Сравнительная характеристика героев | школьные инструкции

Компоненты сравнительной характеристики

Сравнительная характеристика, на наш взгляд, – одно из интереснейших заданий в литературе. Она помогает не только лучше понять героев, но выяснить причины их сходства и различия. Данная работа хорошо тренирует логическое мышление школьников.

Сравнительную характеристику литературных персонажей можно оформить в виде таблицы или сочинения. мы рекомендуем раскрыть в работе следующие пункты:

  1. Общая характеристика литературного произведения (автор и название произведение; краткая характеристика эпохи, когда было написано произведение; тема и идея литературного произведения; особенности композиции; авторская позиция).
  2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. Например, в основе образной системы романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). А сюжет построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым.  
  3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.): Остап и Андрий – родные братья, которые всю жизнь находились рядом: вместе росли, воспитывались и учились, но одинаковые условия не повлияли на формирование подобных характеров, так как в них изначально были заложены различные черты. Общее у них было только одно – мечта о воинской славе и ратных подвигах.
  4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. К примеру, Илья Обломов и Андрей Шольц были совершенно разными людьми, несмотря на то, что дружили. Проследив становление их образов, становится понятно, что в основе формирования их характеров лежит кардинально противоположное воспитание. Поэтому одним из главных критериев сравнительной характеристики должно быть именно воспитание, а также семейные взаимоотношения.
  5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, целей, образа жизни, внешности, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
  6. Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. В качестве примера давайте рассмотрим роман И.А. Гончарова «Обломов», который был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения общество делилось на два лагеря – тех, кто придерживался старых устоев и сторонников обновлений. Концепция этого противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух этих героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими личностями.

План сравнительной характеристики героев произведения

Данный план поможет вам не забыть пункты, которые нужно учесть при анализе героев. Конечно, автор может не давать информацию в произведении по всем данным пунктам, поэтому действовать нужно из контекста.

  1. Место и роль героев в сюжете произведения (кто есть кто).
  2. Возраст, социальное положение.
  3. Портрет героев – анализ описания внешности героев, выделение наиболее значимых деталей.
  4. Индивидуальные черты героев: характер, манера поведения, мировоззрение, образ жизни, отношение к жизни, любовь, семья.
  5. Образование.
  6. Жизненные ценности героев (духовные или материальные), стремления в жизни.
  7. Речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они). Сравнение особенностей речи героев.
  8. Поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках. Сопоставление поведения героев в разных ситуациях.
  9. Самооценка героев.
  10. Степень участия и их роль в конфликте.
  11. В каких поступках, мыслях и действиях лучше всего раскрывается характер героя?
  12. Отношение автора литературного произведения к героям: в чём выражается, дает ли автор прямую оценку героям или позволяет читателю самостоятельно делать вывод.
  13. Отношение автора сочинения к данным персонажам: кто понравился больше, почему.

Сравнительная характеристика в виде таблицы

Сравнительная характеристика в виде таблицы делается достаточно просто. Ее можно оформить в электронном виде или записать в рабочую тетрадь. Часто сравнительные таблицы в тетради создаются без линий, обозначающих границы. В таком случае характеристики героев записываются просто в разные колонки.

Чаще всего, таблица сравнительной характеристики состоит из трех колонок: 1-я – критерии по которым происходит сравнений, 2-я – первый персонаж, участвующий в сравнении, 3-я – второй персонаж, участвующий в сравнении.

Критериев для сравнения героев литературных произведений может быть, сколько угодно. Главное, выбрать те, которые наиболее полно раскроют образ каждого из персонажей. И важно помнить о том, что каждая сравнительная характеристика должна оканчиваться выводом.

План 1-й персонаж 2-й персонаж
Возраст
Социальный статус, положение в обществе
Внешность
Черты характера
Образование
Образ жизни
Любовь
Семья
Жизненные ценности
Мечты
Увлечения
Речевые особенности
Поступки
Самооценка
Роль в произведении
Отношение автора
Личное отношение
Вывод

Сравнительная характеристика в виде сочинения

Мы рекомендуем при написании сравнительной характеристики придерживаться примерно следующего плана:

1. Вступление. Выявление основания для сравнения героев.

Вступительная часть сочинения вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как правило, она занимает не более 20% всего текста. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.

Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:

  1. история  создания  произведения;
  2. связь произведения с  исторической ситуацией эпохи;
  3. критическая  оценка  произведения,  образов  героев;
  4. суждение  о теме   сочинения,  её  актуальности;
  5. рассуждение  по  поводу  подходящих к теме  высказываний;
  6. введение оценки  персонажей,  которая  затем   детализируется  в тексте;
  7. личностное  отношение  пишущего  к  писателю  или его  персонажам  и др.

Особенность вступления сравнительной характеристики заключается в том, что в оно должно содержать четкий и внятный тезис – почему вы сравниваете сравниваемое.  Сравнение должно подчеркивать что-то, что объясняет сходство или различие сравниваемых объектов, и в тезисе это «что-то» должно быть отражено.

2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.

  • 1 вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения.
  • 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, черты характера, взгляды и т.д.)

Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Сначала необходимо сравнить самые простые характеристики героев: возраст, внешность, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток и др. Далее обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой – эгоистичный циник, заботящийся только о собственном благополучии.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – устал от жизни (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (Соня Мармеладова), другой – думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина же посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд. Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Сопоставляя образы, следует учитывать:

  • их сходство и различие;
  • какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают друг с другом;
  • можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы и т.д.

! При сравнении нужно обратить внимание на художественные средства и приемы, которые использует автор, а также использовать цитаты !

3. Заключение. Подведение итогов сравнительной характеристики.

В конце сочинения всегда подводятся итоги, к которым привела сравнительная характеристика. Необходимо объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев. Также следует выразить ваше отношение к каждому из героев: кто понравился больше, почему.

Виды  заключений:

  1. обобщение  с использованием  цитатных  характеристик персонажей;
  2. выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
  3. размышления  о  значении  произведения в  жизни  общества;
  4. размышления о типичности  образов  персонажей  произведения и др.

Каких героев можно сравнивать?

Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Формулировки тем для сравнительной характеристики

Формулировки тем могут быть достаточно традиционными: «Евгений Онегин и Владимир Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а могут содержать и некий новый поворот: «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения – союз «и».

Общие советы по написанию

Анализ текста, речи, штрихов к портрету и «говорящих» деталей – аргументы для сравнения. Необходимо обратить особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях – глубокое различие.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения. Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас сравнение. Определите, как к этим героям относитесь вы.

Избегайте ошибок и речевых недочетов:

  1. Не употребляйте без острой необходимости какое-либо слово дважды в одном предложении.
    • Ошибка: Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В данном предложении дважды повторяется слово «герой».
    • Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура романа «Герой нашего времени».
    • Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». В данном предложении дважды повторяется имя и фамилия главной героини.
    • Как исправить: Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
  2. Не определяйте отношение автора литературного произведения к своему герою одним словом: «хорошо» или «плохо». Необходимо доказать свои мысли конкретными примерами. К примеру, если автору нравится персонаж, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание к герою или восхищение им. Авторское отношение к герою может быть и двойственным. В таком случае, необходимо пояснить причины.
  3. В заключении следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Необходимо выразить свою позицию – отношению к герою. Не следует писать: «Этот герой мне нравится», «Он мне не симпатичен» – это слишком поверхностно. Нужно грамотно выразить свою позицию и обосновать её.

Вместо заключения

Сравнительная характеристика – один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. Сравнительная характеристика часто помогает по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению определяется проблема, над которой будет происходить дальнейшая работа, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей – только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса.

Даниил Романович | Просмотров: 345

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *