мир»), так и отрицательно (чиновничество в «Мёртвых душах»). Но на фоне группового портрета вы можете найти и выделить яркие индивидуальности (Платон Каратаев в романе Толстого показан и как часть народной массы, и как яркая индивидуальность). Групповые образы в драматических произведениях Если вы работаете с текстом драматического произведения, то обратите внимание, что групповой (коллективный) образ создаётся за счёт введения безымянных героев. Они, произнося свои немногочисленные реплики, выражают общественное мнение (у Островского в драме «Гроза» это «жители обоего пола», у Грибоедова господин N и господин D).

Обобщённая характеристика  литературного типа

Работа над таким сочинением ведётся с учётом того, о чём мы говорили в первой части наших рекомендаций. Писать вы будете о литературном герое, давая ему характеристику. Однако это не просто герой, а «тип, то есть обобщённый образ человеческой индивидуальности, наиболее возможный, характерный для определённой общественной среды». Это и будет самым сложным, и самым важным в вашей работе. Вам необходимо увидеть, как со временем образ впитывал в себя те черты, которые делали его типическим. В сочинении постарайтесь показать, как происходила эволюция образа от эпохи к эпохе. Приведём пример. Если нам предложена тема «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века», то начинать надо с А.С.Пушкина, с его Самсона Вырина, героя повести «Станционный смотритель». Затем, конечно, вспомним Акакия Башмачкина из гоголевской «Шинели». Далее идём к Ф.М.Достоевскому, его Макару Девушкину из романа «Бедные люди», Семёну Мармеладову из романа «Преступление и наказание». Завершим героями рассказов А.П.Чехова. Такое движение во времени позволит увидеть, как этот образ формировался, менялся и переосмысливался. Герой этих произведений – человек бедный (герой Достоевского – нищий!), униженный жизнью и людьми, никому не нужный, совершенно не защищённый, жизненный конец которого трагичен. Он вызывает жалость и сочувствие. В этом проявился действенный гуманизм русской литературы, которая сказала своё слово в защиту «маленького человека». Однако у Чехова уже всё иначе. Его герой вызывает у писателя презрение и сарказм, потому что сам герой слишком часто и легко забывает о чувстве собственного достоинства, о человеческой гордости, потому что ради выгоды, прибавки к жалованью, а то и просто так готов унижаться сам. Завершая наши рекомендации, подчеркнём, любой вид сочинения позволяет любому думающему человеку проявить свою творческую индивидуальность, нравственную и гражданскую позицию, интеллект и кругозор, художественное чутье. Работая над сочинением-характеристикой, пользуйтесь словами, хорошо понимая их значение: Герой – действующее лицо в художественном произведении, обладающее определённостью характера, индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром. Герой наделён биографией (более или менее подробной или её элементами), портретными чертами и представлен в системе отношений с другими действующими лицами и миром в целом. Персонаж – действующее лицо в художественном произведении. В практике это понятие используется чаще по отношению к второстепенным действующим лицам, существенно не влияющим на ход событий и характер конфликта. Сравнение – сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Компоненты сравнительной характеристики

Сравнительная характеристика, на наш взгляд, — одно из интереснейших заданий в литературе. Она помогает не только лучше понять героев, но выяснить причины их сходства и различия. Данная работа хорошо тренирует логическое мышление школьников.

Сравнительную характеристику литературных персонажей можно оформить в виде таблицы или сочинения. мы рекомендуем раскрыть в работе следующие пункты:

  1. Общая характеристика литературного произведения (автор и название произведение; краткая характеристика эпохи, когда было написано произведение; тема и идея литературного произведения; особенности композиции; авторская позиция).
  2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. Например, в основе образной системы романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). А сюжет построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым.  
  3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.): Остап и Андрий – родные братья, которые всю жизнь находились рядом: вместе росли, воспитывались и учились, но одинаковые условия не повлияли на формирование подобных характеров, так как в них изначально были заложены различные черты. Общее у них было только одно – мечта о воинской славе и ратных подвигах.
  4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. К примеру, Илья Обломов и Андрей Шольц были совершенно разными людьми, несмотря на то, что дружили. Проследив становление их образов, становится понятно, что в основе формирования их характеров лежит кардинально противоположное воспитание. Поэтому одним из главных критериев сравнительной характеристики должно быть именно воспитание, а также семейные взаимоотношения.
  5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, целей, образа жизни, внешности, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
  6. Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. В качестве примера давайте рассмотрим роман И.А. Гончарова «Обломов», который был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения общество делилось на два лагеря – тех, кто придерживался старых устоев и сторонников обновлений. Концепция этого противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух этих героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими личностями.

План сравнительной характеристики героев произведения

Данный план поможет вам не забыть пункты, которые нужно учесть при анализе героев. Конечно, автор может не давать информацию в произведении по всем данным пунктам, поэтому действовать нужно из контекста.

  1. Место и роль героев в сюжете произведения (кто есть кто).
  2. Возраст, социальное положение.
  3. Портрет героев – анализ описания внешности героев, выделение наиболее значимых деталей.
  4. Индивидуальные черты героев: характер, манера поведения, мировоззрение, образ жизни, отношение к жизни, любовь, семья.
  5. Образование.
  6. Жизненные ценности героев (духовные или материальные), стремления в жизни.
  7. Речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они). Сравнение особенностей речи героев.
  8. Поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках. Сопоставление поведения героев в разных ситуациях.
  9. Самооценка героев.
  10. Степень участия и их роль в конфликте.
  11. В каких поступках, мыслях и действиях лучше всего раскрывается характер героя?
  12. Отношение автора литературного произведения к героям: в чём выражается, дает ли автор прямую оценку героям или позволяет читателю самостоятельно делать вывод.
  13. Отношение автора сочинения к данным персонажам: кто понравился больше, почему.

Сравнительная характеристика в виде таблицы

Сравнительная характеристика в виде таблицы делается достаточно просто. Ее можно оформить в электронном виде или записать в рабочую тетрадь. Часто сравнительные таблицы в тетради создаются без линий, обозначающих границы. В таком случае характеристики героев записываются просто в разные колонки.

Чаще всего, таблица сравнительной характеристики состоит из трех колонок: 1-я – критерии по которым происходит сравнений, 2-я – первый персонаж, участвующий в сравнении, 3-я – второй персонаж, участвующий в сравнении.

Критериев для сравнения героев литературных произведений может быть, сколько угодно. Главное, выбрать те, которые наиболее полно раскроют образ каждого из персонажей. И важно помнить о том, что каждая сравнительная характеристика должна оканчиваться выводом.

План 1-й персонаж 2-й персонаж
Возраст
Социальный статус, положение в обществе
Внешность
Черты характера
Образование
Образ жизни
Любовь
Семья
Жизненные ценности
Мечты
Увлечения
Речевые особенности
Поступки
Самооценка
Роль в произведении
Отношение автора
Личное отношение
Вывод

Сравнительная характеристика в виде сочинения

Мы рекомендуем при написании сравнительной характеристики придерживаться примерно следующего плана:

1. Вступление. Выявление основания для сравнения героев.

Вступительная часть сочинения вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как правило, она занимает не более 20% всего текста. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.

Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:

  1. история  создания  произведения;
  2. связь произведения с  исторической ситуацией эпохи;
  3. критическая  оценка  произведения,  образов  героев;
  4. суждение  о теме   сочинения,  её  актуальности;
  5. рассуждение  по  поводу  подходящих к теме  высказываний;
  6. введение оценки  персонажей,  которая  затем   детализируется  в тексте;
  7. личностное  отношение  пишущего  к  писателю  или его  персонажам  и др.

Особенность вступления сравнительной характеристики заключается в том, что в оно должно содержать четкий и внятный тезис – почему вы сравниваете сравниваемое.  Сравнение должно подчеркивать что-то, что объясняет сходство или различие сравниваемых объектов, и в тезисе это «что-то» должно быть отражено.

2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.

  • 1 вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения.
  • 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, черты характера, взгляды и т.д.)

Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Сначала необходимо сравнить самые простые характеристики героев: возраст, внешность, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток и др. Далее обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой — эгоистичный циник, заботящийся только о собственном благополучии.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – устал от жизни (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (Соня Мармеладова), другой – думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина же посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд. Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Сопоставляя образы, следует учитывать:

  • их сходство и различие;
  • какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают друг с другом;
  • можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы и т.д.

! При сравнении нужно обратить внимание на художественные средства и приемы, которые использует автор, а также использовать цитаты !

3. Заключение. Подведение итогов сравнительной характеристики.

В конце сочинения всегда подводятся итоги, к которым привела сравнительная характеристика. Необходимо объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев. Также следует выразить ваше отношение к каждому из героев: кто понравился больше, почему.

Виды  заключений:

  1. обобщение  с использованием  цитатных  характеристик персонажей;
  2. выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
  3. размышления  о  значении  произведения в  жизни  общества;
  4. размышления о типичности  образов  персонажей  произведения и др.

Каких героев можно сравнивать?

Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Формулировки тем для сравнительной характеристики

Формулировки тем могут быть достаточно традиционными: «Евгений Онегин и Владимир Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а могут содержать и некий новый поворот: «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения — союз «и».

Общие советы по написанию

Анализ текста, речи, штрихов к портрету и «говорящих» деталей – аргументы для сравнения. Необходимо обратить особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях — глубокое различие.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения. Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас сравнение. Определите, как к этим героям относитесь вы.

Избегайте ошибок и речевых недочетов:

  1. Не употребляйте без острой необходимости какое-либо слово дважды в одном предложении.
    • Ошибка: Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В данном предложении дважды повторяется слово «герой».
    • Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура романа «Герой нашего времени».
    • Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». В данном предложении дважды повторяется имя и фамилия главной героини.
    • Как исправить: Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
  2. Не определяйте отношение автора литературного произведения к своему герою одним словом: «хорошо» или «плохо». Необходимо доказать свои мысли конкретными примерами. К примеру, если автору нравится персонаж, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание к герою или восхищение им. Авторское отношение к герою может быть и двойственным. В таком случае, необходимо пояснить причины.
  3. В заключении следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Необходимо выразить свою позицию – отношению к герою. Не следует писать: «Этот герой мне нравится», «Он мне не симпатичен» — это слишком поверхностно. Нужно грамотно выразить свою позицию и обосновать её.

Вместо заключения

Сравнительная характеристика — один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. Сравнительная характеристика часто помогает по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению определяется проблема, над которой будет происходить дальнейшая работа, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей — только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса.

Текст: Базанов Даниил, 5.9k 👀